Перечень вопросов для подготовки к комплексному экзамену
1. Психология как наука. Определение предмета и объекта психологии. Связь психологии с другими науками
2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии.
3. Классификация методов психологии.
4. Понятие психического отражения. Познание как вид психического отражения.
5. Психология ощущений. Виды ощущений. Общие свойства ощущений.
6. Сущность, свойства и виды восприятия. Сущность и психологическое содержание представления.
7. Психология памяти. Виды памяти и их характеристика. Основные процессы и механизмы памяти.
8. Определение и основные свойства внимания. Виды внимания и особенности их проявления.
9. Воображение, его виды, функции и связи с другими психическими процессами. Механизмы и операции воображения.
10. Мышление как психический процесс. Формы и операции мышления. Виды мышления и их характеристика.
11. Определение и основные свойства эмоций. Виды эмоций и их характеристика.
12. Определение воли и ее критерии.
13. Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы. Виды мотивов и потребностей.
14. Психология и психофизиология темперамента.
15. Проблема характера в психологии. Психология способностей.
16. Психология ценностных ориентаций. Проблема ценностей человека. Виды ценностей.
17. Психология личности как отрасль психологической науки
18. Многозначность понятия личности в современной психологии.
19. Понятие индивидуальности в психологии. Индивидуальные свойства личности и их виды
20. Изучение личности в психоанализе З. Фрейда.
21. Понимание личности в неопсихоанализе (К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни)
22. Понимание личности в бихевиоризме. Личность как продукт научения.
23. Понимание личности в гуманистической психологии
24. Деятельностный подход в психологии личности (С. Рубинштейн, А. Леонтьев)
25. Понимание личности в трудах Л.С. Выготского.
26. Личность как система отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев)
27. Понятие и структура Я-концепции
28. Понятие идентичности в психологии. Виды идентичности
29. Характеристика невротических состояний личности
30. Характеристика пограничных состояний личности
31. Характеристика психотических состояний личности
32. Предмет и задачи социальной психологии. Сферы применения социально-психологического знания.
33. Проблема личности в социальной психологии. Взаимосвязь личность - группа - общество. Социализация личности.
34. Социальная психология общения. Структура и функции общения.
35. Три стороны общения и их характеристика
36. Психология конфликта. Структура социально-психологического конфликта.
37. Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.
38. Характеристика малой группы, ее границы, классификация. Динамические процессы малой группы.
39. Лидерство и руководство в малых группах. Теории происхождения лидерства.
40. Социальная психология больших социальных групп: классов, народов, общества в целом.
41. Психология развития и возрастная психология, ее структура, задачи и современное развитие.
42. Проблема возраста в психологии. Виды возрастов.
43. Кризисы возрастного развития. Их значение, структура.
44. Культурно-исторический поход Л.С. Выготского к онтогенезу психики и личности
45. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.
46. Критерии развития в психоанализе и периодизация развития личности по З. Фрейду.
47. Понимание психического развития в школе когнитивной психологии Ж. Пиаже.
48. Критерии психического развития и его периодизация по Э Эриксону.
49. Содержание психического развития ребенка в период новорожденности. Особенности психического развитие ребенка в младенчестве. Кризис 1 года.
50. Особенности психического развитие ребенка в период раннего возраста. Психологическое содержание кризиса 3-х лет.
51. Особенности психического развитие ребенка в дошкольном детстве. Сущность и содержание кризиса 7-ми лет. Проблема готовности к обучению в школе в психологии.
52. Младший школьный возраст, особенности возрастного развития в нем.
53. Психологическая характеристика подросткового возраста. Пубертатный кризис, его содержание и специфика протекания.
54. Особенности психического развития в юности. Содержание профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Психологическая характеристика молодости.
55. Психологическая характеристика зрелого возраста. Содержание кризисов психического развития в зрелом возрасте.
56. Характеристика психической сферы человека в старости. Психология долголетия: факторы и условия.
57. Педагогическая психология как отрасль психологической науки.
58. Образование как система, процесс и результат.
59. Общая характеристика обучения. Соотношение обучения и развития.
60. Психологические особенности деятельности обучающегося.
61. Понятие учебной деятельности, ее основные характеристики и структура.
62. Проблема воспитания в педагогической психологии.
63. Общая характеристика педагогической деятельности, ее основные формы.
64. Личность педагога, ее индивидуально-психологические свойства.
65. Взаимодействие, общение, сотрудничество в образовательном процессе.
66. Психологические закономерности становления педагога как профессионала.