Прикладная социальная психология и политика
Политическая психология оформилась в самостоятельную теоретико-эмпирическую дисциплину в середине XX в., на стыке таких наук, как психология и политология. Однако основы этой дисциплины закладывались с начала века.
Одним из основателей ее является Г. Уоллес, опубликовавший в 1908 г. работу «Человеческая природа в политике», а также его ученик Г. Лассуэл, опубликовавший в 1930 г. известную работу «Психопатология и политика». Основы политической психологии как теоретико-эмпирической науки заложили такие известные психологи, как В. Бунд, З. Фрейд, М. Доугал, Д. Уотсон, В. Скиннер. В политической психологии нашли применение также труды К. Левина, А. Маслоу, Г. Айзенка, Э. Эриксона и др. Причем многие из них прямо занимались психологическим анализом политической жизни, а их концепции разрабатывались на политическом материале.
Развитие прикладного аспекта политической психологии обусловливалось возрастанием роли человеческого фактора, общественного мнения в политических, государственных процессах, потребностью принятия эффективных политических решений в условиях политической конкуренции и т. д.
Окончательное оформление политической психологии в самостоятельное научное направление произошло в 1978 г., когда было образовано Международное общество политической психологии (ISPP). Практически с момента основания ISPP выходит в свет ежеквартальный журнал общества «Политическая психология».
Основными обобщающими источниками по политической психологии за рубежом являются фундаментальные труды: «Политическая психология» (под ред. М. Германн), «Словарь политического поведения» (под ред. С. Лонг), «Словарь политической психологии» (под ред. Дж. Книтсон) и др.
В отечественной социальной науке проблемы политической психологии до 80-х годов рассматривались в основном в философском аспекте [8, 21]. К собственно психологическим трудам в области политической психологии можно отнести работы А. И. Юрьева, Е. Б. Шестопал, В.В. Крамника, Л. Я. Гозмана, Е. Егоровой-Гантманидр. [4, 5, 18,37,39].
Особенно бурно как теоретические, так и прикладные аспекты политической психологии в России стали разрабатываться с начала 90-х годов. В 1990 г. в Санкт-Петербургском университете создается кафедра политической психологии (рук. проф. А. И. Юрьев). К настоящему моменту осуществлены первые выпуски специалистов-психологов по данному профилю. Как самостоятельную учебную дисциплину политическую психологию начали преподавать в МГУ, РАГС при Президенте РФ и других вузах России.
Бурное развитие политической психологии в 80-90-е годы в нашей стране обусловлено процессами демократизации общества, обострением политической борьбы, ростом социальной напряженности, потребностями одних политических сил удержать власть, а других - прийти к власти, опираясь в том числе и на социально-психологические закономерности в области политической борьбы и жизни.
Предмет политической психологии - поиск социально-психологических закономерностей в политической сфере общества. Исходя из этого, к основным направлениям развития теории этой отрасли относят: психологию власти, включая мотивы и ресурсы власти, психологию политического лидерства; практику принятия политических решений; политическую социализацию; политическую культуру; социально-психологические аспекты политических изменений и т.д.
Анализ как переводной, так и отечественной литературы, опубликованной в 90-е годы в наших издательствах, позволяет вычленить следующие конкретные направления практического изучения социально-психологических явлений в сфере политики:
1) психология политического лидерства, включая изучение природы политического лидера, влияющей на его политическое поведение; стиль принятия политических решений лидерами; создание имиджа политики; психологическое портретирование политических лидеров и т. д. [21, 23];
2) психология политических конфликтов, кризисов и их разрешение, изучение социально-политической напряженности, политической борьбы [7, 29];
3) социально-психологическая характеристика способов политического воздействия, осуществление политической пропаганды и агитации, политической рекламы, формирование общественного мнения;
4) психология принятия политических решений, измерение аспектов их эффективности. Социально-психологическая экспертиза принятых решений, в том числе и с точки зрения национальной безопасности;
5) изучение общественного мнения по политическим вопросам с целью определения эффективности пропагандистских кампаний; изучения рейтинга и имиджа политических деятелей, степень социальной напряженности и прогноза в политической сфере;
6) комплексные социально-психологические проблемы организации и проведения избирательных кампаний на региональном и федеральном уровнях, включая предварительное изучение общественно-политической ситуации, мониторинг общественного мнения, создание имиджа кандидата и воздействие его образа на избирателей и т.д.;
7) социально-психологические аспекты деформации в сфере политики, политическая преступность;
8) создание аналитических служб на федеральном и региональном уровнях и др.
Среди перечисленных направлений прикладной политической психологии довольно слабо изучаются проблемы деформации в сфере политики, включая и ее крайнюю форму - политическую преступность [38]. Тем не менее практический социальный психолог, работая в области политики, в качестве эксперта, консультанта не может не столкнуться с проблемой деформации института власти.
Наибольшее число исследований в области прикладной политической психологии в настоящее время проводятся по таким направлениям, как психология политического лидерства (психологическое портретирование, разработка имиджа политических деятелей, кандидатов на политический «Олимп»); изучение общественного мнения по политическим вопросам с целью определения рейтинга политических партий, лидеров, измерение эффективности пропаганды [1, 34]; социально-психологическое консультирование в области принятия политических решений, экспертизы принятых или принимаемых решений, проведения пропагандистских предвыборных кампаний.
К сожалению, результаты многих прикладных исследований не публикуются, поскольку предназначены для внутреннего пользования заказчиком.
В настоящее время появился ряд публикаций в области прикладной политической психологии, которые отличаются наличием как теоретических положений, так и практических советов политикам, основанных как на зарубежных (в большей степени), так и на отечественных исследованиях [1].
Отличие политико-психологических концепций психологов разных времен от современной политической психологии заключается главным образом в том, что первые обычно не были ориентированы на практику. Вот лишь некоторые вехи на пути ее становления:
начало 40-х годов - первые социально-психологические исследования поведения избирателей (исследования избирателей начались в 30-х годах, но они носили чисто социологический характер).
1942 г. - первое практически ориентированное, проведенное по заказу правительства США, исследование личности политического деятеля. Это был психологический анализ личности Гитлера, осуществленный психиатром У. Лангером (1972).
1959 г. - публикация книги «Политическак социализация» Г. Хаймена, ставшей теоретической основой одного из разделов политической психологии.
1967 г. - исследование массовых антиправительственных выступлений студентов в США, проведенное в национатьном масштабе.
1966 г. - начало поисков психологических методов разрешения политических конфликтов.
1968 г. - создание первой кафедры политичесюй психологии в Иельском университете. Этот год можно условно считать годом рождения политической психологии как самостоятельной научной дисциплины.
1973 г. - издание первого фундаментального труда «Руководство по политической психологии» под редакцией Дж. Н. Кнутсон.
1978 г. - учреждение в США Международною общества политической психологии.
1979 г. - Кэмп-Дэвидские соглашения между лидерами Египта Садамом и Израиля Бегином. В их подготовке активное участие приняли американские психологи.
Особое место занимает изучение поведения избирателей, которое ведется методами как социологии, так и психологии. Принципиальная разница между социологическими ипсихологическими исследованиями заключается в следующее первые можно сравнить с «моментальной фотографией», которая фиксирует состояние мнений и настроений общества или какой-то его части на данный момент. Эта «фотография» дает ответ на вопрос: что есть? Психологические же исследования нацелены прежде всего на вопрос: почему есть то, что есть? Ясно, что невозможно сравнивать что лучше, что хуже. Следует говорить лишь о кооперации социологических и психологических исследований, которая должна способствовать точности как теоретических обобщений, так и прогностических предсказании.
При психологическом изучении поведения избирателей основная проблема сводится к выявлению мотивов, которыми они руководствуются, делая свой выбор. Долгое врем господствовала упрощенная точка зрения, согласно которой избиратель «голосует кошельком», т. е. исходит из оценки своего материального состояния ко дню выборов. Затем получило распространение мнение, что избиратель руководствуется прежде всего оценкой собственных перспектив на ближайшее будущее.
В США начиная с 60-х годов в предвыборной борьбе стали превалировать методы так называемой «новой политики». Суть ее в том, что на избирателя стали воздействовать не столько содержанием социально-экономических программ тех или иных партий, сколько путем создания «образов» политических деятелей, привлекательных для избирателя. При этом характеристики образа и реальные черты личности политического деятеля чаще всего не совпадают. Это - пример манипулирования сознанием избирателя, который с 90-х годов стали бездумно и примитивно копировать в России [28], в том числе и так называемый «черный пиар». При этом в качестве самого ходового средства применяется компромат, распространяемый через прессу и ТВ. Успешно осваивается и Интернет. Но самым эффективным способом вбрасывания компромата некоторые специалисты считают слухи.
Помимо компромата есть много других способов манипулирования сознанием избирателей.
Вместе с политикой возникла и политическая реклама. Она представляет собой коммуникацию с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов.
Виды политической рекламы: 1) устная; 2) радиореклама; 3) художественный портрет и скульптура; 4) политическая карикатура; 5) фотография; 6) политический плакат; 7) листовки; 8) кинореклама; 9) телевизионная реклама; 10) мультфильмы; 11) сувенирная продукция как политическая реклама.
Кроме того, политическая реклама классифицируется:
а) по каналу восприятия ее адресатом (визуальная, аудиальная, аудиовизуальная);
б) по силе воздействия на аудиторию (жесткая, мягкая);
в) по функциям (информативная, увещевательная, сравнительная, напоминающая, подкрепляющая);
г) по эффективности (примитивная реклама, «говорящая голова», негативная реклама, концептуальная реклама, «правдивое кино», «личные свидетельства», «нейтральный репортер», «кандидат в действии»);
д) тематическая классификация рекламных роликов (ролики с платформой кандидата, ролики со слоганом кандидата);
е) по типу риторики (прославление кандидата, атака на оппонента, ответ на атаку) [5].
В последнее время активно развивается направление, связанное с политическим консультированием.
Политическое консультирование представляется: а) «изнутри» аппаратом политика;
б) «извне», т. е. независимыми консультантами из научных учреждений или консалтинговых фирм [4].