Нарушения произвольной регуляции различных форм психической деятельности и поведения в целом при поражении лобных долей мозга.

ВПФ произвольны по способу своего осуществления. Произвольность – возможность сознательного управления психическими функциями (или отдельными их этапами). Произвольное управление высшими психическими функциями предполагает наличие: программы, постоянный контроль за ее протеканием и контроль за окончательным результатом деятельности, мотива, без которого никакая сознательная деятельность невозможна. Произвольная регуляция опирается на речевые процессы.

Произвольная регуляция связана с осознанностью ВПФ (осознаются цель и конечный результат).

Сам процесс психической деятельности протекает на бессознательном уровне.

С произвольным контролем ВПФ в соответствии с концепцией А. Р. Лурия о структурно-функциональной организации мозга связан третий структурно-функциональный блок мозга – блок программирования и контроля за протеканием психических функций. Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. Обеспечению этих задач и служит третий блок мозга.

Аппараты третьего функционального блока мозга расположены спереди от центральной лобной извилины и включают в свой состав моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли отличаются очень сложным строением и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. Отличительной особенностью этого блока является:

- проведение процессов возбуждения от третичных зон к вторичным, затем к первичным;

- отсутствие модально-специфических зон (состоит из аппаратов только двигательного типа);

- наличие обширных двусторонних связей не только с нижележащими образованиями ствола мозга, но и со всеми остальными отделами коры больших полушарий.

По своей структуре и функциональной организации моторная кора относится к первичным, премоторная — к вторичным, а префронтальная — к третичным зонам коры больших полушарий

Нейроны моторной коры передают возбуждение к мышцам, отсюда начинается большой пирамидный путь. Именно эти зоны имеют ярко выраженную соматотопическую организацию, что наглядно проиллюстрировал Пенфилд («двигательный человечек»).

Премоторная кора обеспечивает двигательные программы, т. е. объединяет отдельные движения в единую кинетическую мелодию.

Префронтальные отделы играют решающую роль в формировании намерений, программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Они состоят из мелкозернистых клеток с короткими аксонами и обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией. Поэтому могут выполнять ассоциативную функцию, получая импульсы от первого блока мозга и оказывать интенсивное модулирующее влияние на образования ретикулярной формации, приводя ее активирующие импульсы в соответствие с динамическими схемами поведения, которые формируются непосредственно в префронтальной (лобной) коре. Префронтальные отделы фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры, выполняя функцию общей регуляции поведения.

При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден.

При поражении моторной коры затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц).

Поражение премоторной коры приводит к нарушению синтеза отдельных движений в единое целое (распад двигательных навыков), поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности.

Основной нарушенный нейропсихологический фактор – регуляторный. При поражении лобных долей нарушения обнаруживаются в целом ряде сфер – лобный синдром. Ведущий признак лобного синдрома – расхождение между произвольным и непроизвольным ур-нями осущ-я любой психической деятельности. Произвольность ослаблена, непроизвольность – гипер

Исследования А. Р. Лурия показали, что в этом случае целенаправленное поведение заменяется «полевым» поведением, нарушается программа выполняемой деятельности, лобный больной не может подобрать адекватные средства деятельности, отсутствует контроль за ее выполнением и коррекция ошибок. При этом наблюдается персеверация (повторяемость) и стереотипизация движений.

Нарушения проявляются в следующих сферах:

1.В двигательной – регуляторная апраксия (Возникает при поражении префронтальной конвекситальной области мозга.

Основной дефект, который возникает при этой форме - нарушение программирования движений, контроля и регуляции движений и действий.

Основные симптомы:

1. Моторные шаблоны и стереотипы вместо выполнения полноценного движения.

2. Эхопроксии. Больной начинает выполнять программу действий не полностью, а с последнего элемента. Ребро-ладонь-кулак - больной может начинать с последнего - кулак.

3. Системные персеверации. Персеверирует не отдельно движение, а целая программа. После того, как больного просили рисовать круг, больной рисует крест окружностями, т.е. использует предыдущую программу. После того, как больной рисовал цифру 2, он рисует треугольник двойками.

Нарушение программирования - т.е. у больного не выстраивается общей программы выполнения определенной последовательности действий.

4. Нарушение контроля за выполнением. Больной выполняет неправильно задание, но не осуществляет контроль, т.е. не сравнивает то, что он делает с тем, что ему предписывалось делать.

5. Нарушение регуляции. Если больной соглашается, что задание выполнено неправильно, то он не переходит к выполнению правильного задания.

2.В речевой – динамическая афазия (возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т. е. отделов третьего функционального блока. Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляционных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, но и движения).

3. В мнестической – псевдоамнезии (нарушение памяти как деятельности. Возникает при массивных поражениях лобных долей мозга, когда грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, и в числе следствий - нарушение произвольного запоминания).

4.В гностической – псевдоагнозии (расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы, Подобный феномен можно трактовать как нарушение "оптического внимания". При поражении передних отделов мозга (лобных долей и связанных с ними подкорковых структур нарушается избирательность протекания гностической деятельности, контроль за ее результатами и общее осмысление ситуации.

5.В интеллектуальной деятельности – нарушения вербально-логического и наглядно-образного мышления (импульсивность, стереотипия, персервации)

6.В эмоциональной сфере – нарушение параметров эмоций (знак, интенсивность, продолжительность) и их регуляции.

Перечисленные нарушения во всех сферах возникают за счет инертности, нарушения избирательности, адинамии и регуляторных механизмов.

Наши рекомендации