Личностная саморегуляция мыслительной деятельности
Большинство авторов, исследующих факторы, влияющие на успешность решения мыслительных задач, отмечают, что необходима максимальная мобилизация всех личностных возможностей человека. Эти возможности определяются не только запасом интеллектуальных знаний и умений, но и личностными качествами, которые зависят от индивидуальных особенностей и ценностных ориентации. Для разрешения проблемной ситуации необходима максимальная личностная вовлеченность человека в мыслительную деятельность и осмысленность своих действий. Т.В. Корнилова обсуждает вопрос об опосред-ствованности процесса принятия решения "процессами осознанной и личностной саморегуляции", при этом выделяются эмоционально-моти-вационные составляющие саморегуляции [6]. Личностная опосредствованность интеллектуальных решений имеет такой существенный аспект как "смысловая регуляция самой мыслительной деятельности". Автор говорит также о личност-но-мотивационной регуляции.
Исследователи выделяют несколько блоков требований, которым должен удовлетворять субъект, чтобы успешно решать комплексные проблемы [1, 2, 3, 8]. К первому блоку относится необходимость множественного целеполагания. Это требование связано с такими характеристиками сложных областей реальности как комплексность, сетевидный характер связей компонентов и динамичность. Эксперименты Д. Дерне-ра показали, что выделение единственной общей цели в сложной ситуации принципиально недостаточно; требование множественного целеполагания реализуется в создании субъектом дифференцированной комплексной целевой структуры [2]. По сути дела, за этим требованием стоит другое - формирование адекватной внутренней модели сложной ситуации, отражающей ее комплексность и динамичность. Это относится ко второму блоку. Формирование адекватной модели сложной области реальности предполагает, прежде всего, отражение "критических переменных", от которых зависит наибольшее число других переменных. Исследования показывают, что формирование адекватной модели сложной ситуации является трудной задачей, недоступной большинству испытуемых.
Третий блок требований к субъекту включает необходимость развертывания процессов прогнозирования и экстраполяции. Эта необходимость определяется наличием в сложной динамической системе компонентов, обладающих собственной динамикой. Исследования показывают наличие значительных трудностей, возникающих у испытуемых при работе с временными структурами, особенно при прогнозировании нелинейных временных процессов. Четвертый блок требований включает процессы перспективного планирования, которое базируется на результатах оценки наличного состояния системы и прогноза динамики ее развития. Оно тесно связано с формированием дифференцированной целевой структуры и адекватной модели сложной динамической систем пятый блок требований, которые соотносятся со специфическим умением субъекта переносить чувства неуверенности, сомнений, некомпетентности, возникающие при взаимодействии со сложными областями реальности [3, 8]. Данные состояния могут возникать и при решении моносистемных или "простых лабораторных задач" и индивидуально варьировать, однако они специфичны для комплексных проблем, так как отражают "принципиальную невозможность нахождения единственного обоснованного решения... единственного общего подхода, единственной цели, единственной гипотезы..." [4]. Такие состояния являются эмоциональным отражением существенных свойств управляемой сложной системы. От того, как субъект мышления отнесется к эмоциям, будет зависеть успешность его саморегуляции и, в конечном счете, успешность управления сложной динамической системой. Можно предположить, что в сложной ситуации перед субъектом, прежде всего, стоит задача переключить переживания неуверенности, сомнений, некомпетентности с оценки собственных интеллектуальных возможностей на оценку той сложной динамической ситуации, с которой он взаимодействует. В этом случае эмоциональные переживания могут занять адекватное место в структуре мыслительной деятельности. При этом отрицательный смысл недостаточности собственных интеллектуальных ресурсов трансформируется и приобретет смысл носителя существенной информации о характеристиках самой системы.
Для понимания саморегуляции в сложных динамических системах важен еще один феномен, связанный с эмоциональным отражением комплексной ситуации. Д. Дернер называет его "нечувствительность к реальности"; он выражается в том, что испытуемый осуществляет свою деятельность так, как будто имеет дело не с предлагаемой ему сложной системой, а с более упрощенной реальностью. Данный феномен тесно связан с чувствами неуверенности и некомпетентности, возникающими при взаимодействии с такого рода реальностью. Избегая подобных переживаний, испытуемый стремится построить модель ситуации, которая не вызывала бы у него чувства неуверенности, и строит более простую внутреннюю модель, чем порождающая ее реальность. В данном процессе принимают участие различные механизмы психологической защиты. Адекватным стимулом, запускающим работу этих механизмов, становится тревога (или страх), сигнализирующая об опасности. Таким образом, осознание эмоций тревоги и приписывание их своим интеллектуальным недостаткам отрицательно влияет на управление испытуемым мыслительной деятельностью, что лишает его возможности обратить внимание на реальную сложность ситуации и побуждает к построению упрощенной субъектной модели ситуации.