Техника правильного сбора информации
- Правильный баланс открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы приглашают собеседника к широкому распространенному ответу, а закрытые вопросы предполагают ответ либо «да», либо «нет». В целом открытые вопросы, такие, например, как «Расскажите мне, пожалуйста, о Вашей боли» представляют собой лучший способ для извлечения информации, чем вопросы закрытые - такие, как «Эта боль постоянная?» Открытые вопросы особенно полезны, когда пациентов просят описать их проблемы; в начале консультации им необходимо предоставить возможность сделать этоссамымиминимальными попытками вмешиваться в их изложение.
- Молчание. Необходимо научиться правильному использованию молчания, как способа вдохновить пациента высказаться более полно, вспомнить важные сведения.
- Прояснение ожиданий пациента от консультации. Необходимо выяснить у пациента, вчем именно заключаются его ожидания от настоящей консультации, при этом следует избегать преждевременных выводов о причинах, которые привели пациента к врачу. Это может помочь выявить случаи, где предъявляемый пациентом симптом в действительности вовсе не является главной заботой больного. Последнее может быть определено как «скрытая программа», игнорирование которой может привести к неверной диагностике проблемы пациента.
- Прояснение даваемой пациентом информации. Следует прояснить значение того, что говорит пациент, как и значение получаемых невербальных средств, чтобы быть уверенным, что правильно понимаешь пациента.
- Управление потоком информации. Следует сохранять контроль над интервью в своих руках, тактично направляя содержание беседы в сторону диагностики проблемы.
- Суммирование. За время консультации может быть получено большое количество сведений, среди которых необходимо суммировать главные данные, следует также убедиться в том, что пациент разделяет вашу точку зрения в этом вопросе.
Правила передачи информации пациенту
- Предоставление ясной и простой информации. Отсутствие в речи жаргонных слов, медицинских терминов, речь простая и понятная для пациента. Также следует проверять степень понимания проблемы пациентом, как предварительно («Что Вы знаете об астме?»), так и в ходе («Я ясно выразил мысль?») процесса объяснения. Использование специфических советов с конкретными примерами. Советы или информация абстрактного или общего характера должны быть проиллюстрированы примерами и конкретизированы в терминах, понятных пациенту: «Не кушайте повышающей кислотность пищи, например, избегайте жареных блюд».
- Преподнесение более важных вещей первыми и последними. Изучение данного вопроса подтвердило, что лучше запоминается то, что располагается в начале и конце текста (эффект края). Поэтому врачу следует более важную информацию располагать в начале и конце беседы.
- Использование повторения. В том случае, когда формулировка понятна пациенту лишь частично, следует пересказать ту же информацию, но другими словами.
- Суммирование. Суммирование должно быть коротким и повторить основные пункты, по которым в ходе беседы было достигнуто соглашение в недвусмысленных и ясных выражениях. Пациенту можно также предложить повторить врачебные инструкции с тем, чтобы быть уверенным в его понимании.
- Категоризация информации для снижения ее сложности и облегчения запоминания. Информацию нужно разделить на поддающиеся контролю разделы, о чем следует ясно просигнализировать пациенту, используя слова-метки, такие как: «Здесь есть три вещи, о которых нам следует подумать … во-первых/во-вторых/ в-третьих и т.д.»
- Невербальные способы передачи информации (мимика, контакт глаз, интонация голоса). К невербальным средствам особенно восприимчивы тревожные, мнительные и недоверчивые больные. Контакт глаз особенно важен при сообщении пациентом своих интимных переживаний, в данном случае не следует отводить глаза, это приведет к мгновенной потере контакта.
- Использование дополнительных средств. Если информация сложная, то ее изложение может сопровождаться серией заголовков, коротко записанных на листе бумаги как способ облегчить запоминание. Можно использовать в качестве дополнительных средств наглядную информацию (санбюллетени, памятки для пациентов с различными заболеваниями, в отделениях полезно иметь информационные листки, в которых описаны цели лечения, методы, режим, правила поведения пациентов).