Надзор за точным исполнением законов комиссиями о воспитании и охране прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей
Аннотация: Безнадзорность и беспризорность детей - одна из самых тревожных характеристик современного российского общества. Причинами этого явления являются падение жизненного уровня населения, ухудшение психологического здоровья взрослого населения, дистанцирование школы от детей с трудной судьбой, разрушение традиционной системы воспитания, криминализация общества.
Ключевые слова: надзор, комиссии по делам несовершеннолетних, беспризорность, проверка исполнения законов, регламентирующих условия содержания, воспитания несовершеннолетних, находящихся в детских домах.
Безнадзорным является несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
В числе регионов – лидеров в борьбе с сиротством в 2010 году называли (на основании такого критерия, как темп сокращения региональных банков данных детей-сирот), следующие регионы: Ингушетию, Томскую и Тюменскую область, Хакасию, Пермский край, Брянскую область, Краснодарский край, Новгородскую область, в числе аутсайдеров – Приморский край и ряд других дальневосточных регионов с примкнувшими к ним Мордовией и Кировской областью[221].
«Парламентская газета»[222] так описывает проблемы учета сирот и беспризорников: «Данных о количестве сирот, а также беспризорных и безнадзорных детях в России на сегодняшний день нет. Разные источники называют разные цифры. Председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров недавно сообщил о 3-5 млн., министр образования и науки Андрей Фурсенко приводит цифру от 100 до 500 тысяч, подведомственное ему министерство - 760 тысяч (без учета беспризорников), независимые эксперты говорят о 4 млн.» За 2010 г данные следующие: В России общее число детей, находящихся без попечения родителей – свыше 731 тысячи. В детских домах, приютах, домах ребенка и школах-интернатах России воспитываются и постоянно проживают 260 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Приморском крае проблема безнадзорности несовершеннолетних стоит как ни в других регионах очень остро. Проанализировав отчет Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в 2006 г, следует отметить следующее: « Крайне серьезной остается проблема социального сиротства. Несомненно, социальное сиротство фиксирует лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семьи, невозможности растить своих детей. Причин тому много: рост числа детей, рожденных вне брака, материальные и жилищные трудности, алкоголизм и наркомания родителей. Одна из основных - безработица и, как следствие, невозможность обеспечить детям нормальное существование. На государственные пособия ввиду их незначительности серьезно рассчитывать также не приходится. Девальвация общечеловеческих ценностей и деградация личности толкают родителей на страшный шаг - предательство собственных детей, нежелание обременять себя заботой о них[223]».
Депутаты Законодательного Собрания Приморского края активно обсуждали необходимость создания института Уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае и специальной службы, которая смогла бы курировать весь круг проблем, связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей и семьи. В компетенцию такой службы предполагается включить: отбор детей, проверку готовности потенциальных родителей к воспитанию ребенка, обучение будущих родителей, сопровождение патронатных семей, а главное - оказание психологической помощи взрослым и детям на всех этапах становления приемной семьи.
В 2006 году стала более активной деятельность органов прокуратуры Приморского края по осуществлению надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.
Благодаря осуществлению этих мер удалось добиться некоторых положительных результатов по основным направлениям деятельности в защите прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В прошедшем году в с 6 до 41 увеличилось число приемных семей, количество детей в них возросло до 126. Из общего числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в прошедшем году, большинство (почти 70 процентов) устроены в семьи граждан.
В Приморском крае развернута информационно-образовательная кампания по профилактике репродуктивного здоровья граждан. Договоренность об этом между администрацией Приморского края и фондом "Здоровая Россия" (Москва) была достигнута в июле 2006 г.
В ходе прокурорских проверок в Ольховском (Кировский муниципальный район) и Рощинском (Красноармейский муниципальный район) детских домах, а также в специальной школе-интернате села Раздольное (Надеждинский муниципальный район) прокуратурой выявлены многочисленные нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также Закона Российской Федерации "Об образовании". Одной из причин, влекущих нарушения прав воспитанников учреждений общественного воспитания, стало хроническое недофинансирование большинства детских домов и школ-интернатов.
Предметом прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является соблюдение органами и учреждениями системы профилактики, должностными лицами положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Федерации по вопросам профилактики, выявления, учета, устройства, предоставления гарантий и преимуществ этой категории детей, воспитывающихся как в семьях, так и в учреждениях интернатного типа всех видов.
Одним из направлений прокурорского надзора в этой части является надзор за законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав несовершеннолетних[224].
Список литературы:
1.Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)//Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 25.11.2013)//Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I)
3.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 223-ФЗ (ред. от 30.11.2011)//Российская газета, № 17, 27.01.1996.
4.Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об опеке и попечительстве»//Российская газета, № 94, 30.04.2008
5.Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»//Российская газета, № 121, 30.06.1999
6.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»//Российская газета, № 147, 05.08.1998
7.Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Российская газета, № 248, 27.12.1996.
8.Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202-1(ред. от 21.11.2011) «О прокуратуре Российской Федерации»//Российская газета, № 39, 18.02.1992.
9.Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 № 272 (ред. от 26.05.2011) «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»//Российская газета, № 97, 11.05.2006.
10.Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»//Законность, № 2, 2008
11.Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»//Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, том 1, М., 2004.
12.Винокуров, А.Ю. Конституционные требования по закреплению полномочий прокурора и фактическая их реализация. В сб. «Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 5». М.: МГУ, 2005
13.Винокуров А.Ю.О необходимости закрепления подобного права требования. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов // Законность, 2006. - № 4.
14.Воеводина Т.Г. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи // Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: Материалы «круглого стола». - М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2010.
15.Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - Система ГАРАНТ, 2010.
16.Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданин и право. <garantF1://5799046.0> 2010. №3.
Бабурина Е.Р.
Студентка 4 курса, группы С6401 Юридической школы
Дальневосточного Федерального Университета
Научный руководитель: Заровнева Галина Степановна
профессор кафедры правосудия, прокурорского надзора и криминалистики Дальневосточного Федерального Университета