Темперамент в российской психологической школе (Павлов, Теплов, Русалов)
Концепция И.П. Павлова С середины 18в. развивались идеи о значении для динамических особенностей психики возбудимости и чувствительности нервов. Павлов разработал учение о типах нервной системы. Он выделил 3 основных свойства нервной системы:
1.сила нервной системы - самый важный показатель типа, от этого свойства зависит работоспособность клеток коры, их выносливость.
2.подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), существуют очень большие индивидуальные различия в скорости смены одного нервного процесса другим.
3.уравновешенность нервной системы (напр., тормозной процесс отстает по силе от возбудительного, т.е. степень уравновешенности между ними бывает различной)
То/иное сочетание этих свойств и составляет тип нервной системы.
Сангвинический Т. -сильный уравновешенный быстрый тип нервной системы. Флегматический- сильный уравновешенный медленный тип. Холерический- сильный неуравновешенный тип. Меланхолический- слабый тип нервной системы. Павлов разделяет 4 типа:
1.уравновешенный - в проблемных ситуациях реагирует адекватно, позитивно, конструктивно, хорошо обучается, способен подавлять свои реакции.
2.возбудимый - легко приобретает активные навыки
3.тормозной - с трудом осваивает активные навыки и легко навыки, связанные с торможением.
4.инертный - малоспособный к приобретению навыков
Подход к различиям в динамической стороне психики со стороны свойств типа нервной системы положил начало новому этапу в изучении физиологических основ Т. в трудах психологов Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына (50-60г.) уточнялись и обогащались представления о свойствах типа высшей нервной деятельности человека. Были открыты новые свойства нервной системы. Именно в функциональных особенностях мозга, его коры и подкорки, в свойствах типов нервной деятельности (регулирующих накопление и расход энергии) видит современная наука ближайшие причины индивидуальных различий по Т. при этом в последние годы получает распространение точка зрения: в основании Т. лежит общая конституция организма (охватывающая биологические основы психики разного уровня), в которой особо значимое место принадлежит мозговым механизмам (В.М. Русалов).
Русалов предложил более современную трактовку свойств Т. Исходя из теории функциональной системы Анохина П.К., включающей 4 блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования, исполнения и обратной связи), он выделил 4 связанные с ними свойства Т.:
1.отвечающие за широту/узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой)
2.легкость переключения с 1 программы поведения на другую
3.скорость исполнения текущей программы поведения
4.чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором
т.о. традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется- вместо 2 параметров ( активность, чувствительность) уже 4 компонента:
1.энергичность (выносливость)
2.пластичность
3.скорость
4.эмоциональность
Все эти компоненты, по мнению Русалова, биологически и генетически обусловлены. Т. зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом. Т. - это психибиологическая категория в том смысле, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».
В.С. Мерлин: от общего типа нервной системы зависят не только свойства Т., но и целый ряд других особенностей (они выполняют другую функцию), т.е., если нам известно, что данное психическое проявление обусловлено общим типом ВНД, то это еще не значит, что оно представляет собой свойство Т., кроме того, любое свойство Т. зависит не от 1, а от нескольких различных свойств общего типа. Т.о. общий тип нервной системы -физиологическая причина Т. Однако изучение физиологических условий для понимания закономерностей Т. хоть и необходимо, но не достаточно. Изучение Т. требует и психологических методов исследования. Психологической характеристикой Т. являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.
Ключевые показатели свойств:
1.возбудимость внимания - повышение дифференцированности ориентировки за счет снижения степени новизны, необходимой для привлечения внимания
2.эмоциональная возбудимость - при изменении эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия и более слабые различия между ними
3.резистентность - сопротивление всем внешним и внутренним условиям, ослабляющим или тормозящим уже начатую деятельность
4.реактивность - повышение активности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент
5.пластичность-ригидность (приспособление к изменяющимся требованиям действительности)
6.активность волевой целенаправленной деятельности - повышение активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии сознательно поставленной цели
7.субъективация (экстра- интроверсия)- усиление степени опосредования деятельности субъективными образами, представлениями и понятиями
8.тревожность - снижение функционального уровня деятельности в угрожающих ситуациях
9.сила эмоций - энергизация деятельности вследствие удовлетворения / неудовлетворения мотива
10.сензитивность - повышение дифференцированности изменений функционального уровня деятельности при внешних воздействиях малой силы
11.темп психической деятельности - темповые характеристики внимания, памяти, мышления, динамика эмоций, скорость жестикуляции, речи, ритмика
исходя из сочетания определенных свойств, можно предположить тип Т.: (Мерлин не ставил для себя задачу выделить типы темперамента, они ему в принципе не нужны были, видимо это попытка как-то соотнести с классическим подходом)
· сангвинический - яркая экстраверсия, высокая пластичность, быстрый темп психической деятельности
· холерический - очень высокая реактивность, превышающая активность, малая сензитивность, но может быть высокая эмоциональная возбудимость
· флегматический - интроверсия, высокая ригидность, замедленный темп психической деятельности
меланхолический - гиперсензитивность, повышенная тревожность, низкая резистентность
Понятие о способностях.
Отцом – основателем психологии способностей принято считать Френсиса Гальтона (1883). Именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблем способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день.
В работах Гальтона рассматриваются следующие проблемы, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли:
o Проблема развития способностей и их детерминант. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды;
o Проблема взаимосвязи специальных и общих способностей. Гальтон полагал, что, измеряя параметры простейших психических процессов человека, можно определить уровень его творческой одаренности.
o Проблема методов измерения способностей;
o Проблема взаимосвязи способностей и деятельности.
Таким образом, «способность» является одним из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.
Приведем определение С.Л. Рубиштейна:
способности – это сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются.
Б. М.Теплов выделил три признака способностей:
1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
Согласно Теплову в исследовании способностей и одаренности следует выделять два подхода:
1) качественный (изучение своеобразия способностей),
2) количественный (уровень развития способностей).
Теплов показал, что для успешного выполнения той или иной деятельности важны не только специальные данные (специальные способности), но и общий интеллект. Солидарно с С. Л. Рубинштейном, Б. М. Теплов отмечал, что общие способности отражают «общие моменты» различных видов деятельности и функционируют «внутри» качественно своеобразных специальных способностей.
Воспользовавшись когнитивной парадигмой и рассматривая работу психики как единой системы, перерабатывающей информацию, можно выделить процессы: 1) приобретения, 2) применения, 3) преобразования и сохранения знаний. Применение знаний можно было бы отождествлять с интеллектом как способность решать задачи на основе имеющихся знаний (тестовый интеллект), обучаемость – способность к приобретению знаний, а креативность (общая творческая способность) – способность к преобразованию знаний (с ним связано воображение, фантазия, порождение гипотез и т. д.). Каждой из них соответствует специфическая мотивация и специфическая форма активности: креативности – мотивация самоактуализации (по А. Маслоу) и творческая активность, интеллекту – мотивация достижений и адаптивное поведение, обучаемости – познавательная мотивация.
Итак, чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он имеет способности.
Исходя из этого, В.Н.Дружининпредлагает следующую формулу способности:
СПОСОБНОСТЬ = продуктивность ⁄ цена (в объективной форме)
или
СПОСОБНОСТЬ = успешность / трудность (в субъективной форме)
=> неспособный проливает больше пота и слез, чем способный, которому всё дается легче.
Но одного указания на поведенческие и субъективные проявления не достаточно => возникает вопрос: что за психическая сущность – способности?
Наиболее детально этот вопрос рассматривается в работах В.Д.Шадрикова.
По В. Д. Шадрикову, наиболее общим понятием, которое описывает психологическую реальность, является понятие психической функциональной системы, процесс функционирования которой (психический процесс) обеспечивает достижение некоторого полезного результата.
Отсюда «...способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.
Поскольку всякий психический процесс (в том числе — познавательный) является временной характеристикой функционирования соответствующей системы, В. Д. Шадриков выделяет способности мыслительные, восприятия, памяти и так далее. Способности, по Шадрикову, являются общими в смысле отнесенности к конкретным видам деятельности: не существует, с этой точки зрения, «летных», «кулинарных», «музыкальных», «педагогических» и прочих способностей.
Различая специальные и общие способности, Д. Н. Завалишинавслед за Б. М. Тепловым связывает общие способности с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными видами деятельности. Значит, способности конституируются не по видам психических функциональных систем, а по видам деятельности.