Проблематика этнопсихологии как науки и ее понятийный аппарат
Этнопсихология - от греческого «ethnos» - народ, «psyche» - душа, «logos» - учение, слово. Термин «этнопсихология» не является общепринятым в мировой науке. Во многом наличие нескольких терминов для обозначения науки этнопсихологии связано с тем, что она представляет собой междисциплинарную область знания. Современная этнопсихология вобрала в себя тематику, проблематику и методы исследования многих наук (социологии, психологии, этнологии, лингвистики, культурологии, антропологии и др.)
Мы остановимся на том, что этнопсихология - это наука, которая занимается исследованием:
– национальных особенностей психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, а также состояний и свойств личности представителей конкретных этнических общностей; своеобразия социально-психологических процессов и явлений, возникающих среди конкретных наций и народов;
– этнического сознания и самосознания, национальных ценностей и ориентации, национальных ожиданий, национального характера;
– социально-психологических факторов этногенеза (детерминации национальной психики, этнопсихологических характеристик культуры).
Объектом этнопсихологии является этнос. Этнос - в широком смысле слова - общность людей. В качестве условий, объединяющих людей в группу, называют, как правило, самосознание, единство языка, происхождения, места проживания, культуры.
Но существует ещё одна особенность, характеризующая любой этнос и отличающая его от других этносов, - это конкретный психический склад.
Психический склад этноса - специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности.
В этнопсихологии выделяют следующие различия в формах сознания этносов:
– мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности. Не секрет, что представители различных этносов стремятся в своей жизни к различны достижениям: одним от жизни требуется одно, другим – совершенно другое (яркие примеры – американская мечта, восточная семья). У многих народов даже имеются особые национальные идеи.
– интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать её, строить планы деятельности. Все племена, народности и нации едины по своим коренным природным и духовным свойствам, по своей общественно-исторической сущности. И в то же время они отличаются друг от друга не только по уровню экономического и социального развития, но и по образу жизни и быту, по языку и обычаям, по форме своих культурных ценностей и т.д. Все люди имеют одинаковые психические характеристики, но присутствуют некоторые различия в формах поведения, в стиле мышления, в мировидении, в особенностях восприятия и реакции. Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей различных народов, мышление всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития общности.
– эмоционально-волевая сфера обусловливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности. Различия, к примеру, в реактивности различных наций объясняются в первую очередь не тем, что в одной нации больше холериков, а в другой - меланхоликов и т.д., а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения, реагирования усваиваются каждым новым поколением. Представители наций с подвижным темпераментом (французы, итальянцы, испанцы и др.) скорее поддаются внушению. У них в относительно короткий срок можно вызвать более ярко выраженное воодушевление, прилив эмоций и чувств, но также быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке.
– коммуникативно-поведенческая сфера включает установившиеся у народа нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства. Каждый знает, что люди, принадлежащие к разным народам и этническим группам, отличаются друг от друга своим темпераментом, культурой, нравами, обычаями.
Человечество разделено на большое число этнических групп, каждая из которых обладает своими особенностями культуры, а, следовательно, и поведения. Уже наши предки обратили внимание на черты, отличающие одни народы от других, на необходимость внимательного отношения к этим различиям. При этом естественной для каждого народа нормой представляется своё поведение, а поведение другого народа - некоторым отклонением от нормы. Японец улыбается, сообщая неприятное известие, а индиец, наоборот, при этом хмурится. Поведение японца покажется странным индийцу, но не менее странным покажется и поведение индийца японцу. Допустим, что есть этносы, представители соответствующих слоев которых более предрасположены, например, к коммерции, чем представители аналогичных слоев других этносов. Но как избежать этноцентризма? От какой точки отсчитывать «больше» или «меньше», если не от самих себя?
Психологию индивидов или даже психологию отдельных групп внутри этноса мы можем изучать в сравнении, сопоставлять между собой. Ведь эти индивиды и группы существуют в одной и той же природной и социальной среде, стоят перед сходными проблемами общеэтнического или (что, по сути дела, то же самое) общенационального масштаба. И если они на один и тот же вызов этой среды, на одну и ту же стереотипную ситуацию реагируют по-разному, в этом, помимо всего прочего, проявляется и их различная психология. Но этносы - не индивиды. Каждый этнос имеет свою собственную среду обитания, свою территорию, свои конкретно-исторические условия, своё особое окружение.
Различие этносов есть различие культур. Культура же - есть универсальный механизм адаптации общества к природной и социальной среде своего существования. И специфическая этническая психология, следовательно, если только мы не хотим окатиться на расистские позиции и считать её генетически обусловленной, есть не что иное, как производное от культуры и даже часть этой культуры: она представляет собой один из частных механизмов адаптации общественного человека и этноса в целом к своей среде.
В психологии этноса, наряду с некоторыми фундаментальными, весьма стабильными чертами (для японцев одной из таких черт является, например, шумовая и моторная сдержанность, воспитываемая на ранних этапах социализации), есть множество весьма неустойчивых черт. Можно привести немало примеров, когда вслед за изменением социально-экономической обстановки быстро адаптируются и меняются некоторые, казавшиеся едва ли не основными, психологические характеристики этноса. На уровне индивида такие изменения могут произойти за какие-нибудь два-три года. Например, в современной Японии всерьёз ставится вопрос о создании курсов «реабилитации» или «реяпонизации» для тех японцев, которые по долгу службы провели несколько лет за пределами Японии, в Европе или Америке. Считается, и видимо, не без основания, что они за это время настолько отвыкли от японского образа жизни, что по возвращении уже не могут себя вести «по-японски»; иными словами, теряют способность к общепринятым в Японии поведенческим реакциям на типовые жизненные ситуации.
Одна из задач этнопсихологии состоит в том, чтобы определить каким путём, вырабатываются у представителей того или иного этноса определённые поведенческие реакции на определённые житейские ситуации. Причём ситуации имеются в виду не общечеловеческие, а характерные именно для условий жизни (природных и социальных) данного этноса. Конечно, рождение ребёнка или смерть близкого родственника суть общечеловеческие ситуации; однако пол ребёнка, то, какой он по счёту, возраст родителей и другие обстоятельства образуют в каждом случае свой рисунок обстоятельств, по-разному оцениваемый и воспринимаемый в разных культурах. Понятие относительной близости родственника также различно в разных культурах по отношению к различным номенклатурам родства.
Структура и основные понятия психологии этноса
Из общей связи всех компонентов этнической психологии нельзя вырывать ни одну сторону и возводить её в абсолют. В определении структуры психологии этноса выделяют два подхода:
1. Выделяется 3 уровня в психологической структуре представителя любого этноса:
1) эгоцентрический– преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу и благополучию;
2) группоцентрический – базируется на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он переносит на неё свои эгоцентрические устремления;
3) универсально-гуманистический – каждый человек, независимо от его этнической принадлежности является ценным сам по себе.
2. Выделяет две группы компонентов в структуре психологии этноса:
1) динамические (кратковременные, изменяющиеся):
– этнические чувства – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, её интересам, другим народам и ценностям;
– этнический вкус – оценка правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности;
2) статические (долговременные, устойчивые):
– этническое сознание – совокупность ментальных представлений этнической общности о своём месте в мире, включающая социально-психологические установки и стереотип.Менталитет этноса формируется в ходе длительного исторического развития. Это образ мира, который заложен культурой в сознание людей данного этноса, это умонастроения, неявные установки мыслей и ценностных ориентаций, автоматизмы и навыки сознания. К этническому менталитету относятся также образ и ритм жизни, прямо вытекающие из специфики природной среды и хозяйственной деятельности. Обыденное мышление фиксирует наличие «этнического темперамента». Менталитет определяет национальный характер и национальную модель социального поведения. Национальный характер-это исторически складывающаяся совокупность своеобразных черт социального темперамента, психологических «традиций», вкусов, привычек, эмоционально-психологических реакций. Например, к национальному характеру относятся такие черты как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.
– психический склад этноса:
1) этнический характер – исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям;
2) этнический темперамент – определённый стандартный способ реагирования на конкретную ситуацию, присущий большей части данной этнической общности;
3) этнические традиции и обычаи – сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности;
4) этнические интересы – общественно-психологические явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению её единства и целостности.
Все эти структурные элементы этнической психологии всегда находятся в динамическом движении и тесно переплетены между собой. Поэтому они должны рассматриваться не только в плане их «пространственного» расположения, но и в диалектической связи, в историческом развитии.
Ещё одним компонентом этнической психологии является этническая идентичность. Этническая идентичность – осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу.
В науке выделяются следующие типы этнической идентичности:
1) нормальная идентичность – тип идентичности, при котором образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории;
2) этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней;
3) этнодоминирующая идентичность – тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности;
4) этнический фанатизм– тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия;
5) этническая индифферентность– тип идентичности, при котором люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов;
6) этнонигилизм – отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей;
7) амбивалентная этничность – явно невыраженная этническая идентичность, широко распространённая в смешанной этнической среде.