Психологические особенности проведения следственного эксперимента и проверки показаний на месте
Проверка показаний на месте сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Ближе всего по своей психологической характеристике оно относится к допросу и осмотру места происшествия, в основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных действий. Сам по себе повторный рассказ обвиняемого (или другого очевидца) о событии преступления на месте его совершения, естественно, никакой дополнительной доказательственной силой не обладает. Главная цель воспроизведения показаний — получить дополнительную информацию, кроме той, которая уже была получена в ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению.
При проверке показания на месте у допрашиваемого путем ассоциативных связей улучшается память. На месте происшествия, находясь среди вещей и предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто забыл.
Следователь в ходе проверки показаний на месте может получить информацию значительно большую, чем при допросе, потому что он не только слушает, но видит и сравнивает.
В ходе проверки показаний на месте следователь нередко ставит перед собой задачи проверки достоверности той или иной версии, выдвинутой им самим или обвиняемыми.
В ходе проверки показаний на месте часто выявляются противоречия в собранных по делу доказательствах, которые иным способом выявить было трудно или невозможно.
Поскольку проверки показаний на месте производится только с согласия допрошенного лица, от следователя требуется проявить значительные коммуникативные качества для успешного поддержания контакта в период этого сложного следственного действия.
Чаще всего встречаются следующие основания для проведения проверки показаний на месте:
- Необходимость обнаружения места происшествия.
- Необходимость установления пути следования.
- Установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов.
- Установление неизвестных следствию лиц.
- Установление и уточнение отдельных обстоятельств происшествия.
- Установление обстоятельств, способствующих совершению преступления.
- Установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных объектов или маршрута.
Успешная проверка показаний на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен одновременно руководить большой группой людей (специалисты, конвой, понятые и др.), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее, направлять ход следственного действия, а также достаточно полно зафиксировать всю собранную информацию.
Прежде всего нужно, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия — лица, чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств.
Следователь не должен забывать и об отрицательном влиянии, которое оказывают подчас на позицию лица, чьи показания подлежат проверке, его окружающие (сокамерники, соучастники, иные заинтересованные в исходе дела лица).
Есть люди, которые охотно рассказывают о совершенных преступлениях или проступках следователю наедине и вместе с тем испытывают большие трудности рассказывая об этом же самом группе людей. Очевидно, предполагая это, надо заранее провести с допрашиваемым определенную работу — разъяснить порядок проверки показаний на месте, рассказать, кто участвует в следственном действии, какие функции все будут выполнять.
Особенно много внимания требует проведение проверки с несовершеннолетними. Конечно, большую помощь следователю может оказать участвующий в проверке педагог, с которым есть смысл побеседовать до проверки об особенностях психики подростка, чтобы внимание подростка было сконцентрировано на рассказе и демонстрации того, что составляет существо проверки показаний на месте. Следует заранее подробно рассказать ему о порядке проведения этого следственного действия, о его участниках, о задачах, которые стоят перед подростком.
В ходе самой проверки необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты (например, наличие посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного действия аппаратура и т. д.).
Ряд проблем психологического плана следует иметь в виду и в отношении других участников рассматриваемого следственного действия. Подбирать участников надо заблаговременно, а не за полчаса до начала проверки
Если речь идет о подозреваемом или обвиняемом, участники проверки должны быть предупреждены о недопустимости проявления вовне чувств презрения, негодования, жалости и т. д., поскольку одно неосторожно брошенное слово может моментально разрушить атмосферу доверия к следователю и сделать невозможным дальнейшее проведение следственного действия.
Определенные трудности возникают тогда, когда проводится проверка показаний на месте при большом разрыве во времени с событием преступления. Изменяется растительность: вчерашние кустики стали высокими деревьями. Старое здание магазина разрушено, построено новое — в ста метрах от старого и т. д. В этом случае очень важно, не торопясь, принять всевозможные меры для того, чтобы оживить у допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные обстоятельства, детали и т. д., которые дадут возможность правильно оценить результаты проверки.
В последнее время в практике разоблачения организованных преступных группировок используется так называемый «оперативный эксперимент».
Важен подбор участников следственного эксперимента. К проведению экспериментов обычно привлекается значительный круг лиц. Кроме следователя и понятых в экспериментах могут принять участие: обвиняемый (подозреваемый), потерпевший, свидетель, специалисты различных отраслей знания, а также технический персонал, помогающий практически выполнить те или иные опытные действия.
Большое количество участников проведения этого следственного действия влечет за собой, с одной стороны, неизбежность влияния социально-психологических факторов, а с другой стороны, фактора индивидуальных особенностей, поскольку каждый из участников эксперимента обладает своими, только ему присущими качествами и свойствами, которые накладывают отпечаток на ход расследования и без учета которых нельзя быть уверенным в достоверности данных, полученных экспериментальным путем.
Необходимое условие достоверности результатов следственного эксперимента — воспроизведение в опыте обстоятельств расследуемого события должно быть максимально приближено к проверяемому. Это касается и используемых в эксперименте материальных объектов и условий, в которых они должны проявить те или иные свои качества и свойства. Обычно при экспериментах применяются те предметы материального мира, которые оказались в орбите интересующего следствие события. Это в наибольшей мере обеспечивает получение экспериментальным путем того же результата, что и при фактическом развитии проверяемого события. Однако иногда этого сделать не удается: одни существенные для дела предметы оказываются сильно поврежденными либо вовсе уничтоженными событием преступления; другие с течением времени изменили свои первоначальные качества и свойства, третьи недостаточны по количеству. Во всех этих случаях следователь вынужден при постановке экспериментов заменять подлинные предметы их моделями.
Модель в этих условиях выступает как аналог оригинала. А чтобы быть принципиально пригодным средством использования вместо оригинала, она должна быть сходна с ним во всех существенных признаках и свойствах. Поэтому можно сказать, что моделирование в эксперименте представляет собой опосредованное изучение объекта путем оперирования с его моделью.
Психология обыска
В отличие от осмотра места происшествия поисковая следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в остановке открытого психологического противодействия с их стороны. Эти лица в процессе проведения обыска имеют возможность оценивать результативность усилий следователя, его индивидуально-психологические особенности и профессиональные качества.
Психология личности обыскиваемого (психология прячущего) и его поведения во время обыска имеет свои особенности. Чаще это связано с наличием или отсутствием факта неожиданности при его проведении. В первом случае обыскиваемый не сумел или не успел предпринять действий, направленных на сокрытие или уничтожение вещественных доказательств, был психологически не готов к проведению обыска. А во втором – он предвидел его возможность, в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя, и в зависимости от этого отработал различные варианты своего поведения.
На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления, познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, мотивационную сферу.
В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки.
Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» действий могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью.
Наиболее часто обыскиваемый пытается укрыть вещественные доказательства в недоступных или труднодоступных местах (чердаки, повалы, мусорные баки, выгребные ямы, колодцы, тайники), рассчитывая, что следователь будет не в состоянии преодолеть существующие преграды поиска.
Но лица, наделенные развитым интеллектом, помимо объективнонедоступных (труднодоступных) мест, нередко используют субъективнонедоступные для обыска места, прибегают к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь не обратит внимание на объекты, открыто находящиеся в его поле зрения. Например, какой-нибудь важный финансовый документ может находиться не в сейфе или тайнике, а прямо на видном месте в газетной стопке и т.п.
Ценную для поиска информацию следователь может получить и в ходе самого обыска, наблюдая за поведением и психофизиологическим состоянием, реакциями обыскиваемого. Поэтому процедуру обыска целесообразнее проводить с помощником, который, помимо поиска, будет незаметно наблюдать за обыскиваемым.
Стремясь ввести следователя в заблуждение или просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различным уловкам:
- демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;
- умышленно отвлекают его внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под предлогом какой-либо срочной необходимости;
- дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана;
- совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.
В таких случаях следователю необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдения установленного порядка при проведении обыска.
Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего) определяют ее результативность. Важно, чтобы в его мотивационной сфере была сформирована мощная поисковая доминанта,надо очень сильно хотеть этого. Нельзя рассчитывать на положительный результат, если утрачена уверенность в успехе, на случайные находки, если обыск проводится «на всякий случай».
Целенаправленному поведению предшествует соответствующая психологическая подготовка к обыску, во время которой оценивается вся добытая информация, формируется целевая установка – отыскать разыскиваемое вещественное доказательство, преодолеть связанные с этим трудности, т.е. создается определенный эмоционально-волевой настрой, который и способствует любой творческой поисковой деятельности.
Другое важное объективное психологическое условие – это многопредметность окружающей обстановки, в которой проводится обыск. Известно, что с увеличением количества воспринимаемых предметов, величина поля восприятия, его качественные показатели резко снижаются, что приводит к различным проблемам в любой познавательной деятельности, тем более в такой специфической, как обыск. Поэтому во время обыска вся обстановка, подлежащая обследованию, мысленно разбивается на отдельные участки, соответствующие находящимся здесь предметам, и определяется последовательность их изучения.
Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются следователем в незнакомой для него обстановке, нередко в условиях активного противодействия обыскиваемого, что в совокупности само по себе является фактором, в сильной степени отвлекающим, рассеивающим внимание следователя. Это приводит к повышенной утомляемости, к более быстрому снижению, особенно к концу обыска, работоспособности. Поэтому во время обыска необходимо делать небольшие перерывы в работе, внося коррективы в последовательность поисковых действий.
Поскольку основная нагрузка при обыске ложится на органы зрения необходимо создание условий для повышения порога их чувствительности: обыск необходимо начинать с утра, максимально используя дневное освещение, или обеспечить хорошую освещенность помещения иными средствами. Следует использовать научно-технические средства криминалистики и специальные приемы, улучшающие качество осмотра (лупа, рассматривание предметов под разными углами зрения с использованием подсветки).
Во время обыска важно исключить воздействие на психику, сознание следователя различных отрицательных раздражителей (шум, посторонние разговоры и т.п.). Ничто постороннее не должно беспокоить, отвлекать внимание. Не должно быть никакой спешки и суеты, важно осознать, внушить себе, что пока обыск не завершен, ничего другого не существует.
Особенно важно следить за своим эмоциональным состоянием, по возможности нейтрализовать все негативные эмоции, связанные с обследованием объектов, вызывающих отвращение, чувство брезгливости. Для этого необходимо иметь с собой соответствующие технические средства (перчатки, сапоги, халаты, фартуки и т.п.). Не следует поддаваться растерянности в случае безрезультатности поисков, а тем более показывать это состояние обыскиваемому. Если искомые предметы не найдены, нужно еще раз проанализировать весь ход своих поисковых действий, подумать над тем, что еще не сделано, на что не было обращено должного внимания.
Поиск можно прекращать лишь тогда, когда есть безусловная уверенность в том, что сделано было все возможное, чтобы найти искомые предметы. Если такой уверенности нет, завершать обыск нельзя.
Большое внимание на эффективность обыска оказывают интеллектуальные качества следователя, его высокая познавательная активность, гибкое, творческое, нестандартное мышление, позволяющие в изменяющееся обстановке своевременно использовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, быстро переключать свое внимание в условиях воздействия большого количества информации, выбирать из информации самое нужное в данный момент. Важны также собранность, организованность, высокая работоспособность, склонность к оперативному анализу, сопоставлению разрозненных фактов и выявлению на этой основе скрытых взаимосвязей. Например, возникновение едва уловимых признаков нервно-психического напряжения у обыскиваемого, совпадающих по времени с осмотром каких-либо предметов.
Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого, которые разработаны в судебной психологии и криминалистике:
- метод беседы или «словесной разведки» - прежде, чем начать обследование какого-либо объекта следователь интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за реакцией обыскиваемого;
- метод испытания – следователь через какое-то время возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных психофизиологических реакций;
- метод сравнения – позволяет выявить в осматриваемых предметах существенные различия, неоднородность формы, окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие признаков, характерных для оригинала.
Применяются и другие методы, описанные в различных учебниках и руководствах по криминалистике.
Психологические особенности допроса.Допрос – самый распространенный способ получения доказательств по делу и в то же время одно из самых сложных следственных действий, поскольку его проведение требует от следователя достаточно высокой профессиональной и психологической культуры, глубокого знания людей, их психологических особенностей, мастерского владения тактическими приемами допроса. Без всего арсенала этих качеств следователю вряд ли удастся получить достоверные показания и изобличить ложные. В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен уметь осуществлять эффективную коммуникативную деятельность, умение общаться, знание приемов и методов манипулятивного воздействия на оппонента крайне необходимо следователю, поскольку его собеседники, как правило, или скрывают необходимую информацию, или умышленно ее искажают или же выдают ее в деформированном виде в силу определенного субъективных особенностей.
Этому аспекту следственных действий посвящено большое количество литературы. В последние годы вышло несколько тематических монографий: «Тактика и психологические основы допроса» (Кертес И., 1965), «Тактика допроса при расследовании преступлений» (Васильев А.Н., Карнеева Л.М., 1970) и «Тактика допроса при предварительном следсивии» (Карнеева Л.М., Ордынская С.С., Розенблит С.Я.) и др.
Средство или механизм межличностного общения, обеспечивающий его нормальное его протекание и продуктивность, называется «раппорт». Хороший раппорт с другим человеком создает подходящие условия для действенного обмена мыслями и мнениями. Умение общаться не ограничивается содержанием наших слов и жестами. Оно подразумевает более сложное и не всегда заметное взаимодействие. Временами раппорт устанавливает как бы сам собою, и формулу успеха в этих случаях мы могли бы назвать хорошим «сочетанием характеров»: вы просто мгновенно «находите общий язык» с человеком. Однако в следственной практике такие явления достаточно редки хотя бы потому, что следователь и обвиняемый обычно даже при сходстве характеров находятся по разные стороны «баррикад». Поэтому для следователя является весьма важным элементом его профессиональной деятельности умение общаться, причем делать это доверительно и очень профессионально. Искусство установки раппорта может стать прекрасным средством достижения профессиональной коммуникаций.
В чем смысл раппорта и каким образом он достигается?
Обычно нам нравятся те, кто похож на нас самих. С такими людьми проще ладить, то есть общаться более эффективно. В свою очередь, мы тоже нравимся этим людям – по той же причине. Таким образом, хороший раппорт подразумевает соответствие, подстройку, Те, кто пребывает в раппорте, склонны вести себя сходным образом. Секрет раппорта заключается в умений добиваться так называемой подстройки, которую можно осуществлять по нескольким параметрам:
· Физиология: поза и телодвижении;
· Голос: тон, темп речи и прочие характеристики;
· Язык и образ мышления: используемый словарь и соответствующая «система представления» (зрение, слух, ощущения);
· Убеждения и ценности: то, во что люди верят и что считают важным;
· Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах;
· Дыхание: утонченное, но очень мощное средство подстройки.
Прежде, чем пытаться установить раппорт, необходимо четко помнить о том, сколь важно соблюдать такт и демонстрировать уважение к собеседнику, даже если он подозревается в совершении тяжкого преступления.
Итак, подстройка к физиологии основывается на том, что люди, которые хорошо ладят друг с другом, склонны при общений принимать похожие позы. Сходство проявляется не только в общей позе тела, но так же в жестах и манерах. Например, оба собеседника могут сидеть, откинувшись на стуле, либо скрестив ноги или руки. Такое подражание происходит совершенно естественно, и мы его почти не замечаем. Когда раппорт установлен, интересы собеседников сосредоточиваются друг на друге, а не на внешних признаках. Чтобы подстроиться к собеседнику, вы можете:
· Сидеть или стоять в той же позе, изменить осанку или склонить голову набок;
· Скрестить либо, напротив, освободить руки или ноги;
· Повторять его жесты движениями рук, головы и тела.
Подстройка проводится последовательно. Вам не обязательно мгновенно начать повторять язык тела собеседника во всех подробностях. Начните с одной черты – скажем, общей позы или осанки, - затем постепенно подстройтесь к наклону головы, скрестите ноги, воспроизведите движение рук, размах жестов, уровень громкости и высоту голоса и так далее. Подстройка представляет собой непрерывный процесс, а не однократное действие. Это означает, что, накапливая опыт и развития свои навыки, вы можете проводить эксперименты с частичной подстройкой на любом уровне.
Если собеседник принял совершенно неподражаемую или слишком своеобразную позу, для подстройки вам достаточно лишь частично изменить положение тела, не доводя данное его движение до конца. Чтобы установить и сохранить раппорт, не обязательно в точности подражать собеседнику.
Если человек активно пользуется мимикой – вскидывает брови, выкатывает или закатывает глаза, надувает губы и так далее, - ему вряд ли легко общаться с пассивным, не выдающим своих чувств собеседником, чье лицо непроницаемо, словно он играет в карты. Люди ожидают сходной реакции, и такому собеседнику отклик в виде мимики покажется вполне нормальным.
При подстройке к слишком заметным особенностям позы – например, скрещенным ногам или рукам, - помогает некоторая задержка. Нужно выждать некоторое время и провести подстройку так, чтобы эти движения выглядели вполне естественными.
Вы можете воспользоваться вариантом частичной подстройки – так называемой «перекрестной подстройки». Если собеседник складывает руки на груди, вы можете просто сложить ладони вместе; если он потирает руки, вы шаркаете ногой, а когда собеседник комкает в руке пустую пачку сигарет или носовой платок, щелкните кнопкой авторучки. Собеседник не замечает характерных признаков собственного поведения; аналогичным образом он не заметит ваших действий, направленных на подстройку, - однако сам раппорт при этом может быть установлен без каких – либо затруднений.
Высота и тон вашего голоса тоже составляет немаловажный параметр общения. Согласно многим исследованиям, сам по себе голос нередко оказывает большее влияние, чем произносимые слова. В любом случае, чем больше параметров вы учитываете при подстройке, тем эффективнее установленный вами раппорт.
К индивидуальным особенностям, которые вы можете выделить в голосе собеседника, относятся: громкость, темп, ритм, высота, тембр, интонация, произношение. Как обычно, начинайте с подстройки к одной характеристике, а затем, по мере накопления опыта, дополняйте ее другими. В то же время не пытайтесь подражать диалектному произношению и особенностям дикции – собеседник может подумать, что вы его передразниваете.
Объектом подстройки могут стать, помимо прочего, убеждения и ценности. Такая подстройка может оказаться полезной в тех случаях, когда другие попытки установить раппорт не приносят успеха. Люди очень высоко ценят свои глубоко укоренившиеся убеждения, и подстройка к ним временами может нечаянно задеть «чувствительную струнку» в душе собеседника. В следственной практике это весьма распространенный прием. Вы подстраиваетесь под убеждения подозреваемого или свидетеля и вносите в разговор атмосферу общности ваших взглядов. Выявив общую основу для взаимопонимания, вы можете вполне эффективно применить прочие приемы подстройки. Даже самые простые переживания, если они общие, помогают установить первоначальный раппорт, от которого зависит успех. Например, вопрос типа: «Здесь жарковато, может открыть окно?», - уже способен положить начало взаимопониманию.
Нередко в процессе общения собеседник начинает повторять ваши движения, характеристики голоса или языка. Он «шагает» в ногу с вами, а вы его «ведете». Затем, сохраняя раппорт, вы постепенно меняете собственное поведение таким образом, чтобы собеседник интуитивно подстраивался к вам, «следовал» за вами. Этим приемом можно изменить его эмоциональное состояние, т.е. добиться цели общения. Но если в течении продолжительного времени собеседник не копирует изменения в вашем поведении, не подстраивается к тону вашего голоса, то вам нужно вернуться к простому подсоединению (подстройке), восстановив первоначальный раппорт, а затем вновь попробовать повести собеседника за собой.
Подстройку можно проводить, в частности, при общении с рассерженным или взволнованным человеком, поведение которого отличается выразительностью и порывистостью движений. Противоположная позиция (спокойствие и собранность) может привести собеседника в еще большее раздражение. Поэтому, естественно, в пределах разумного необходимо присоединиться к поведению собеседника и постараться таким образом установить раппорт. После этого можно попробовать увести собеседника к нужному вам обоим результату.
Технически это выглядит в виде разделения чувств и поведения собеседника. Если он говорит торопливо и размашисто жестикулирует – войдите в его темп речи и движений. Не только словами, но и двигательно дайте ему понять, что разделяете его чувства. Продолжайте присоединение, воздерживаясь от суждений относительно адекватности поведения собеседника. Важно проявлять конгруэнтность, согласованность между словами и физиологией. Затем, постепенно меняете отдельные характеристики своего поведения (громкость, темп речи, двигательная активность) и ждите, пока собеседник не начнет следовать за вами. Уведите его к более благоприятным для успешного общения движениям тела, высоте и тону голоса, общей позе. Не забывайте о намеченном результате.