Отработка материалов, композиция и
план выступления
Чтобы придать выступлению единство и стройность, найти и выделить самую главную информацию, акцентировать внимание на положениях, которые способствуют заинтересованности слушателей и побуждают их к активному взаимодействию, докладчик должен не только освоить, но и в значительной степени переработать первичные материалы, собранные в курсовой работе.
Какие-то трудные вопросы могут оказаться неясными самому докладчику. Нужно поработать над ними. Нельзя рассчитывать на понимание слушателей, если будут произноситься хотя бы и правильные, но туманные фразы.
Установив главный тезис и владея отобранным материалом, можно приступить к его окончательной отработке и объединению. Работа эта нестандартная и очень кропотливая. Поэтому, сразу же прикиньте в общих чертах композицию - построение. Необходимо выделить естественные разделы, вступление, изложение с разработкой, состоящей из подразделов, и заключение.
Действительно, нужно с чего-то начать, объяснить, зачем проводится доклад, дать историческую справку, связать с чем-то более общим, выделить и ограничить частное и т.д. Очень важно, чтобы слушатели уже из вводной части ясно представляли себе, чему посвящено выступление.
Затем идет изложение основного материала в соответствии с видом выступления и особенностями, установившимися в данной области науки. Во всех случаях должна быть представлена наиболее ценная информация, выделен ее анализ, проверена доказательность положений, сформулирован предмет спора, если он есть, приведены аргументы сторон и их критика, акцентированы наиболее важные и интересные элементы. Нужно заранее готовить почву для заключения, которое должно логично вытекать из основного материала.
Возникает необходимость дробления темы на части, рассматриваемых систем - на подсистемы, вводимых моделей - на звенья и т.д. Чем выше специализация и подготовленность аудитории, тем дробление может быть мельче, что позволяет использовать более тонкий анализ и устанавливать ясные и строгие функциональные связи между элементами. На основе анализа элементов можно осуществлять синтез, частичную реконструкцию и даже полное возвращение к целому, что обогащает слушателей пониманием происходящих процессов.
Мелкое дробление способствует следованию главному тезису, позволяет исключить несущественное, придать композиции общую стройность.
Важный вопрос – построение логики выступления. Известны методы дедуктивный, индуктивный, аналогий, контраста, концентрический, ступенчатый и др. Сознательное овладение этими методами может существенно повысить эффективность выступления.
Такие же соображения можно высказать о применении законов логики. Свободное владение ими значительно повышает культурный и деловой уровень выступающего, особенно при возникновении дискуссии. Однако изначальная целесообразная постановка вопросов позволяет выступающим удовлетворяться знаниями по специальности, опытом и здравым смыслом.
Несколько особняком стоит изложение в историческом разрезе, когда выступающий показывает развитие рассматриваемой области или последовательноесовершенствование основного предмета. Такой подход способствует увлекательности, доходчивости и поучительности, но требует много времени.
И, наконец, заключение. Оно должно содержать соображения и резюме, с кратким повторением самого главного и постановки задачи, с выводами, рекомендациями и перспективами.
Если выступлениепредполагает дальнейшее обсуждение, то заключение с выводами должно быть особенно четким, даже энергичным: слушателям нужно ясно понимать, чего же хочет докладчик, что он предлагает?
Рассмотренные вопросы лучше всего представить в логической последовательности в виде подробного плана, состоящего из развернутыхзаголовков разделов, пунктов и подпунктов. Постепенно, по мере подготовки, план может совершенствоваться и обрастать замечаниями, памятными записками к составлению конспекта, возможным режиссерским и ораторским приемам при чтении. План дополняется списком использованных материалов. Таким образом, из формального оглавления план становится своего рода моделью будущего выступления.
После того, как план подработан по существу, его следует усовершенствовать в методическом аспекте:
- развить разделы, имеющие особое значение, конкретизировать собственные идеи, сверить ссылки на первоисточники;
- выделить и выпукло отразить самое главное и заинтересовавшее, а мелкое, избыточное, водянистое и отвлекающее безжалостноубрать совсем; исключить или хотя бы сократить материал типа инструкций, поучений, деклараций, длительных перечислений; устранить непоследовательности, неоправданные повторы; опустить подразделы, которые почему-либо известны конкретному составу слушателей, но ввести связующие замечания; проверить четкость выводов;
- подобрать примеры, сравнительные данные исторического и параллельного характера;
- привлечь необходимые данныеиз смежных областей, например, для изложения и объяснения трудных мест и повторения общеобразовательных сведений;
- подобрать необходимый иллюстративный материал и подготовить сценарий его использования;
- проверить взаимное соответствие наименования доклада, целевой направленности, главного тезиса и содержания по каждому из разделов, рациональность соотношения объемов основных и вспомогательных разделов, включая вступление и заключение, а также рациональность соотношения описательных, иллюстративных и теоретических материалов, проследить единство используемых терминов, обозначений и единиц, сгладить шероховатости, которые могут вызвать неоднородность общего стиля и тона будущей речи.
И, наконец, критически проанализируйте план с общих позиций и под углом зрения возможной реакции и значения для конкретного состава слушателей. Будет ли для них доклад достаточно информативным, понятным, какую они могут дать оценку выступлению в целом, как отнесутся к докладчику? Это восприятие доклада в виде единого произведения нужно иметь в виду постоянно.
Тщательно подготовленный, продуманный и наглядно отраженный на бумаге план позволяет правильно определить и сбалансировать содержание, объем и время, отводимые на доклад в целом и по разделам. Детальный план облегчает составление конспекта, а вместе с пометками и дополнениями может его заменить. Наконец, план - это отличный "исторический" документ, который нужно обязательно сохранить в личном архиве, снабдив записями, когда и где доклад был прочитан, с каким успехом и такими недостатками, включая мелкие.