Тема 1.2. Методика занятий детей АФК раннего возраста с ЗПР.

1. Содержание физкультурно-оздоровительных программ в дошкольных учреждениях.

2. Коррекция и реализация их на физкультурных занятиях с детьми раннего возраста, имеющих задержку психического развития.

3. Участие специалистов (логопед, специальный педагог, врач-педиатр, врач ЛФК и др.) в осуществлении этих программ.

1. Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные, что связано с отставанием в развитии и легкими органическими поражениями мозга, с минимальной мозговой дисфункцией. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. Также характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

На основе возможных нарушений можно выделить следующие важнейшие направления в физкультурно-оздоровительных программах работы с детьми в дошкольных учреждениях:

- Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий (особенно для детей из социально-неблагополучных семей), введение рационального режима дня, создание оптимального двигательного режима и т.д.

- Коррекция и компенсация нарушений развития высших психических функций методами нейропсихологии. Уровень развития современной детской нейропсихологии позволяет достичь высоких результатов в коррекции познавательной деятельности, школьных навыков (счет, письмо, чтение), нарушений поведения (целенаправленность, контроль).

- Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.

- Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко должна использоваться в практике.

- Развитие эмоциональной сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

- Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении.

В ходе различных исследований было установлено, что в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ту или иную форму ЗПР, на физкультурных занятиях следует использовать элементы подвижных игр и спортивных упражнений, упражнений с речитативами, данстерапии, ритмопластики, психогимнастики, релаксации. Для детей с ЗПР можно рекомендовать интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в детском саду (математическое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие, развитие речи).

2.Коррекция и реализация их на физкультурных занятиях с детьми раннего возраста, имеющих задержку психического развития.

Принимая во внимание, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, целесообразно для детей с ЗПР использовать физкультурные занятия, построенные на подвижных играх. При этом следует учитывать, что у таких детей отмечается психологическая и эмоционально-волевая незрелость (инфантилизм). Подвижные игры подбираются таким образом, чтобы их содержание было знакомо детям и включало в себя те движения, обучение которым проводилось в течение текущего месяца.

Последовательность проведения подвижных игр определяется с учетом их энергетической стоимости. Например, в вводной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности. В основной части - 3-4 подвижные игры с элементами основных движений. Интенсивность нагрузки должна увеличиваться постепенно; пик нагрузки приходится на конец основной части. Заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности.

Физкультурные занятия с речитативом (логоритмика)

При коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, речедвигательный (С.Г. Шевченко, 1998). Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив. Время между занятиями отводится на постановку и отработку звуков у детей в процессе логопедической работы, а также для разучивания речитативов в повседневной жизни.

Данстерапия (танцевальная терапия)

Данстерапия для дошкольников с ЗПР предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.

Однако следует учитывать, что чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшим запасом движений они обладают, тем сложнее им выполнить задание "Двигайся, как ты хочешь", поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать. Для повышения эффективности работы можно предлагать игровые сюжеты свободного танца, например "Зимушка-зима", "Забавные лягушата", "Насекомые" и др.

Ритмопластика

Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций и развития умственной сферы дошкольников с ЗПР.

На физкультурных занятиях с элементами ритмопластики проводятся комплексы ОРУ, заранее разученные на музыкальных занятиях, выполняемые поточно в соответствии с темпом и ритмом музыки. Для развития у детей интереса и восприятия упражнения как законченного "художественно-смыслового образа", комплексы могут носить сюжетно-игровой характер: "На птичьем дворе", "Волшебный цветок", "Страна веселых человечков" и др.

Учитывая тот факт, что детям дошкольного возраста с ЗПР сложно воспринимать словесные инструкции педагога, целесообразно выполнять комплексы вместе с детьми, осуществляя четкий показ и контроль за качеством движений.

Психогимнастика

Центральным звеном этой формы является создание образа ("Гномики", "Циркачи", "Перелет птиц"), находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение. Такие занятия помогают формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности; способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.

Методика психогимнастики основывается на учении П.К. Анохина (1967) о психофизическом единстве организма. При проведении такого физкультурного занятия осуществляется двигательный, эмоциональный, коммуникативный и поведенческий тренинг детей.

Релаксация

Упражнения и игровые задания на расслабление предполагают обучение дошкольников с ЗПР следующим приемам: чувствовать разницу между напряжением и расслаблением (без мышц лица); напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; вызывать ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах рук); ощущения расслабления, тяжести, тепла (в мышцах ног); сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах рук, ног, живота, спины, лица) и психической релаксации (я отдыхаю, спокоен , здоров, уверен в себе…).

Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в заключительной части физкультурного занятия.

Интегрированное физкультурное занятие

Такие занятия проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (математическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность). Данная форма проведения занятий эффективна, так как, наиболее тесную взаимосвязь с тестами, характеризующими познавательную активность, имеют скоростные, координационные и скоростно-силовые способности.

В содержание интегрированных физкультурных занятий можно вводить дидактические игры с движением ("Вызов номеров", "Дни недели" - математика; "Раз, два, три, - к дереву беги!", "Вершки и корешки" - экология; "Собери букет" - рисование, экология и т.п.), игровые задания ("Измерь, кто дальше прыгнул", "Собери из лучиков такую же картинку" и др.), имитационные действия ("Ходим, как мишка, петушок, лисичка", "Подул ветер, деревья качаются", "Ползем, как улитка" и т.д.), загадки (дети мимикой и жестами показывают отгадки).

Также следует отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функций равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера. Применяемые нагрузки должны быть направлены на укрепление основных функциональных систем организма (кардиореспираторной, опорно-двигательной, нервной). Рекомендуемая частота проведения физкультурных занятий - 3 раза в неделю (одно из которых - на воздухе или в бассейне).

Все физкультурные занятия должны проводиться в сюжетной форме. В начале занятия у детей с ЗПР следует формировать положительный настрой, мотивацию к предстоящей деятельности.

Для стимуляции развития двигательных функций значение имеет широкое использование комплексных афферентных стимулов, в частности зрительных (проведение упражнений перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей, упражнения с опорой на поверхности различной фактуры), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, упражнения с открытыми и закрытыми глазами), температурных (упражнения в различных температурных режимах воздуха, в воде).

Важно учитывать, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого следует, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения будут выполняться детьми по подражанию (по показу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на последнем этапе - по словесной инструкции.

При подборе пособий следует помнить, что посторонние раздражители вызывают у детей с ЗПР замедление выполняемой деятельности и увеличение количества ошибок.

Длительное и напряженное выполнение физических упражнений детьми данной категории вызывает состояние дискомфорта, так как продолжительность периода восстановления у них больше по сравнению с практически здоровыми детьми (В.В. Воронкова, 1994).

3.Участие специалистов (логопед, специальный педагог, врач-педиатр, врач ЛФК и др.) в осуществлении этих программ.

Физкультурно-оздоровительные занятия на основе подвижных игр рекомендуется проводить результатов коррекционно-развивающей работы, осуществляемой инструктором по физвоспитанию.

Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какие звуки следует подбирать речевой материал.

Данстерапия. Данную форму физкультурного занятия следует планировать совместно с психологом и музработником.

Психогимнастика. Такие занятия осуществляются с помощью работы психолога и инструктора по физвоспитанию.

Рекомендуется использовать комплексы упражнений на расслабление, знакомые детям, то есть отработанные на коррекционных занятиях с психологом.

Наши рекомендации