Проблематика этнопсихологии как науки и ее понятийный аппарат

Этнопсихология - от греческого «ethnos» - народ, «psyche» - душа, «logos» - учение, слово. Термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науке. Во многом наличие нескольких терминов для обозначения на­уки этнопсихологии связано с тем, что она представ­ляет собой междисциплинарную область знания. Со­временная этнопсихология вобрала в себя тематику, проблематику и методы исследования многих наук (социологии, психологии, этнологии, лингвистики, культурологии, антропологии и др.)

Мы остановимся на том, что этнопсихология - это наука, которая занимается исследованием:

– национальных особенностей психических по­знавательных, эмоционально-волевых процессов, а также состояний и свойств личности представителей конкретных этнических общностей; своеобразия социально-психологических про­цессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов;

– этнического сознания и самосознания, нацио­нальных ценностей и ориентации, национальных ожиданий, национального характера;

– социально-психологических факторов этноге­неза (детерминации национальной психики, этноп­сихологических характеристик культуры).

Объектом этнопсихологии является этнос. Этнос - в широком смысле слова - общность людей. В качестве условий, объе­диняющих людей в группу, называют, как правило, самосознание, единство языка, происхождения, места проживания, культуры.

Но существует ещё одна особенность, характери­зующая любой этнос и отличающая его от других эт­носов, - это конкретный психический склад.

Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности.

В этнопсихологии выделяют следующие различия в формах сознания этносов:

мотивационно-фоновая сфера характеризует сво­еобразие мотивов и целей национальной общ­ности. Не секрет, что представители различных этносов стремятся в своей жизни к различны достижениям: одним от жизни требуется одно, другим – совершенно другое (яркие примеры – американская мечта, восточная семья). У многих народов даже имеются особые национальные идеи.

интеллектуально-познавательная сфера опреде­ляет своеобразие восприятия и мышления носи­телей национальной психики, выражающееся в на­личии у них специфических познавательных интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действи­тельность, оценивать её, строить планы деятель­ности. Все племена, народности и нации едины по сво­им коренным природным и духовным свойствам, по своей общественно-исторической сущности. И в то же время они отличаются друг от друга не только по уровню экономического и социального развития, но и по образу жизни и быту, по языку и обычаям, по форме своих культурных ценностей и т.д. Все люди имеют одинаковые психические характеристики, но присутствуют некоторые различия в формах поведе­ния, в стиле мышления, в мировидении, в особен­ностях восприятия и реакции. Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей различных народов, мышление всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется ис­торическими и социально-экономическими услови­ями развития общности.

эмоционально-волевая сфера обусловливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во мно­гом зависит результативность деятельности. Различия, к примеру, в реактивности различных наций объяс­няются в первую очередь не тем, что в одной нации больше холериков, а в другой - меланхоликов и т.д., а в том, что выработанные на протяжении веков тра­диционные формы поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. Представители наций с подвижным темпераментом (французы, ита­льянцы, испанцы и др.) скорее поддаются внуше­нию. У них в относительно короткий срок можно выз­вать более ярко выраженное воодушевление, прилив эмоций и чувств, но также быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной об­становке.

коммуникативно-поведенческая сфера включает устано­вившиеся у народа нормы взаимоотношений и об­мена необходимыми сведениями, свои стереоти­пы поведения, свои формы руководства. Каждый знает, что люди, принадлежащие к раз­ным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим темпераментом, культурой, нравами, обычаями.

Человечество разделено на большое число этни­ческих групп, каждая из которых обладает своими особенностями культуры, а, следовательно, и пове­дения. Уже наши предки обратили внимание на чер­ты, отличающие одни народы от других, на необходимость внимательного отношения к этим различиям. При этом естественной для каждого народа нормой представ­ляется своё поведение, а поведение другого народа - некоторым отклонением от нормы. Японец улыбает­ся, сообщая неприятное известие, а индиец, наобо­рот, при этом хмурится. Поведение японца покажет­ся странным индийцу, но не менее странным покажется и поведение индийца японцу. Допустим, что есть этносы, представители соответствующих сло­ев которых более предрасположены, например, к коммерции, чем представители аналогичных слоев других этносов. Но как избежать этноцентризма? От какой точки отсчитывать «больше» или «меньше», если не от самих себя?

Психологию индивидов или даже психологию от­дельных групп внутри этноса мы можем изучать в сравнении, сопоставлять между собой. Ведь эти ин­дивиды и группы существуют в одной и той же при­родной и социальной среде, стоят перед сходными проблемами общеэтнического или (что, по сути дела, то же самое) общенационального масштаба. И если они на один и тот же вызов этой среды, на одну и ту же стереотипную ситуацию реагируют по-разному, в этом, помимо всего прочего, проявляется и их раз­личная психология. Но этносы - не индивиды. Каж­дый этнос имеет свою собственную среду обитания, свою территорию, свои конкретно-исторические ус­ловия, своё особое окружение.

Различие этносов есть различие культур. Культура же - есть универсальный механизм адаптации обще­ства к природной и социальной среде своего суще­ствования. И специфическая этническая психология, следовательно, если только мы не хотим окатиться на расистские позиции и считать её генетически обус­ловленной, есть не что иное, как производное от куль­туры и даже часть этой культуры: она представляет собой один из частных механизмов адаптации обще­ственного человека и этноса в целом к своей среде.

В психологии этноса, наряду с некоторыми фун­даментальными, весьма стабильными чертами (для японцев одной из таких черт является, например, шумовая и моторная сдержанность, воспитываемая на ранних этапах социализации), есть множество весь­ма неустойчивых черт. Можно привести немало при­меров, когда вслед за изменением социально-эконо­мической обстановки быстро адаптируются и меняются некоторые, казавшиеся едва ли не основ­ными, психологические характеристики этноса. На уровне индивида такие изменения могут произойти за какие-нибудь два-три года. Например, в современ­ной Японии всерьёз ставится вопрос о создании кур­сов «реабилитации» или «реяпонизации» для тех япон­цев, которые по долгу службы провели несколько лет за пределами Японии, в Европе или Америке. Счита­ется, и видимо, не без основания, что они за это время настолько отвыкли от японского образа жиз­ни, что по возвращении уже не могут себя вести «по-японски»; иными словами, теряют способность к общепринятым в Японии поведенческим реакциям на типовые жизненные ситуации.

Одна из задач этнопсихологии состоит в том, что­бы определить каким путём, вырабатываются у пред­ставителей того или иного этноса определённые по­веденческие реакции на определённые житейские ситуации. Причём ситуации имеются в виду не обще­человеческие, а характерные именно для условий жизни (природных и социальных) данного этноса. Конечно, рождение ребёнка или смерть близкого родственника суть общечеловеческие ситуации; од­нако пол ребёнка, то, какой он по счёту, возраст родителей и другие обстоятельства образуют в каж­дом случае свой рисунок обстоятельств, по-разному оцениваемый и воспринимаемый в разных культурах. Понятие относительной близости родственника так­же различно в разных культурах по отношению к раз­личным номенклатурам родства.

Структура и основные понятия психологии этноса

Из общей связи всех компонентов этнической пси­хологии нельзя вырывать ни одну сторону и возво­дить её в абсолют. В определении структуры психологии этноса выделяют два подхода:

1. Выделяется 3 уровня в психологической структуре представителя любого этноса:

1) эгоцентрический– преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу и благополучию;

2) группоцентрический – базируется на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он переносит на неё свои эгоцентрические устремления;

3) универсально-гуманистический – каждый человек, независимо от его этнической принадлежности является ценным сам по себе.

2. Выделяет две группы компонентов в структуре психологии этноса:

1) динамические (кратковременные, изменяющиеся):

– этнические чувства – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, её интересам, другим народам и ценностям;

– этнический вкус – оценка правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности;

2) статические (долговременные, устойчивые):

– этническое сознание – совокупность ментальных представлений этнической общности о своём месте в мире, включающая социально-психологические установки и стереотип.Менталитет этноса формируется в ходе длитель­ного исторического развития. Это образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного этноса, это умо­настроения, неявные установки мыслей и ценност­ных ориентаций, автоматизмы и навыки сознания. К этническому менталитету относятся также образ и ритм жизни, прямо вытекающие из специфики при­родной среды и хозяйственной деятельности. Обы­денное мышление фиксирует наличие «этнического темперамента». Менталитет определяет нацио­нальный характер и национальную модель социального поведения. Национальный характер-это исторически скла­дывающаяся совокупность своеобразных черт соци­ального темперамента, психологических «традиций», вкусов, привычек, эмоционально-психологических реакций. Например, к национальному характеру от­носятся такие черты как консерватизм, религиоз­ность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду про­является в национальном характере в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.

– психический склад этноса:

1) этнический характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям;

2) этнический темперамент – определённый стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности;

3) этнические традиции и обычаи – сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности;

4) этнические интересы – общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению её единства и целостности.

Все эти структурные элементы этнической психологии всегда находятся в динамическом движении и тесно переплетены между собой. Поэтому они должны рас­сматриваться не только в плане их «пространствен­ного» расположения, но и в диалектической связи, в историческом развитии.

Ещё одним компонентом этнической психологии является этническая идентичность. Этническая идентичность – осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу.

В науке выделяются следующие типы этнической идентичности:

1) нормальная идентичность – тип идентичности, при котором образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории;

2) этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней;

3) этнодоминирующая идентичность – тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности;

4) этнический фанатизм– тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия;

5) этническая индифферентность– тип идентичности, при котором люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов;

6) этнонигилизм – отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей;

7) амбивалентная этничность – явно невыраженная этническая идентичность, широко распространённая в смешанной этнической среде.

Наши рекомендации