Социально-психологическая адаптация в стационарных условиях
Одной из важнейших функций нашего дома-интерната является социально-психологическая адаптация людей пожилого возраста и инвалидов к стационарным условиям проживания.
Известно, что людям престарелого возраста присущи не только физиологические и психические изменения (нарушение памяти, внимания, эмоциональной сферы, ориентировки), но и личностные — недоверчивость, подозрительность, нетерпимость, ранимость. Все это способствует нарушению адаптивных процессов.
Нарушению таких процессов способствует смена места жительства, привычного окружения. Поэтому очень важно помочь людям адаптироваться к новым для них условиям.
В течение первого квартала в дом-интернат поступили 25 человек: 16 женщин и 9 мужчин. По социальному статусу: пенсионеры по возрасту — 21 человек, инвалиды — 4 человека.
Для решения задач социально-психологической адаптации престарелых и инвалидов в четвертом квартале 2003 года была создана программа адаптации для вновь поступивших «Наш дом — единая семья».
Программа реализуется в течение шести месяцев и включает в себя несколько этапов. Ответственными за выполнение данной программы являются: медработники, психологи, воспитатель, инструктор по труду, культорганизатор, библиотекарь и др.
Социально-психологическая адаптация осуществляется в три этапа.
Первый — пребывание в приемно-карантинном отделении. Здесь поступившему (медработники, психологи, воспитатель, инструктор по труду, культорганизатор, библиотекарь) разъясняются цели и задачи дома-интерната, знакомится с распорядком дня, правилами поведения в доме-интернате, проводится экскурсия по дому-интернату и первичный сбор данных.
При этом используются разнообразные формы и методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения, опрос и др.
Все это способствует адаптации поступивших, позволяет снизить неуверенность, тревожность, повысить самооценку, почувствовать себя нужным.
Самое главное на этом этапе — установить причину поступления в дом-интернат. Как правило, причины, по которым люди обращаются к нам, можно разделить на три группы:
1) социальные (36 %):
— отсутствие жилья или угроза его потерять,
— минимальный размер пенсии и др.
2) медико-социальные (18 %):
— необходимость постоянного медицинского ухода и наблюдения;
3) психологические (46 %):
— семейные конфликты,
— грубое отношение окружающих,
— одиночество.
Все вышеперечисленные причины требуют активного вмешательства специалистов дома-интерната в адаптационный процесс.
Нами была создана карта-информация о клиенте приемно-карантинного отделения, которая заводится на каждого поступившего. В карте отражены не только биографические данные, но и взаимодействие с родственниками (если они имеются), профессиональные умения на данный момент времени, круг интересов и многое др.
Второй — размещение для проживания в доме-интернате.
После двухнедельного пребывания в приемно-карантинном отделении человека переводят в отделение на постоянное место жительства. Этот этап характеризуется дополнительными эмоциональными нагрузками для человека. Перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Здесь огромную роль играют такие факторы, как подбор комнаты, соседей, психологического климата, традиций и т.д.
Для того чтобы наиболее эффективно помочь человеку на этом этапе, необходимы сведения об его индивидуально-психологических особенностях.
В связи с этим мы проводим социально-психологическую диагностику, направленную не только на изучение индивидуальных особенностей личности, но и на выявление его самочувствия, активности, настроения, склонности к конфликтам. При этом используются следующие методики: опросник «САН», методика Айзенка, опросник Томаса.
Полученные результаты анализируются.
Результаты диагностики поступивших за первый квартал:
1) шесть человек чувствуют себя удовлетворительно, активны, желают расширить свой круг знакомств, легко идут на контакт;
2) 15 человек имеют трудности в установлении контакта, у них наблюдается подавленное настроение, чувствуют себя неуверенно, дискомфортно;
3) у четырех человек наблюдаются признаки депрессии.
Для людей, имеющих проблемы в процессе адаптации, разрабатывается программа коррекционно-реабилитационных занятий. На этом этапе адаптации коррекционно-реабилитационные занятия проводятся в комнате психологической разгрузки индивидуально. Результаты заносятся в индивидуальную коррекционно-реабилитационную карту.
Третий — более длительный этап — проживание в доме-интернате первые шесть месяцев. Здесь перед человеком встает проблема принятия окончательного решения: остаться в доме-интернате на постоянное место жительства или вернуться обратно (если это возможно). В этот период у человека происходит критическая оценка как социально-бытовых условий в доме-интернате, так и своих возможностей для адаптации к ним. Одним из наиболее эффективных методов работы, применяемых нами, на этом этапе является «терапия средой», т.е. создание благоприятного психологического микроклимата (см. диаграмму).
Диаграмма
Осуществляется это путем включения человека в группу взаимопомощи, которая включает в себя не более семи человек, причем участники группы идентичны по полу и возрасту.
Функции группы заключаются в следующем:
1) члены группы чувствуют к себе внимание и поддержку;
2) группа учит позитивной коммуникации;
3) члены группы получают практические рекомендации по преодолению трудностей, возникающих в процессе адаптации.
Результаты работы группы заносятся в лист адаптационного мониторинга (1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год).
На сегодняшний день мы получили следующие результаты:
- улучшилось физическое и (или) психоэмоциональное состояние у 11 человек;
- повысилась самооценка у четырех человек;
- исчезли признаки депрессии у трех человек;
- снизился уровень тревожности у шести человек.
Таким образом, можно сказать о том, что успешно адаптируются к условиям дома-интерната 11 человек (это 44 % поступивших).
Конечно, это только первые результаты. Работа предстоит еще очень большая.
Подводя итоги, хочется сказать о том, что процесс адаптации престарелых и инвалидов протекает более успешно, благодаря слаженному взаимодействию всех структур дома-интерната.