Понимание личности с позиций гуманистической психологии
Позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естественным образом присущи организму. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс полагал, что в каждом из нас есть стремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически.
Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его «Я-концепция». Человек, по Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о том, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако есть актуальный жизненный опыт, который может противоречить сложившейся «Я-концепции». И тогда возникает, по Роджерсу, неконгруэнтность (т.е. несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом. Это несоответствие может быть разрешено либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом. Он убежден, что тенденция к здоровью усиливается благодаря межличностным отношениям, в которых один из участников свободен от неконгруэнтности, способен к самокорректировке. Принятие самости - предпосылка к более подлинному и более легкому принятию других. В то же время быть принятым другими - возможность с большей готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя - основной способ личностного роста.
А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии -всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ З. Фрейда представляет нам больную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация.
А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др.
А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующейся личности:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Межличностность и опыт высших состояний.
9. Чувство сопричастности, единение с другими.
10. Более глубокие межличностные отношения.
11. Демократическая структура характера.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
14. Самоактуализирующееся творчество.
А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация - это не уход от проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным.
А. Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:
1. Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации с повышенным сознаванием и интересом.
2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.
3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале.
4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы надо искать внутри себя.
5. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», умение верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответствии с ними.
6. Развитие своих потенциальных возможностей.
7. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.
8. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них.
Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.), потребность безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.