Третий уровень - индивидуально-ментальный. Фаза 11(11° Овна). Правитель нации
Фаза 11(11° Овна). Правитель нации.
Ключ; власть, возникающая из формальной интеграции коллективного желания порядка.
На этой стадии циклического процесса символ относится к появлению личного эго как центрального проявления типа "порядка", который стремится управлять эмоциональными и инстинктивными импульсами личности, превосходя их". В действительности, правитель на этом социально-политическом и ментальном уровне развития оказывается
сам управляемым коллективным давлением. Тем не менее, уже возникло желание более сильной интеграции. Оно уже не биологически-импульсивно (фаза 1) или эмоционально-лично (фаза 6), но социально-коллективно и институционально. На этом уровне эго - законы и ограничивающая власть полицейской силы - доминирующие черты. Психологически говоря, это означает, что иитегративный принцип - это ограничение, более или менее глубокое понимание "Я есьм". Это проявлется как личное эго, напрягающее свою волю, чтобы контролировать и управлять реакциями био-психологического организма.
Эта первая стадия третьей пятеричной последовательности указывает на централизацию власти на уровне ригидно-структурированного сознания.
Фаза 12 (12°Овна). Образующая треугольник летящая стая диких гусей.
Ключ: идеалистическое доверие к ментальному образу универсального порядка.
Дикие гуси - мистическая птица, "Хамса", индуистской традиции. Это слово, появляющееся в разных традициях и культурах Ханза (основатель оккультного Братства в Ливане в эру крестоносцев), всегда имело по крайней мере унтертон интеграции на экспансионистском уровне, духовном или экономическом. Индийская "хамса" - символ человеческой трансцендентной души. Предыдущие интеграции этого символа не учитывали, что стая гусей не только образует примечательную геометрическую форму, но полет их связан с определенным временем года, т.е. приурочен к планетарному ритму. Таким образом, он символизирует космический порядок в противоположность социально-экономическому порядку, как он представлен правителем нации. Этот космический порядок виден на фоне чистого неба; это "небесный" тип порядка, хотя он и проявляется рожденными на земле птицами благодаряих способности сохранять структуру во время полета. Символ, следовательно, относится к сознанию Души, визуализируемому ориентированным на небесное умом. Это сознание Души может быть названо трансцедентным, потому что оно еще не "воплотилось".
В этом втором символе третьей пятеричной последовательности следует обратить внимание на контраст с предыдущим символом; таким образом обнаруживается фундаментальный дуализм сознания. Мы видим возникновение потенциального конфликта между космическим и социальным принципами порядка. Принцип космического порядка является другим полюсом слишком человеческой привязанности к социальным представлениям о законе и порядке.
Фаза 13 (13°Овна). Невзорвавшаяся бомба обнаруживает неудавшийся социальный протест.
Ключ: незрелая оценка возможностей внезапного изменения сложившегося положения (статус кво).
Символ изображает результат частной попытки разрешить конфликт между двумя представлениями ощущениями порядка. Насильственное разрушение не удается, потому что сила эго на этой стадяи процесса индивидуализации слишком велика. Государство пресекает по-
пытки народной революции, поскольку эти преждевременные выражения сознания не свободно, а лишь "дико" необузданно реагируют на притеснения центральной управляющей власти. Это символ незрелого отказа подчиняться, во имя слишком идеалистического стремления к гармонии и миру.
Эта третья стадия третьей пятеричной последовательности - негативная попытка премирить духовный идеал и слишком земную реальность, отрицая значимость последней; юношеская фрустрадия.
Фаза 14(14°Овна). Змея, обвивающаяся вокруг мужчины и женщины.
Ключ: отождествление в биполярном соотношении с не-личным ритмом природной энергии.
Символ 4 фазы изображал мужчину и женщину, любящих друг друга, на уединенной прогулке. На нынешнем, более ментальном уровне опыта и сознания, появляется третий фактор - змея, кольца которой представляют спиральный процесс эволюции, - не просто "секс", как было бы у мастера катартических символов Фрейда. Мы можем понять этот "треугольный образ, - мужчина, женщина и змея, - если соотнесем его с предыдущим, с невзорвавшейся бомбой, брошенной анархистом. Стремление взорвать .структуру, которая стала в уме борца символом Истеблишмента правящей элиты, это обычно протест отторженного (и часто незрелого) ума, который отрицает соотнесенность, поскольку в отношениях он занимает подчиненное положение. В этом символе змея символизирует принятие отношения двумя поляризованными человеческими существами.
Поляризация необходимо должна предшествовать совершению. Трагедия многих современных жизней состоит в том, что мужчины и женщины, ставшие предельно индивидуализированными, не могут найти действительно соответствующие им полярности. Не будучи полными и совершенными на коренном уровне человеческих эмоций и витальных сил, они проводят жизнь в поисках идеального дополнения. Этот поиск может найти выражение на различных уровнях. На мистическом уровне мы видим примеры "духовного брака", напр. св.Франциска Ассизского и св. Клары, или Шри Ауробиндо и Матери Миры.
История Адама и Евы (на иврите Иш и Ища, - гораздо более значимые имена) относится к этому принципу поляризации, хотя она и перевернута с ног на голову духовенством ради своих целей. Адам и Ева приняли принцип Присутствие не Искупителя, а Индивидуализатора, который хотел заставить их родиться из лона бессознательной пассивности Природного Бога. Но результат этого опыта испугал их. Они "спрятались", "провалились" на великом экзамене индивидуализации, и в этом смысле архетип этой неудачи глубоко впечатался в человеческое родовое бессознательное, повторяется время от времени.
Современные "индивидуумы" сталкиваются с другим испытанием, но не понимают его значения. Это испытание поляризованного сознательного участия в эволюционном процессе; поляризация в состоянии разложить отчуждение, изоляцию и эгоцентризм. В некотором смысле это содержание индийской Тантры; но сейчас часть молодежи воспринимает
это поверхностно, не доходя до истинной сути. Не понимает значение вхождения в змею, т.е. развития эонического сознания и сверхличной жизни, которая была обозначена словами "Не я живу, но Христос живет во мне"; не лишне заметить, что символическое число Христа в гностике - 888.
На этой четвертой стадии третьей пятеричной последовательности мы сталкиваемся с образом, предлагающим трансперсональный путь "космификации" желания и сознания в принятии поляризации как разрешения проблемы, порождаемой индивидуализацией. Это не обязательно означает то, что обычно называют словом "секс" и возвеличивание оргазма. Скорее это ритуализация отношения.
Фаза 15 (15°Овна). Индианка, плетущая церемониальную накидку.
Ключ: проецирование в повседневную жизнь понимания целостности и свершения.
Христианская традиция говорит об Иисусовой "нашитой одежде";
азиатская - о "духовном одеянии" Совершенных. Человек, достигший духовного состояния, фигурально выражаясь "облечен во Вселенную" точнее - в Млечный Путь. Великое Белое Одеяние переплетающихся звезд. Это предельный род "плетения". Можно упомянуть также ткущую и распускающую Пенелопу, ожидающую своего нареченного. Американская женщина, в уме которой символ принимает конкретную форму, могла представить себе только индианку. Для белого человека, ищущего символ жизни в полной грамонии со Вселенной, укорененная в традиции индианка может быть притягательным отпетом на внутреннюю пустоту городской жизни среди искусственных ценностей. Tax или иначе, мы можем предполагать будущее состояние свершения (исполнения) в сознательной гармонии в любви, не стремящейся к обладанию.
Этот символ может подразумевать, что каждый индивидуум в качестве своей сознательной задачи, должен сплести себе "бессмертное тело", в языке гнозиса - Одеяние Славы. Это может звучать мистически, и даже слишком, но в каждом цикле, хотя бы в небольшой степени, человек сталкивается с возможностью завершающего акта самореализации и может, хотя бы относительно, почувствовать себя на мгновение "окруженным светом".
Пятая стадия третьей пятеричной последовательности заканчивает собой первую из 24 "Сцен". Мы обнаруживаем здесь, что есть возможность исполнения (свершения) желания, на каком бы уровне и как бы неполно оно не переживалось.
Сцена 2:Потенция. (16°-30°Овна) Первый уровень - действие
Фаза 16 (16°Овна). Видение природных духов за работой во время заката.
Ключ: со-настройка на потенцию невидимых сил природы. В результате личного свершения (символ заката - мудрость). Чело-36
век может быть способным установить дающий жизнь контакт с природными силами. Они всегда активны во время роста, но индивидуализированный ум человека обычно слишком концентрирован на выполнении сознательно поставленных целей, чтобы быть способным конкретно ощутить присутствие невидимых ("оккультных") сил и их действие. Эти силы составляют особый мир любой планетарной жизни. Они присутствуют в "биосфере" любой планеты. Это неиндивидуализированные и несвободные энергии, образующие субстрат всех жизненных процессов - в том числе и процесса интеграции на уровне планеты как целого, как организма,, со своими автоматическими системати роста, поддержания и органического размножения. В планетарном организме эти природные силы действуют как руководящие и обеспечивающие равновесие и гармонию факторы - что-то вроде эндокринной системы человека, за которой лежит более "оккультная" сеть энергий чакр, соотносительных пране- солнечной энергии. Когда эта энергия становится менее доминирующей (это символизируется закатом солнца), или когда тело ослабляется болезнью постом, или сенсорным голодом, символизирующую характер их деятельности. Эти формы отличаются в предс7 авлени-ях различных культур, но сохраняют некоторые общие основные характеристики.
Этот символ может рассматриваться как призыв к открытию ума возможности принять холистическим и не-рациональным, интуитивным образом.Первая стадия четвертой пятеричной последовательности содержит призыв к обновлению потенциальности: это может означать также призыв "быть как малые дети".
Фаза 17 (17°Овна). Две полные достоинства старые девы, сидящие в молчании.
Ключ: способность трансформировать естественный недостаток потенциальности в равновесие и внутреннюю ясность.
Этот символ контрастирует предыдущему. В нашей культуре "старая дева" - это женщина, которая не смогла найти или принять оживляющую силу любви и органического свершения посредством биологической поляризации. Символ изображает двух старых дев, подчеркивая, что отказ от естественного выражения биполярной любви порождает особого рода дуализм опыта. Две женщины молчат, потому что этот дуализм имет нарциссический характер. Жизнь обратилась внутрь, видя себя в само-создающем отражении. Мы видим здесь результат негативной внутренней установки по отношению к потенции. Аскет или святой также направлен внутрь, но принимает более высокую, не-биологичес-кую поляризацию": человек и бог. Как деятельность природы принудительна, так и сопротивление старых дев биологическому свершению имеет принудительный характер.
Вторая стадия четвертой пятеричной последовательности, как и всякая вторая стадия обнаруживает контрастирующую потенциальность опыта, которая может быть также дополнением к первой стадии, Она относится к ценности достойного отступления внутрь.
Фаза 18 (18°Овна). Пустой гамак, растянутый между двумя деревьями.
Ключ: конструктивная смена деятельности и отдыха.
Символ соответствует способности уравновешивать внешнюю жизнедеятельность и релаксацию. Владелец гамака деятелен, но в сознании он может удерживать образ отдыха среди возвращающей энергию природы. Он не придерживается крайностей "крысиных богов" бизнеса: потенция сохраняется, хотя крайности избегаются, находится время для восстановления сил.
Символ третьей стадии указывает на средний путь между полной вовлеченностью в инстинктивные или социальные влечения и уходом в импотентное молчание и нарциссоизм, т.е. ритмическую жизнь.
Фаза 19 (19° Овна). "Волшебный ковер" восточных сказок.
Ключ: использование творческого воображения.
Способ жизни, отказывающийся от лихорадочного социального соревнования и издержек производства дает возможность развить непривязанное и трансцендентное понимание. Статическая опора (ковер) для ног человека (символ понимания) может превратиться в средство великих полетов воображения и экстра-физического восприятия. Период отдыха от внешне направленной деятельности, привязанной к коллективной "нормальности" дает творческому уму возможность рассмотрения в "снах" целостность нынешней социальной ситуации, возможность "видеть целое".
Четвертая стадия четвертой пятеричной последовательности создает возможность развития новой техники восприятия: внешний непривязанный взгляд на положения "над борьбой" на повседневную реальность.
Фаза 20 (20°Овна). Девочка кормит птиц зимой.
Ключ: преодоление кризиса благодаря состраданию.
Природный ритм времен года создает смену жизни и умирания. Посредством творческого воображения человек может "вылететь за пределы" цикла и обнаружить средства для того, чтобы не только избежать фатальности сезонных упадков и депривации, но и помогать другим живым сущствм выжить во время кризиса. Многие птицы мигрируют на юг (ср. символ 12 фазы), но устанавливая связь с другими сущствами, неспособными избежать зимних лишений и смерти, человек может поддержать жизнь духа (символизируемую птицами) устойчивой по отношению ко всем кризисам, если, как девочка из символа, он широко открыт побуждениям любви и сострадания.
На этой пятой стадии четвертой пятеричной последовательности мы видим человеческую деятельность, мотивируемую состраданием, превозмогающую сезонную фазу импотенции. Жизненная потенция природных духов достигает высшего уровня в человеческом существе. Тема этого символа - трансмутация жизни в любовь.