Глава 2. основные понятия менеджмента 1 страница
Отдельный скрипач сам управляет собой,
оркестр нуждается в дирижере.
К.Маркс
- Понятия "менеджмент" и "управление"
- Понятие "организация"
- Система менеджмента в организации
- Основные функции менеджмента
- Методы менеджмента
- Виды менеджмента
2.1. Понятия "менеджмент" и "управление"
Современный термин "менеджмент" означает профессиональную деятельность - результативное и эффективное управление организациями.
Примечание. Менеджмент (от англ. management - управление, руководство, администрирование) - это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Что же означает понятие управление?
Примечание. Управление - это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.
Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п. В самом общем и простейшем случае процесс управления можно проиллюстрировать следующей схемой (рис. 2.1).
Упрощенная схема процесса управления
Ограничения и критерии Воздействия
эффективности управления разнообразных факторов
┌┐ ┌┐
┌ Цель \┘└/ ┌ Управленческое \┘└/ Результат ┐
│ управления \/ │ воздействие \/ управления │
│ ┌───────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐ │
│ │ │ │ │ │ │
┌┼─┘\ │ │ ┌┼─┘\ │ │ ┌┼─┘\
│├─┐ \ │ Субъект управления │ │├─┐ \ │ Объект управления │ │├─┐ \
│└─┘ / │ (руководитель, │ │└─┘ / │ (организация, │ │└─┘ /
└──┐/ │ менеджер, координатор)│ └──┐/ │ подразделение, сотрудник)│ └──┐/
│ │ │ │
┌──>│ │ │ ├────┐
│ └───────────────────────┘ └──────────────────────────┘ │
│ Обратная связь │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рис. 2.1
Под критерием эффективности управления понимается какой-либо показатель, характеризующий успешность работы организации после того или иного управленческого воздействия на нее. Так, например, в результате грамотных действий менеджеров могут значительно повыситься объемы производства и продаж продукции, увеличиться выручка компании, снизиться текучесть кадров, улучшиться морально-психологический климат в коллективе и т.п.
Говорят гуру... Установите четкие критерии успеха. Можно легко запутаться в том, что на самом деле демонстрирует успех. Продажи ли это, или прибыли, или возврат вложенного капитала.
С.Крейнер
Часто, говоря об успешности управленческих решений, принимаемых менеджментом, используют понятия "результативность" и "эффективность". Результативность - это достижение организацией поставленной цели (например, удвоение объема выручки компании). А эффективность - это способ достижения цели, образно говоря - путь, который пришлось пройти компании. Например, достижение поставленной цели (удвоение объема выручки) вряд ли будет считаться эффективным, если это произошло в течение трех лет, в то время как конкурентам удалось добиться этого за полгода, или если это привело к массовым увольнениям квалифицированных сотрудников, не согласных с новыми условиями труда. Иначе говоря, эффективность - это отношение ценности полученного результата к затратам на его достижение.
Говорят гуру... Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг <1>.
--------------------------------
<1> Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
И.Н.Герчикова
Под ограничениями понимаются те условия (ситуации), в которых в данный момент принимается управленческое решение. Так, например, решение оборудовать производство новыми станками может быть ограничено отсутствием необходимых финансовых ресурсов, а решение применить штрафные санкции по отношению к сотрудникам - законами государства и т.п.
Важным элементом процесса управления является обратная связь - передача информации (результатов работы, уточнений, предложений, отчетов и т.п.) от объекта к субъекту управления. Обратная связь - это осуществление менеджером контроля за работой подчиненных, а также возможность узнавать их мнение и предложения. Без обратной связи менеджер лишается возможности эффективно управлять объектом.
Итак, управлять целой организацией, ее отдельным подразделением или одним сотрудником - это значит оказывать на них управленческое воздействие, т.е. отдавать распоряжения, формировать требования и планы, убеждать или просто беседовать с людьми. При этом важно, чтобы "субъект управления" - тот, кто управляет, - имел четкие ответы на следующие вопросы:
1. Какова цель управления? (Что требуется сейчас от организации? Чего я хочу добиться от своих подчиненных? К чему мы должны прийти?)
2. Каково сегодняшнее состояние организации (подразделения)? (Каких результатов мы уже достигли?)
3. Каковы критерии эффективности управления? (Какой результат нашей работы мы будем считать успешным?)
4. Какие ограничения накладываются на управление? (Какие приказы и распоряжения я могу издавать, а какие нет? Уместно ли сейчас вообще приказывать людям или лучше просто побеседовать с ними? Хватит ли у нашей организации денег, времени, людей и т.п. на то, чтобы реализовать задуманное?)
Конечной целью деятельности менеджмента любой фирмы является обеспечение прибыльности или доходности от ее деятельности путем рациональной организации производственного процесса. Эта деятельность включает не только управление производством и развитие технико-технологической базы, но и рациональное использование кадрового потенциала, повышение квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
Иногда для объяснения, что такое управление, используется следующее определение.
Примечание. Управление - это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов.
Какими же ресурсами управляет менеджер в организации? При всем разнообразии их можно разделить на пять групп:
1) материальные (здания, оборудование, расходные материалы, сырье, необходимое для производства продукции и т.п.);
2) финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках и т.п.);
3) человеческие (работники, персонал организации);
4) информационные (базы данных, сведения, знания, технологии, инструкции и т.п.);
5) временные (рабочее время).
Как мы видим, управление - это довольно сложный процесс, требующий от менеджера знаний, навыков, опыта, уверенности в себе, а также такта, чувства меры и доброго отношения к людям. Но зато если управление осуществляется профессионально и эффективно, то появляется результат - продукция, которую производит предприятие, или услуги, оказываемые клиентам.
Кстати, как вы думаете, можно ли считать слова "менеджмент" и "управление" синонимами? Давайте проверим. Мы можем, например, сказать "управление автомобилем" или "дистанционное управление космическим кораблем". Применимо ли в этих случаях слово "менеджмент"? Очевидно, нет. Ведь менеджмент - это управление особого рода, управление деятельностью организаций.
Часто менеджмент определяют следующим образом.
Примечание. Менеджмент - это система принципов, методов и средств управления организациями с целью обеспечения высокой результативности и эффективности их работы.
Это определение указывает на то, что менеджмент представляет собой не разрозненные принципы и правила управления, а упорядоченную совокупность (систему) взаимосвязанных и взаимно влияющих друг на друга элементов: знаний, навыков, принципов и методов управления, подготовленных специалистов, средств коммуникации и обработки информации, финансовых, материальных и иных ресурсов и т.п.
Прочитайте приведенные ниже другие определения менеджмента. Подумайте: на какие особенности указывает каждое из них?
Примечание. Менеджмент - это искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор).
Примечание. Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения других (работающих в организации) людей.
Говорят гуру... В конечном счете работа менеджера состоит в том, чтобы заставить обычных людей достигать невероятных результатов.
К.Бартлетт
В современном языке термин "менеджмент" означает (рис. 2.2):
- вид профессиональной деятельности;
- категорию людей (представителей определенной профессии);
- аппарат управления организации (предприятия, фирмы, учреждения и т.п.);
- процесс управления организацией;
- науку (имеющую свой понятийно-категорийный аппарат, научные труды, методы, методики и т.п.);
- искусство (систему специфических требований, предъявляемых к творческим способностям, личностным качествам, навыкам, манере поведения и имиджу специалиста в области управления - менеджера).
Различные значения термина "менеджмент"
┌───────────────┐
│Категория людей│
└───────────────┘
┌───────────┐ /\ ┌────────────────┐
│ Искусство │/└─────────────────┐ /┐┌\ ┌─────────────┘\│Вид деятельности│
│ │\┌────────────────┐│ ││ │┌────────────┐/│ │
└───────────┘ ┌┴┴───┴┴───┴┴┐ └────────────────┘
│ Менеджмент │
┌───────────┐ └┬┬───┬┬───┬┬┘ ┌────────────────┐
│ Наука │/└────────────────┘│ ││ │└────────────┘\│ Аппарат │
│ │\┌─────────────────┘ \┘└/ └─────────────┐/│ управления │
└───────────┘ \/ └────────────────┘
┌───────────────┐
│ Процесс │
└───────────────┘
Рис. 2.2
Менеджмент характеризуется четырьмя аспектами: экономическим, социально-психологическим, правовым и организационно-техническим <1>.
--------------------------------
<1> См.: Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
Экономический аспект представляет собой управление процессом производства за счет грамотной координации материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологический аспект характеризует деятельность по управлению усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Этот аспект включает в себя такие понятия, как система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, и социальная функция менеджмента, отражающая культуру общества, его традиции, ценности и обычаи.
Говорят гуру... Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать.
П.Капица
Правовой аспект менеджмента отражает структуру и принципы государственных, политических и экономических институтов общества, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.
Организационно-технический аспект менеджмента состоит в рациональной оценке ситуации и систематизированном выборе целей и задач; разработке стратегии достижения этих задач; подборе и использовании требуемых ресурсов; проектировании, организации и контроле за действиями, необходимыми для достижения целей.
Итак, мы определили понятие "менеджмент". Осталось понять, кого же можно называть менеджером.
Примечание. Менеджер - наемный специалист, занятый профессиональной управленческой деятельностью в аппарате управления организации, обладающий специальными компетенциями и наделенный для этого властными полномочиями.
Для того чтобы организация была успешной, конкурентоспособной и развивающейся, ею должна управлять команда профессионалов - менеджеров. А это, в свою очередь, означает, что в государстве должна существовать система профессиональной подготовки менеджеров. Как вам известно, профессию менеджера можно получить, обучаясь в колледжах, институтах, университетах и т.п.
2.2. Понятие "организация"
Теперь постараемся понять, что же такое организация. В менеджменте этот термин употребляется в двух значениях:
а) организация как объект или система (предприятие, фирма, компания и т.п.);
б) организация как процесс или функция (деятельность по обеспечению эффективности и результативности совместной деятельности людей).
Рассмотрим самое простое определение организации как объекта.
Примечание. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Другими словами, менеджеру всегда (или почти всегда) приходится управлять группами людей. Его задача состоит в том, чтобы эти люди понимали цель своей совместной работы и действовали сообща, наиболее эффективно используя преимущества совместного труда.
Говорят гуру... Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организации повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Б.Мильнер
Как правило, любая работа - и простая, и тем более сложная - требует управления. Далеко не всегда исполнители в состоянии сами грамотно спланировать свою совместную деятельность, распределить между собой задачи. Решить, кто кому и по каким вопросам будет подчиняться, кто и как будет контролировать работу, какую заработную плату назначить за ту или иную работу и т.п.
Исполнители не смогут сделать это не потому, что они не способны к такой деятельности. Просто у них другие задачи. У каждого своя должность, своя профессия. Так, например, токарь умеет работать на токарном станке, а водитель автобуса - управлять автобусом; продавец умеет торговать, а дизайнер - создавать креативные изделия. Они делают это очень хорошо, возможно, лучше других. Но как только деятельность определенного количества людей становится совместной, когда работа каждого из них зависит от работы другого, появляются особенности совместного труда и даже трудности.
Двадцать или тридцать высококлассных токарей не смогут самостоятельно выполнить производственный план завода, потому что кто-то должен составить график их работы, обеспечить обслуживание станков, своевременную подачу материалов и отгрузку готовых изделий. Кто-то должен нанимать новых рабочих, обучать их и решать, как оплачивать труд. Кто-то должен знать, кому продавать продукцию завода и что нужно производить в следующем месяце, чтобы продукция пользовалась спросом и т.п.
Всю эту сложную, многогранную деятельность и называют организацией деятельности или, в общем, управлением. А значит, необходимы особые, профессионально подготовленные специалисты, умеющие управлять.
Часто менеджмент определяют как профессиональное управление социально-экономическими системами, указывая тем самым на то, что объектом управления в менеджменте являются организации, характеризующиеся сложными социальными (связанными с человеком) и экономическими аспектами.
Практически во всех современных языках термин "менеджмент" (management) употребляется для обозначения профессионального управления хозяйственными (рыночными) организациями (предприятиями, компаниями, фирмами).
Примечание. Хозяйственными принято называть такие организации, которые предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества путем производства продукции и оказания услуг.
Хозяйственная деятельность современных организаций (фирм, компаний, предприятий) требует такого стиля работы управленческого персонала, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства, и получать максимально возможные результаты при минимальных затратах.
Таким образом, менеджмент - это профессиональное управление хозяйственными организациями, действующими в условиях рынка. Иногда, правда, словом "менеджмент" обозначают любую управленческую деятельность. Говорят, например, о менеджменте в государственных и муниципальных организациях или о менеджменте общественных организаций. Это не совсем корректно. Возможно, со временем это станет нормой языка, но в наше время все же грамотнее применять для этого термины "управление" или "администрирование" (в английском языке, например, для обозначения государственного управления применяется термин government administration, а общественного - public administration).
Говорят гуру... Непреложным фактом в менеджменте является понимание каждым менеджером, и прежде всего руководителем высшего звена управления, того, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка <1>.
--------------------------------
<1> Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
И.Н.Герчикова
Итак, вы познакомились с понятием "организация", в гл. 5 "Организационная деятельность менеджера" вы подробнее изучите принципы организационной деятельности менеджеров, а также основные типы организационных структур управления. Вторая часть учебника "Теория организации" полностью посвящена изучению организаций.
2.3. Система менеджмента в организации
Как вы уже знаете, ни одна организация не может работать без управления. Говоря об аппарате управления организацией, часто употребляют выражение "система менеджмента". Что это такое?
Примечание. Система менеджмента организации - это совокупность должностных лиц, совместная работа которых обеспечивает результативное и эффективное управление организацией; а также особые формы и методы управленческой деятельности, принятые в данной организации.
Элементами системы менеджмента организации являются менеджеры, каждый из которых отвечает за свою часть управленческой деятельности. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из масштабов, сфер деятельности, организационной структуры и специфики предприятия. Наверное, почти невозможно найти две организации (даже очень похожие по профилю своей деятельности), у которых были бы совершенно одинаковые системы менеджмента. Скорее всего, они будут различаться наличием или отсутствием тех или иных управленческих должностей, разным распределением между менеджерами задач и ответственности, особенностями принятия важных решений, даже формами общения между руководителями и подчиненными.
Тем не менее все системы менеджмента, иначе говоря системы управления организациями, имеют общие черты. Такими чертами являются вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.
Вертикальное разделение труда менеджеров - это условное выделение в организации трех уровней управления: низшего (первичного), среднего и высшего. Такое разделение часто называют иерархией власти в организации.
Горизонтальное (функциональное) разделение представляет собой выделение групп менеджеров, относящихся к одному уровню управления и управляющих подразделениями или отвечающих за определенные функциональные направления деятельности организации.
К наиболее общим функциональным направлениям деятельности любой хозяйственной организации относятся: производственная деятельность (в непроизводственных компаниях эта деятельность называется операционной), коммерческая деятельность (продажа производимой продукции), маркетинг (изучение рынка), управление финансами компании, управление персоналом компании (человеческими ресурсами) и т.п.
Таким образом, в самом общем случае система менеджмента организации представляет собой взаимосвязанную работу групп менеджеров, отвечающих за определенные функции на определенных уровнях управления.
Рассмотрим подробнее уровни управления организацией (рис. 2.3).
Уровни управления организацией
/\
/ \
/ \
/ \
/ \
Институциональный / Высший \ - Председатель правления
уровень / уровень \ - Генеральный директор
/ менеджмента \ - Исполнительный директор
/────────────────\
/ \ - Директор департамента
Управленческий / Средний уровень \ - Начальник отдела
уровень / менеджмента \ - Начальник цеха завода
/ \ - Директор магазина
/ \ (входящего в торговую сеть)
/────────────────────────────\
/ \ - Бригадир
Технический / Первичный уровень менеджмента \ - Старший продавец
уровень / \ - Старшая медсестра
/ \ - Начальник участка
/──────────────────────────────────────\
┌───────────────────────────────────────┐
│ Работники (исполнители) │
└───────────────────────────────────────┘
Рис. 2.3
Разделение всего аппарата менеджмента на три уровня является условным (упрощенным), оно позволяет лучше понять роли, задачи и особенности управленческой деятельности на каждом уровне. В компаниях может насчитываться от одного до десяти (и даже пятнадцати) уровней управления. Так, например, система менеджмента маленького семейного магазина может быть представлена всего одним человеком - хозяином этого магазина, а значит, иметь всего один уровень управления. Система менеджмента огромного завода может иметь до десяти уровней управления, где каждый нижестоящий уровень подчиняется по своим вопросам вышестоящему. Однако и в этом случае всю систему менеджмента завода можно условно привести к трем уровням управления: высшему, среднему и первичному.
Изображение уровней менеджмента в виде пирамиды показывает: чем выше уровень управления, тем меньшим числом менеджеров он представлен.
Руководителей высшего уровня часто называют топ-менеджерами (или топ-менеджментом) организации, от английского - top-managers или top-management (где top означает "вершина").
Топ-менеджеры отвечают за принятие важнейших стратегических решений, определяющих судьбу всей компании. Как правило, деятельность топ-менеджеров не разделяется по функциям (производство, финансы и т.п.), поскольку высшие руководители управляют компанией в целом, отвечая за всю ее деятельность и развитие. Тем не менее иногда к этому уровню относят должности вице-президентов компании, отвечающих за конкретные направления деятельности.
Согласно сложившейся традиции топ-менеджерами называют руководителей крупных компаний, в отношении высшего руководства компаний малого и среднего бизнеса этот эпитет применяется редко.