Авторы: и.н. тимошина, а.в. морозова
Анализ мультфильмов.
Для помощи взрослым в выборе мультфильмов для детей разработана схема анализа мультфильмов. На ее основе можно оценить степень негативного влияния того или иного мультфильма на дошкольника/младшего школьника.
Данная схема была составлена с учетом результатов психологических исследований (М.В. Соколова, Е.О. Смирнова, М. Голик, Е.А. Дудкина, И.М. Пивоварчик, А. Лиллард), а также с использованием части требований законодательства (были учтены некоторые пункты приведенного выше закона о защите детей от негативной информации).
Схема состоит из 11 критериев,затрагивающих как способы подачи информации (скорость смены кадра, изображение героев, спецэффекты и др.), так и отличительные особенности поведения персонажей, а также воспитательную и образовательную функцию мультфильма.
Взрослый выбирает вариант ответа по каждому критерию, подходящий для анализируемого мультфильма, и фиксирует его номер в отведенной для этого графе, затем результаты по всем критериям суммируются, что дает итоговый балл оценки данного мультфильма.
Схема анализа мультфильма:
критерий | ответ |
I. Скорость предъявления видеоряда: 1) плавная и медленная смена кадров; 2) скорость смены кадров зависит от сцены (от быстрой до плавной, медленной); 3) постоянная и быстрая смена кадра | |
II. Количество и влияние спецэффектов: 1) спецэффектов нет, либо малое количество, они не вызывают сильного проявления эмоций; 2) умеренное количество спецэффектов, некоторые из них вызывают сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и проч.); 3) большое количество спецэффектов, привлекающих внимание, вызывающих сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и пр.) | |
III. Изображение героев: 1) естественное изображение всех героев; 2) некоторые герои имеют неестественный вид, некоторые части тела искажены, но в мультфильме объяснены причины этих изменений; 3) изображение героев полностью не соответствует действительности, части тела искажены, причины данных изменение в мультфильме не уточнены | |
IV. Соответствие действий героев реальной жизнедеятельности и знаниям дошкольников/младших школьников: 1) полное соответствие - детям понятны действия героев, они не требуют дополнительного уточнения; 2) некоторые действия героев требуют дополнительного уточнения у взрослых; 3) полное несоответствие - действия героев непонятны, детям необходимы постоянные пояснения | |
V. Характеристика речи героев: 1) темп речи не быстрый, есть интонационные паузы, голос героев приближен к реальным, разборчив; 2) у некоторых героев темп речи быстрый, голос искажен, сложно разборчив; 3) темп речи быстрый, голос героев искажен, не похож на реальный, иногда сбивчив, сложно разборчив | |
VI. Доступность содержания речи героев для дошкольников/младших школьников: 1) содержание речи доступно дошкольнику, не требует дополнительных пояснений; 2) некоторые слова или выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми; 3) содержание речи недоступно дошкольнику, требует постоянных пояснений взрослыми | |
VII. Проявления агрессивных действий: 1) герои не проявляют агрессивных действий по отношению к себе и друг к другу; 2) присутствуют единичные проявления агрессивного поведения; 3) частая демонстрация агрессивных действий героев | |
VIII. Степень ответственности героев за совершенные ими негативные действия: 1) герои несут ответственность за совершенные негативные действия, наказываются, «добро побеждает зло»; 2) не все герои несут ответственность за совершенные негативные действия, условно «хорошие» герои при совершении негативных действий не наказываются; 3) герои при совершении негативных действий остаются безнаказанными, ихпоступки не объясняются | |
IX. Демонстрация откровенных сцен и сексуальность героев: 1) откровенных сцен нет, в изображении героев нет акцента на их сексуальности; 2) откровенные сцены отсутствуют, но внешность героев может быть подчеркнуто сексуальной; 3) демонстрация откровенных сцен, гипертрофированная сексуальность героев | |
X. Образовательная функция: 1) при просмотре мультфильма ребенок приобретает знания и умения, которые впоследствии могут быть применены на практике; 2) в мультфильме нет явного акцента на образовательной функции; 3) сюжет мультфильма не только не несет в себе образовательной функции, но и всячески высмеивает возможные способы приобретения знаний и умений | |
XI. Воспитательная функция (морально-нравственная основа): 1) герои транслируют принятые в обществе нормы морали, есть четкое разделение на «добро» и «зло»; 2) есть разделение на «добро» и «зло», но герои не всегда ведут себя в соответствие с моральными нормами; 3) поведение героев полностью противоречит моральным нормам, возможно, ведет к разрушению уже известных ребенку правил поведения, размыты границы «добра» и «зла» | |
Сумма баллов: |
Интерпретация результатов
11-16 баллов.Мультфильм можно рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает положительное влияние на психическое развитие ребенка, выполняет социализирующую, воспитательную и образовательную функции, формирует правильные знания об окружающем мире. Герои такого мультфильма имеют естественное изображение, их речь ясна, агрессивные действия сведены к минимуму. Сюжет мультфильма понятен и доступен детям дошкольного возраста. Данный мультфильм ребенок может смотреть как самостоятельно, так и вместе со взрослым с последующим обсуждением.
17-24 балла.Мультфильм можно рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста совместно с родителями, т. к. некоторые сцены могут вызвать у ребенка вопросы, требующие объяснения. Данный мультфильм можно считать скорее средством развлечения, нежели обучения и воспитания. Просмотр такого мультфильма должен быть ограничен во времени, обязательно обсужден со взрослыми.
25-33 балла.Мультфильм не рекомендуется к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Сюжет такого мультфильма не ясен для детей-дошкольников, изображения героев далеки от естественного вида, их речь быстра, непонятна. Мультфильм оказывает негативное влияние на эмоциональные процессы и мыслительные функции из-за быстрой смены кадров, обилия спецэффектов, агрессивных действий персонажей. Он не несет в себе воспитательной и образовательной нагрузки, разрушает правильные представления о моральных нормах. При просмотре такого мультфильма дошкольником в обязательном порядке необходимо присутствие рядом взрослого.
В целом, чем выше сумма полученных баллов, тем больше негативного влияния оказывает на детей дошкольного/младшего школьного возраста мультфильм. При анализе стоит заострить внимание на тех критериях, которые получили высшую оценку. Например, итоговая оценка мультфильма составила 13 баллов - это говорит о его безопасности для дошкольников. Но если у некоторых героев голос искажен, неразборчив (2 балла), некоторые слова и выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми (2 балла), значит, данный мультфильм необходимо обсудить с ребенком, уточнить, все ли ему понятно.
Авторы: И.Н. Тимошина, А.В. Морозова