В младшем школьном возрасте
Основная цель и результат учебной деятельности – развитие личности учащихся. Содержанием учебной деятельности является усвоение научных понятие и способов добывания знаний. Предмет изменения – сам ученик, субъект, осуществляющий эту деятельность (ЛФ. Обухова).
Структура учебной деятельности: мотивы, учебная задача (представление о том, что предстоит усвоить), учебные действия (приемы учебной работы), действия контроля, действия оценки
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте имеет следующие мотивы: «стать школьником», «внешние и внутренние мотивы», широкие социальные, узко личностные мотивы. Сформированная учебная деятельность предполагает умение учиться самому, становление ученика как субъекта учебной деятельности (активного действующего лица, деятельность которого направлена на саморазвитие).
Задания и вопросы для самоконтроля:
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является… | ||
а) | учебная деятельность | |
б) | игра | |
в) | межличностное общение | |
г) | общение с учителем | |
Для социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте характерно... | ||
а) | осознание ребёнком зависимости от взрослого | |
б) | господство сообщества сверстников | |
в) | освоение ребёнком способов действия с предметами в совместной деятельности со взрослыми | |
г) | доминирование системы отношений ребёнка и взрослого – носителя культурного опыта... | |
Центром социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте является… | ||
а) | родитель | |
б) | школа | |
в) | учитель | |
г) | близкий друг | |
д) | сверстники | |
Центральное новообразование младшего школьного возраста: | ||
а) | система «Я-сам» | |
б) | произвольность психических процессов | |
в) | чувство взрослости | |
г) | внутренняя позиция школьника | |
Основные изменения школьного возраста (по Л.С.Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением... | ||
а) | обучению | |
б) | научению | |
в) | воспитанию | |
г) | развитию | |
В структуру учебной деятельности НЕ входят: (несколько ответов) | ||
а) | оценка и контроль | |
б) | учебные предметы | |
в) | учебные действия | |
г) | учебные ситуации | |
Для познавательной сферы младших школьников характерна... | ||
а) | произвольность | |
б) | непроизвольность | |
в) | неосознанность | |
г) | неуправляемость | |
Определяющим фактором в выборе друга для младшего школьника является... | ||
а) | успеваемость и поведение | |
б) | внешний облик | |
в) | личностные качества | |
г) | нравственные черты личности | |
Установите соответствие между типом мотивации и характерными чертами поведения ребенка младшего школьного возраста. Типы мотивации: 1. мотивация достижения успеха 2. мотивация избегания неудач | ||
а) | ценят каникулы и перемены | |
б) | ценят учебное содержание | |
в) | интеллектуально активны | |
г) | привлекают сложные предметы | |
д) | любят физкультуру, труд, рисование | |
е) | интеллектуально пассивны | |
ж) | интерес к содержанию связан с игровыми моментами урока | |
В перечень универсальных учебных действий в соответствии с концепцией А.Г. Асмолова и И.А. Володарской входят: (несколько ответов) | ||
а) | коммуникативные универсальные учебные действия | |
б) | познавательные универсальные учебные действия | |
в) | личностные универсальные учебные действия | |
г) | регулятивные универсальные учебные действия | |
Неверное суждение об учебной деятельности младших школьников - … | ||
а) | «Сформированная учебная деятельность предполагает умение учиться самому» | |
б) | «Основная цель и результат учебной деятельности – развитие личности учащихся» | |
в) | «Главная цель учебной деятельности – хорошая успеваемость» | |
г) | «Содержанием учебной деятельности является усвоение научных понятие и способов добывания знаний» | |
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте имеет мотивы … (несколько вариантов) | ||
а) | все ответы верны | |
б) | уважение значимых для него сверстников | |
в) | позитивная оценка родителей | |
г) | получение профессиональных знаний | |
д) | признание и одобрение старших товарищей | |
Основными изменениями в познавательной сфере младшего школьника являются…(варианты) | ||
а) | переход от произвольной деятельности к непроизвольной | |
б) | все ответы верны | |
в) | переход от непроизвольной деятельности к произвольной | |
г) | развитие практического мышления | |
д) | развитие теоретического мышления | |
Выделенное Л.И. Божович понятие «внутренняя позиция школьника» означает: | ||
а) | обобщенные переживания ребенка | |
б) | личностное образование, вязанное с качественно новым уровнем самосознания и рефлексии | |
в) | мотивационная готовность ребенка к школе | |
г) | произвольность поведения | |
Внутренний план действий относится к …. младшего школьного возраста. | ||
а) | личностным особенностям | |
б) | ведущей деятельности | |
в) | эмоциональной сфере | |
г) | социальной ситуации развития | |
д) | новообразованию | |
С точки зрения Э.Эриксона, главное достижение младшего школьного возраста... | ||
а) | внутренняя позиция школьника | |
б) | чувство компетентности | |
в) | самостоятельность | |
г) | Эго-идентичность | |
Новообразованиями младщего школьного возраста по Д.Б. Эльконину являются: | ||
а) | произвольность, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия | |
б) | общность с близким взрослым, осознание себя субъектом собственных действий | |
в) | речь и наглядно-действенное мышление, потребность в общественно-значимой деятельности | |
г) | стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни | |
Ситемообразующей функцией в младшем школьном возрасте, по Л.С. Выготскому, является... | ||
а) | мышление | |
б) | восприятие | |
в) | внимание | |
г) | воображение | |
Соотнесите ключевые новообразования и их определения: 1. внутренний план действий 2. интеллектуальная и личностная рефлексия 3. произвольность 4. умение анализировать | ||
а) | способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами | |
б) | способность к действиям в умственном плане, умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата | |
в) | способность к осознанию содержания своих действий и их оснований, способность устанавливать границы своих возможностей | |
г) | способность вскрывать сущность предметов, абстрагируясь от внешних форм | |
Ведущим при переходе из начального в среднее звено становится… | ||
а) | формирование и коррекция социальной и личностной позиции школьников в отношении обучения, отношения со сверстниками и взрослыми | |
б) | развивающая работа когнитивного содержания | |
в) | развитие и коррекция произвольной регуляции поведенческой сферы |
Лабораторная работа 5 (4 часа)