Глава 30. Эмоциональные расстройства

Классификация и диагностика

Райнхард Пекрун

Понятие эмоций

Понятие «эмоции» может употребляться в разных значениях. Чаще всего дается комплексное определение, в которое входят следующие нижеперечисленные составные части (см. Kleinginna & Kleinginna, 1981; Schmidt-Atzert, 1996): 1) субъективные эмоциональные состояния (например, напряжение и внутреннее беспокойство при тревоге); 2) когнитивные оценки ситуаций (например, оценка ситуации как опасной и неподконтрольной); 3) физиологические изменения (например, учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение); 4) мотивационные тенденции (например, желание бежать от этой ситуации); 5) экспрессивное поведение (например, испуганное выражение лица); 6) инструментальное поведение (например, бегство). При этом, как правило, остается неясным, какие (и сколько) компоненты из перечисленных — кстати, эмпирически не во всем согласующиеся друг с другом — должны быть в наличии, чтобы можно было говорить об эмоциях. Это же определяет и существование проблемы разграничения с родственными феноменами (как, например, мотивацией; см. главу 31).

Поэтому в последние годы предпочитают пользоваться узким понятием эмоций, которое делит эмоции на компоненты субъективного переживания, на такие, например, как а) аффективные компоненты (эмоциональные переживания в узком смысле); б) когнитивные компоненты (например, обеспокоенность своим состоянием при тревоге); в) телесно-перцептивные компоненты (восприятие физиологических изменений и экспрессивная моторика; о проблематике определения понятия «эмоции» см. Pekrun, 1988).

Первичные эмоции обычно дифференцируют, соотнося их со специфическими способами экспрессивного поведения (радостью, печалью, тревогой, гневом, отвращением, стыдом, удивлением). Другие эмоции воспринимаются как смешение или как когнитивная дифференциация первичных эмоций (например, гордость как радость, содержащая когнитивные элементы внутренней каузальной атрибуции позитивного события).

Классификация

Различают а) эмоциональные расстройства как таковые (например, избыток депрессивных эмоций — печаль, тревога и гнев); б) эмоциональные расстройства как компоненты сложных клинических синдромов (например, глубокая печаль как компонент депрессии); в) расстройства, зависимые от эмоционального состояния, в других психических сферах (например, падение работоспособности или сообразительности как следствие хронического страха перед экзаменом). Эмоциональные расстройства характеризуются тем, что содержание, частота возникновения, интенсивность или продолжительность определенных эмоций с общественной, клинической или субъективной точек зрения являются неадекватными (например, чрезмерно частая, интенсивная и продолжительная печаль, относящаяся к мнимым негативным признакам собственной личности и жизненной ситуации и субъективно переживаемая как отклонение от нормы).

Параметры эмоциональных расстройств. Эмоциональные расстройства классифицируются, кроме прочего, по следующим параметрам, описывающим эмоции (см. Larsen & Diener, 1987; Pekrun, 1988; Ulich & Mayring, 1992).

A. Содержание. С этой точки зрения среди содержаний переживания можно выделить отдельные эмоции (например, «первичные эмоции»: радость, печаль, тревога и т. п.). Кроме того, среди многообразия эмоций — особенно первичных — можно провести различия между когнитивно неспецифичными, не связанными с определенными обстоятельствами (объектами, ситуациями, действиями) эмоциями, с одной стороны, и когнитивно специфичными, направленными на определенные обстоятельства эмоциями, с другой стороны. Примером этого может послужить различение неспецифической панической атаки, с одной стороны, и тревогой, вызванной специфическим обстоятельством («фобия»), с другой (см. классификацию тревожных расстройств в DSM-IV).

Б. Частота возникновения, интенсивность и устойчивость. Эмоции могут возникать с различной частотностью, интенсивностью и продолжительностью (устойчивостью). Наряду с интенсивностью и устойчивостью большую роль играют также другие характеристики протекания расстройства (например, скорость нарастания интенсивности эмоции при внезапном приступе тревоги или гнева). Расстройства обычно характеризуются чрезмерной частотой возникновения, значительной интенсивностью и/или продолжительностью негативных эмоций и недостаточностью частоты возникновения, интенсивности или продолжительности положительных эмоций. Наряду с этим расстройства характеризуются еще и производными параметрами более высокого порядка. К ним прежде всего относится частота смены эмоциональных состояний (эмоциональная «лабильность», например в «смешанных эпизодах» согласно DSM-IV).

B. Осознанность и реалистичность. Эмоциональное состояние может зависеть от когнитивных процессов, которые могут быть в большей или меньшей степени дифференцированными и осознанными. Так, тревога может возникнуть вследствие длительного предэкзаменационного ожидания, в то время как в другом случае она наступает спонтанно. Наряду с этим эмоции — особенно их когнитивные компоненты — могут различаться по степени адекватности реальности. Как неадекватная реальности может быть рассмотрена, например, депрессивная печаль, сопровождающаяся негативной самооценкой, если эта самооценка выглядит с точки зрения общества как неоправданная. Высокая степень осознания при низкой реалистичности может обеспечить достаточно хорошие шансы для когнитивно ориентированных форм терапии эмоций (см. главу 30.3).

Г. Эмоциональные расстройства как компоненты синдромов. В обычной клинической классификации эмоциональные расстройства появляются как в качестве самостоятельной категории, так и в качестве компонентов сложных синдромов. Расстройства, которые заключаются в избыточной тревоге (например, панические расстройства и фобии), обычно объединены в одну или несколько самостоятельных категорий (как это, например, сделано в DSM-IV).Эксцессивная печаль/тревога, напротив, представлена прежде всего как компонент депрессивных и биполярных расстройств (DSM-IV: аффективные расстройства). Депрессивные состояния включают: а) выраженные депрессивные эмоции (включая соответствующие когнитивные компоненты); б) мотивационные расстройства (безучастность, заторможенность; см. главу 31.1) и в) соматические симптомы (бессонница, потеря аппетита и веса). Маниакальные эпизоды характеризуются, помимо прочего, а) преувеличенно эйфорическими эмоциями (или чрезмерным гневом и раздражительностью); б) мотивационными расстройствами в форме сверхмотивации, импульсивности и гиперактивности, а также в) сниженной потребностью во сне.

В существующих классификациях недостаточно систематично рассматриваются чрезмерный гнев и дефициты в сфере положительных эмоций.

Диагностика

Под эмоциями понимаются внутренние психические феномены. Вследствие этого непосредственная диагностика эмоциональных расстройств строится на сведениях, которые предоставляют сами клиенты. Предшествующие условия эмоциональных расстройств (жизненные условия, отношение к окружающей действительности, нейрогормональные нарушения), напротив, могут быть диагностированы и с помощью других методов.

A. Интервью. Основным источником информации является опрос или активное описание клиентов самих себя в форме клинического интервью. Для структурирования интервью и оценки его результатов были созданы рейтинговые шкалы,заполняемые интервьюером (применяется преимущественно для диагностирования тревоги и депрессивных эмоций; Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum, 1996; Bech, Kastrup & Rafaelsen, 1991).

Б. Опросники. Для регистрации отдельных эмоций и эмоций как составляющих личности существует достаточное число стандартизированных опросников (см. Mittenecker, 1982). Например, «State-Trait-Angst-Inventar» (шкала личностной и реактивной тревоги; Laux, Glanzmann, Schaffner & Spielberger, 1981; см. прим. 30.1.1), «State-Trait-Ärgerausdrucks-Inventar» (Шкала оценки гнева как свойства и как состояния (личностного и реактивного); STAXI; Schwenkmezger, Hodapp & Spielberger, 1992) или «Перечень свойств личности» (Eigenschaftswörterliste; EWL; Janke & Debus, 1978) (см. прим. 30.1.1).

Примечание 30.1.1. State-Trait-Angst-Inventar (шкала личностной и реактивной тревоги)

Наименование, автор

«State-Trait-Angst-Inventar; STAI» (шкала личностной и реактивной тревоги) (Laux et al., 1981).

Сфера применения

STAI служит для экономичного определения у взрослых, с одной стороны, реактивной тревоги (state-Angst), а с другой стороны, личностной тревоги (trait-Angst).

Структура метода

STAI представляет собой самооценочный метод, содержит 40 пунктов, необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов. State-шкала (20 пунктов) снабжена ориентированными на текущее эмоциональное состояние инструкциями; предназначена для описания сиюминутного состояния эмоций (пример одного из пунктов: «Я взволнован(а)»). Инструкции к trait-шкале (20 пунктов), напротив, требуют описания привычного состояния. По шкале определяется общее значение.

Критерии качества

-Надежность. Согласованность, установленная для эталонной выборки (N = 2385), лежит около значения 0,90, ретестовая надежность для trait-шкалы составляет 0,68 и 0,96 (при временном интервале между одним часом и 73 днями), для state-шкалы — 0,34.

- Валидность. Теоретическая конструктивная валидность шкал проявляется преимущественно в том, что в различных исследованиях значения state-шкалы варьируются в зависимости от ситуации (например, повышенные значения в экзаменационных ситуациях), в то время как значения trait-шкалы скорее остаются стабильными. Проблематичен также и недостаток содержательной валидности (так, вопросы задаются не только о тревоге в узком смысле слова, но и о других негативных эмоциях, а также об отсутствии позитивных эмоций).

- Нормы. Возрастные нормы для мужчин и для женщин различаются.

---

B. Метод нереактивного тестирования. В отдельных случаях для проведения диагностики эмоций используются проективные и другие нереактивные методы тестирования, правда, их использование в клинической практике отчасти остается под вопросом (особенно потому, что проблематична валидность).

Г. Другие методы. Для диагностики специфических способов экспрессивного поведения разработаны достаточно точные методы (Ekman & Friesen, 1978; Banninger-Huber & v. Salisch, 1994), использование которых в клинической практике, правда, тоже сомнительно (по экономическим причинам и из-за недостаточно четкой диагностируемости лежащих в основе эмоций). То же самое справедливо и для аппаратурной диагностики физиологических изменений (см. Katkin, Dermit & Wine, 1993). Наконец, описательная диагностика переменных, характеризующих предшествующее и последующее поведение и условия жизни (см. Schaller & Schmidtke, 1983), является решающей для функционального анализа эмоциональных расстройств, но не позволяет сделать непосредственные выводы о соответствующих эмоциях (так, например, социально сдержанное поведение может объясняться социальной тревогой, а может — и отсутствием мотивации или навыков и умений).

Рис. Эмоции

Литература

Collegium Internationale Psychiatriae Scalarum (CIPS). (1996). Internationale Skalen für Psychiatrie (4. Aufl.). Weinheim: Beltz.

Bänninger-Huber, E. & V. Salisch, M. (1994). Die Untersuchung des mimischen Affektausdrucks in face-to-face-Interaktionen. Psychologische Rundschau, 45, 79-98.

Bech, P., Kastrup, M. C. & Rafaelsen, O. J. (1991). Minikompendium psychiatrischer Ratingskalen für Angst, Depression, Manie und Schizophrenie mit den entsprechenden DSM-III-R-Syndromen. Berlin: Springer.

Ekman, P. & Friesen, W. V. (1978). Facial action coding System. Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press.

Janke, W. & Debus, G. (1978). Die Eigenschaftswörterliste EWL. Göttingen: Hogrefe.

Katkin, E. S., Dermit, S. & Wine, S. K. F. (1993). Psychophysiological assessment of stress. In L. Goldberger & S. Breznitz (Eds.), Handbook of stress: Theoretical and clinical aspects (pp. 142-157). New York: Free Press.

Kleinginna, P. R. & Kleinginna, A. M. (1981). A categorized list of emotion definitions, with suggestions for a consensual definition. Motivation and Emotion, 5, 345-379.

Larsen, R. J. & Diener, E. (1987). Affect intensity as an individual difference characteristic: A review. Journal of Research in Personality, 21, 1-39.

Laux, L., Glanzmann, P., Schaffner, P. & Spielberger, C. D. 1981). Das State-Trait-Angst-Inventar STAI. Weinheim: Beltz.

Mittenecker, E. (1982). Subjektive Tests zur Messung der Persönlichkeit. In K.J. Groffmann & L. Michel (Hrsg.), Enzyklopädie der Psychologie, Serie Psychologische Diagnostik (Bd. 3, Persönlichkeitsdiagnostik, S. 57-131). Göttingen: Hogrefe.

Pekrun, R. (1988). Emotion, Motivation und Persönlichkeit. München: Psychologie Verlags Union.

Schaller, S. & Schmidtke, A. (1983). Verhaltensdiagnostik. In K. M. Groffmann & L. Michel (Hrsg.), Enzyklopädie der Psychologie, Serie Psychologische Diagnostik (Bd. 4, Verhaltensdiagnostik, S. 489-701). Göttingen: Hogrefe.

Schmidt-Atzert, L. (1996). Lehrbuch der Emotionspsychologie. Stuttgart: Kohlhammer.

Schwenkmezger, P., Hodapp, V. & Spielberger, C. (1982). Das State-Trait-Ärgerausdrucks-Inventar STAXI. Bern: Huber.

Ulich, D. & Mayring, P. (1992). Psychologie der Emotionen. Stuttgart: Kohlhammer.

30.2. Эмоциональные расстройства: этиология и анализ условий возникновения

Райнхард Пекрун

Начиная с «когнитивного переворота» в психологии доминирует такое объяснение человеческих эмоций, которое отводит главное место при возникновении эмоций и эмоциональных расстройств когнитивным структурам личности и актуальным когнициям. Первые концепции были сформулированы уже в 60-е и 70-е гг. Начиная с этого времени они подвергались многочисленным эмпирическим исследованиям, подтвердившим правомерность этого подхода, и их число значительно увеличилось. И в 90-е гг. вряд ли уже можно ожидать какого-либо принципиально нового развития психологии эмоций, так что ситуация в исследованиях этого направления за последние восемь лет (со времени выхода первого издания нашей книги) мало изменилась.

Наши рекомендации