Профессиональные интересы личности

1. Изучите рекомендованную литературу; познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в своей работе.

2. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей работы:

- структура личности, ее компоненты;

- направленность как ведущая подструктура личности;

- формы направленности: желания, стремления, интересы, склонности, убеждения, взгляды, мировоззрение, идеалы и их характеристика;

- задатки, способности, склонности, интересы, их взаимосвязь;

- виды интересов и их характеристика.

3. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). Охарактеризуйте ее (возраст, пол, род занятий и др.).

4. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте анкету интересов и листы ответов (по количеству испытуемых).

5. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и обработайте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации каждому испытуемому.

Рекомендуемая литература

3 Гамезо М.В. Атлас по психологии /Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.: 2001.

4 Петровский А.В. Психология / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М: Academia, 2000.

5 Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Немов Р.С. – М.: Владос, 2000.

6 Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов н/Д: Феникс, 1997.

7 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001.

«Анкета интересов» Е.А. Голомштока позволяет оценить интересы и стремления как проявления направленности личности и, следовательно, как компоненты потенциального или реального призвания.

Испытуемому дается «анкета интересов» и лист ответов, где указано, как отмечать свой ответ.

Анкета интересов

Нравится ли вам?

1. Читать книги по занимательной физике или занимательной математике?

2. Читать об открытиях в химии?

3. Выяснять устройство электроприборов?

4. Читать технические журналы?

5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран?

6. Знакомиться с жизнью растений и животных?

7. Читать произведения классиков мировой литературы?

8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом?

9. Читать книги о воспитании7

10. Знакомиться с работой врачей?

11. Заботиться об уюте в доме?

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки?

13. Читать книги о войне и сражениях?

14. Читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях?

15. Наблюдать за различными химическими реакциями?

16. Исправлять бытовые электроприборы?

17. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники?

18. ходить в походы по родному краю для его изучения?

19. Изучать биологию, ботанику и зоологию?

20. Читать критические статьи о литературе?

21. Участвовать в общественной работе?

22. Объяснять товарищам, как выполнить ту или иную работу, если они сами не могут ее сделать?

23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями?

24. Шить, вышивать, готовить пищу?

25. Читать об искусстве?

26. Знакомиться с военной техникой?

27. Проводить опыты по физике?

28. Проводить опыты по химии?

29. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники?

30. Собирать и ремонтировать машины?

31. Собирать коллекции минералов?

32. Работать в саду, на огороде?

33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи)?

34. Читать книги по истории?

35. Читать и рассказывать детям сказки, играть с ними?

36. Ухаживать за больными, следить за приемом лекарств?

37. Выполнять хозяйственные домашние дела?

38. Заниматься в каком-либо художественно-творческом коллективе?

39. Участвовать в различных походах, поездках?

40. Заниматься в математическом или физическом кружке?

41. Готовить химические растворы?

42. Собирать радиоприемники?

43. Заниматься моделированием, например, изготовлять модели планеров и т.п.?

44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях?

45. Наблюдать за живой природой?

46. Изучать иностранный язык?

47. Выступать с докладами на исторические темы?

48. Выполнять работу воспитателя?

49. Ухаживать за детьми?

50. Делать разные покупки?

51. Беседовать с приятелями об искусстве?

52. Заниматься в спортивных секциях?

53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах?

54. Решать задачи по химии?

55. выполнять работы с измерительными приборами?

56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами?

57. знакомиться с географическими (геологическими) картами?

58. Проводить опытническую работу по биологии?

59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги?

60. Изучать политический строй в разных странах?

61. Обсуждать вопросы воспитания?

62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека?

63. Убеждать людей в чем-либо?

64. знакомиться с историей искусства?

65. Быть организатором в походах и играх?

66. Выполнять математические действия по формуле?

67. находить химические явления в природе?

68. Разбираться в радиосхемах?

69. Выполнять чертежи?

70. Производить топографическую съемку местности?

71. Ухаживать за животными?

72. Выступать с докладами по вопросам литературы?

73. Знакомиться с вопросами культуры?

74. Давать объяснения младшим школьникам?

75. Изучать причины возникновения разных болезней?

76. знакомиться, общаться с разными людьми?

77. Принимать участие в конкурсах, концертах или выставках изобразительного искусства (творчества)?

78. Соблюдать режим (распорядок) дня?

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Ф.И.О.__________________________________

Возраст_________________________________

Профессия_______________________________

Место работы или учебы___________________

Прочитав внимательно каждый вопрос «Анкеты интересов», поставьте в клетке с тем же номером ваш ответ:

(+ +) – очень нравится, хотел бы быть специалистом в этой отрасли;

(+) – нравится знать, но не делать;

(–) – не нравится.

Таблица 10 – Бланк ответов

Подсчет результатов:

Столбцы соответствуют:

1 – физико-математическое направление;

2 – химия;

3 – электрорадиотехника;

4 – техника;

5 – геология и география;

6 – биология и сельское хозяйство;

7 – филология и журналистика;

8 – история и общественная деятельность;

9 – педагогическая деятельность;

10 – медицина и врачебная деятельность;

11 – домашнее хозяйство;

12 – искусство;

13 – военное дело.

Условные знаки «Листа ответов» переводятся в баллы: + + =5; + = 3; - =1. По каждой из 13 групп знаний и деятельности получается дробь, в которой числитель равен сумме баллов троек (3) и пятерок (5), знаменатель – только пятерок (5).

Анализ результатов: числитель полученной дроби свидетельствует об интересе к данной области знаний и деятельности (как показатель интересов) и позволяет ранжировать по этому показателю все 13 групп, а знаменатель как показатель склонности, позволяет выявить стремление к соответствующей деятельности.

Наши рекомендации