Предмет и методы социальной психологии

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса: ознакомить студентов с современными подходами изучения социально-психологических явлений и связанных с ними задачами в сфере образования.

Задачи курса:

– ознакомить студентов с основными положениями социальной психологии;

– сформировать профессиональную компетентность студентов в понимании и объяснении социально-психологических явлений;

– развить у студентов способность к социально–психологическому пониманию межличностных и профессиональных отношений, их специфики в педагогическом процессе;

– научить студентов диагностировать социально–психологические причины возникающих в социальных группах проблем;

– способствовать развитию у студентов способностей к сотрудничеству;

– проводить социально-психологические консультации студентов.

По итогам изучения дисциплины студент должен знать:

– историю формирования социально-психологических идей;

– методологические и теоретические основы социальной психологии;

– понятия и содержание социальной психологии, ее категориального строя;
– закономерности общения и взаимодействия лю­дей;

– закономерности социальных групп;;

– психологические особенности больших социаль­ных общностей

Студент должен уметь:

– провести теоретический анализ категорий социальной психологии;

– представить альтернативные взгляды на проблемы социально–психологического познания;

– устанавливать взаимосвязи теоретических, историко-психологических и прикладных вопросов социальной психологии.

Настоящий курс развивает содержание таких дисциплин федерального компонента, как «Философия», «Методологические основы психологии», «Введение в профессию», «Общая психология», «История психологии», «Психология личности».

Программа рассчитана на 30 учебных часов, из них – лекционных 40 часов, семинарских занятий – 20 часов, самостоятельная работа студентов – 60 часов. Примерное распределение часов по различным темам приведено в таблице.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Программой по социальной психологии предусмотрено проведение лекционных, семинарских и практических занятий.

Значительное место отводится организации самостоятельной работы студентов. На дневном отделении студенты самостоятельно готовят реферат по предложенным в учебно-методическом комплексе темам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Специальность «Психология»

Виды учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная ВВО
№ семестра
Аудиторные занятия
Лекции
Практические и семинарские занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Текущий контроль реферат, 6 семестр    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – №№ семестров Экзамен 6 семестр Зачет 5 семестр Зачет 2 семестр

Специальность «Педагогика и психология»

Виды учебной работы ПОИКПРО
№ семестра
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) – №№ семестров Экзамен 5 семестр

3.2. распределение часов по темам
и видам учебной работы

Специальность «Психология»

Очная форма обучения

Наименование разделов и тем Виды учебных занятий
В том числе:
Аудиторные занятия, в т.числе Самост. работа Всего часов
Лекции Семинары Практич. работы
Раздел 1. Введение в социальную психологию
1. Предмет и методы социальной психологии -
2. История формирования социально-психологических идей -
Раздел 2. Общение и межличностные взаимодействия
3. Общение
4. Межличностные отношения и взаимодействия -
5. Межличностное познание -
Раздел 3. Социальные группы
6. Социальная психология личности -
7. Социальные группы -
8. Личность в группе
9. Психологические особенности больших социаль­ных общностей - -
Раздел 4. Прикладная социальная психология
10. Социально-психологические проблемы власти - -
11. Социально-психологические аспекты воспитания - -
ИТОГО:
             

Заочная форма обучения

Наименование разделов и тем Виды учебных занятий
В том числе:
Аудиторные занятия, в т.числе Самост. работа Всего часов
Лекций Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1. Введение в социальную психологию
1. Предмет и методы социальной психологии - -
2. История формирования социально-психологических идей - -
Раздел 2. Общение и межличностные взаимодействия
3. Общение - -
4. Межличностные отношения и взаимодействия - - -
5. Межличностное познание - -
Раздел 3. Социальные группы
6. Социальная психология личности - - -
7. Социальные группы - -
8. Личность в группе - -
9. Психологические особенности больших социаль­ных общностей - -
Раздел 4. Прикладная социальная психология
10. Социально-психологические проблемы власти - -
11. Социально-психологические аспекты воспитания - - -
ИТОГО: -

ВВО

Наименование разделов и тем Виды учебных занятий
В том числе:
Аудиторные занятия, в т.числе Самост. работа Всего часов
Лекций Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1. Введение в социальную психологию
1. Предмет и методы социальной психологии -  
2. История формирования социально-психологических идей -  
Раздел 2. Общение и межличностные взаимодействия
3. Общение - -
4. Межличностные отношения и взаимодействия - - -
5. Межличностное познание - -
Раздел 3. Социальные группы
6. Социальная психология личности - - -
7. Социальные группы - -
8. Личность в группе - - -
9. Психологические особенности больших социаль­ных общностей - -
Раздел 4. Прикладная социальная психология
10. Социально-психологические проблемы власти - -
11. Социально-психологические аспекты воспитания - - -
ИТОГО: -

Специальность «Педагогика и психология»

Наименование разделов и тем Виды учебных занятий
В том числе:
Аудиторные занятия, в т.числе Самост. работа Всего часов
Лекций Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1. Введение в социальную психологию
1. Предмет и методы социальной психологии - -
2. История формирования социально-психологических идей - -
Раздел 2. Общение и межличностные взаимодействия
3. Общение - -
4. Межличностные отношения и взаимодействия - -
5. Межличностное познание -
Раздел 3. Социальные группы
6. Социальная психология личности - - -
7. Социальные группы -
8. Личность в группе - -
9. Психологические особенности больших социаль­ных общностей - -
Раздел 4. Прикладная социальная психология
10. Социально-психологические проблемы власти - - -
11. Социально-психологические аспекты воспитания - - -
ИТОГО: -

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Социальная психология»

Раздел 1. Введение в социальную психологию

Предмет и методы социальной психологии

Определение социальной психологии как науки. Специфика социально-психологических явлений и законов. Предмет социальной психологии. Основные области исследования. Теоретические и прикладные аспекты социальной психологии.

Место социальной психологии в системе научного знания о человеке и обществе. Социальная психология и социология. Связь социальной психологии с общей психологией и ее отраслями. «Социологическая» и «психологическая» социальные психологии. Уровни объяснения.

Роль социальной психологи в профессиональной деятельности школьного психолога. Основные проблемы и задачи социальной психологии в сфере образования.

Методы исследования в социальной психологии. Дескриптивное исследование. Корреляционное исследование. Эксперимент. Объяснение и прогноз: использование теорий. Теория – гипотеза – эмпирическое исследование.

Наши рекомендации