Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

1 Кто являлся автором учения о знаковом характере умственного и чувственного образа в средневековой европейской науке, доказывавшим, что слово - знак вещи, ощущение - знак предмета?

1. Вильям Оккам

2. Д. Скотт

3. П. Абеляр

2 Кто впервые высказал идею о том, что характер поступка человека определяется мотивацией, намерением совершающего его человека?

1. В. Оккам

2. Ф. Аквинский

3. П. Абеляр

3 Какой ученый первым ввел понятие 'опытная наука'?

1. В. Оккам

2. Пьер Абеляр

3. Р. Бэкон

4 Кто в средневековой европейской науке выдвинул принцип индивидуализации, согласно которому индивидуальное выше и совершеннее, чем общее?

1. В. Оккам

2. Д. Скотт

3. Р. Бэкон

5 Кто является автором идеи об интенциональной природе акта восприятия и познания в целом?

1. Р. Бэкон

2. В. Оккам

3. Ф. Аквинский

6 Какое направление в изучении человека в средневековой арабоязычной культуре представляли мутакаллимы?

1. теологическое

2. мистическое

3. философское

7 Представителями какого подхода в изучении человека в средневековой арабоязычной культуре являлись суфисты?

1. теологического

2. мистического

3. философского

8 Кто из арабских ученых Средневековья выдвинул и обосновал учение об уникальности и индивидуальной неповторимости 'натур' различных людей, об отличии 'натур' представителей разных возрастных и половых групп, национальностей?

1. Аль Фараби

2. Альгазен

3. Ибн Сина

9 Какое течение арабоязычной философско-психологической мысли Средневаковья представляла фальсафа?

1. религиозное

2. мистическое

3. арабоязычную перипатетику

10 Что представляла собой культура Возрождения?

1. вид сугубо языческой античной культуры

2. образец сугубо средневековой христианской культуры

3. синтез языческих античных и христианских средневековых культурных традиций

11 Какой новый подход в понимании человека утверждается в культуре Ренессанса?

1. человек рассматривается как личность

2. человек рассматривается как индивид

3. человек рассматривается как индивидуальность

12 Кому принадлежат слова: 'Человек природой устроен так, чтобы быть и мудрым и производящим' и 'Искусство жить постигается в деяниях'?

1. К. Ландино

2. П. Браччолини

3. Л.Б. Альберти

13 Кто являлся основоположником, 'пионером' новой гуманистической традиции в литературе периода Возрождения?

1. В. Шекспир

2. Ф. Петрарка

3. Дж. Боккаччо

14 Кто был лидером эмпирико-натурфилософского направления в Италии?

1. Б. Телезио

2. П. Браччолини

3. П. Помпонацци

15 Продолжателем идей какого античного мыслителя являлся итальянский ученый периода Возрождения Джироламо Фракасторо?

1. Платона

2. Аристотеля

3. Демокрита

  1. Список литературы:

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПЕРИОДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

2. Августин А. Исповедь… // Богословские труды. М., 1978. Т. 19.

3. Августин А. О бессмертии души // Творения Блаженного Августина: В 8 т. Киев, 1880. Т. 2.

4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997. Разд. 1. Гл.2.

5. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1997

"АРАБО-ЯЗЫЧНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ"

1. Аль Фараби. Существо вопроса // Антология мировой философии: В 4-х т. М., 1969.

2. Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.

3. Ибн Габирол. Жемчужная россыпь // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

4. Ибн Габирол. Человек и его судьба // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

5. Ибн Рушд // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.

6. Ибн Сина. Избранное. М,. 1980.

7. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.

8. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ч.1. М., 1994.

9. Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.

10. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм / Пер. с франц. Киев, 1903.

11. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973.

12. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М. 1985.

13. Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

14. Терновский В.Н. И.С. Авиценна. М., 1969.

15. Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ (КОНЕЦ XV - НАЧАЛО XVII вв.)

1. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. Мос. Гор. Архив. 1996.

2. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. М., 1977.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

4. Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV-XVII вв.) / Сост., вступ. статьи и коммент. Н.В. Ревякиной, О.Ф. Кудрявцева. М.: Изд-во УРАО, 1999.

5. Помпонацци П. Трактаты "О бессмертии души", "О причинах естественных явлений, или О чародействе"/ Пер. с лат., вступ. ст. и прим. А.Х. Горфункеля. М.: Главная редакция АОН при ЦК КПСС, 1990.

6. Сочинения итальянских гуманистов эпохи. Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Наши рекомендации