И функциональные состояния
По мнению американского физиолога В. Кеннона, устойчивость организма есть взаимодействие ряда отдельных стабильных состояний. Их совокупность он назвал гомеостазом — способностью функциональных систем сохранять свое относительное постоянство. Это относится как к внутренней среде организма в целом, так и к некоторым его физиологическим функциям (кровообращение, дыхание, тепло-регуляция, обмен веществ, деятельность эндокринных желез и др.). Таким образом, гомеостаз В. Кеннона — более широкое понятие, чем постоянство внутренней среды, введенное К. Бернаром в конце 1860-х гг., как условие постоянства жизнедеятельности организма.
В научном аспекте гомеостаз является комплексной проблемой системной физиологии организма. Гомеостаз имеет динамический характер и характеризуется подвижностью уровней физиологических функций. Особая роль в сохранении баланса принадлежит физической тренировке организма и отдельных его функций. В результате такой тренировки обретают устойчивость в поддержании постоянства, с одной стороны, с другой — гибкость приспособления к новым условиям функционирования.
Существуют разные виды регуляции вегетативного обеспечения трудовой деятельности человека.
1. Гуморальная регуляция вегетативных функций — осуществляется через жидкость (кровь, лимфу, межтканевую жидкость).
2. Неспецифическая химическая регуляция — в результате работы организма и обменных процессов в кровь поступают промежуточные продукты обмена веществ, вызывающие в других участках тела соответствующие изменения.
3. Гормональная регуляция — обеспечивается гормонами (адреналин, норадреналин и др.), биологически высокоактивными соединениями, которые вырабатываются эндокринными железами.
4. Нервная регуляция и вегетативная нервная система — обеспечивают возможность появления мгновенной реакции организма на внешние воздействия, более локальное и специфическое, в отличие от более диффузной и замедленной эндокринной и гуморальной регуляции [21, 22, 61, 62, 131, 135].
7.3. Работоспособность и функциональные состояния 173
Работоспособностьможно рассматривать как максимальные возможности системы в выполнении определенной деятельности (работы); как возможность и способность выполнять работу с предельной отдачей физических и духовных сил [61, 62].
Существуют разные подходы к пониманию работоспособности. Она рассматривается как свойство человека, отражающее его способность выполнять определенную работу; как нечто тождественное функциональному состоянию организма; как способность обеспечивать предельно заданный уровень деятельности и эффективности работы; как максимальные возможности организма [105].
При оценке работоспособности следует учитывать ее интенсивность (25%, 50% и т. д. от максимальной); специфику деятельности (умственная, физическая, сенсорная); по максимуму актуальных функций (устойчивость внимание, цветоразличение и пр.); по стабильности и др. Вместе с тем в разных видах работоспособности наблюдается много общих моментов (динамика метаболизма, изменение афферентной импульсации, лабильности нервных структур, химического состава крови и др.).
Различают два уровня работоспособности:
♦ актуализированная — реально существующая в данный момент;
♦ резервная — меньшую ее часть составляет тренируемый резерв, который может стать частью актуальной работоспособности, большую — защитный резерв, проявляемый человеком только в экстремальных ситуациях при стрессе.
Понятие «работоспособность» следует отличать от понятия «эффективность деятельности» — работоспособность лишь одно из условий последней (условия деятельности, организация труда, его психогигиена, индивидуальный стиль, мотивация, подготовленность субъекта и многое другое). Работоспособность человека обеспечивается комплексом его профессиональных, физиологических, психофизиологических факторов: функционального состояния организма, величиной его резервных возможностей; профессионального опыта и подготовленности; мотивации личности, выраженности потребностей, установок и мотивов.
В целом можно говорить, что работоспособность есть интегральная характеристика личности, а не свойство его отдельных функциональных систем.
Биоритмы и работоспособность.Специальные эксперименты (в течение 24, 48, 72 часов) показали, что типичная «двугорбая» кри-
1 74 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...
вая работоспособности имеет тенденцию сохраняться — меняются лишь ее качественные и некоторые количественные характеристики (рис. 7.2) [50, 105].
Рис. 7.2. Кривые вычисленной работоспособности: 1 — реальная; 2 — теоретическая [90]
В целом работоспособность человека — сложное системное образование, испытывающее влияние многих уровней регуляции систем жизнедеятельности. Мотивация и произвольная регуляция программируют содержание предстоящей работы и контролируют ее выполнение. Следующий, биологический, или организмеиный, уровень, зависимый от высшего, координирует и лимитирует его. Биологический уровень закономерно распределяет минимумы и максимумы работоспособности, которые, однако, могут быть произвольно смещены во времени самим субъектом, с помощью организации режима работы и отдыха, внесения изменений в мотивационную сферу и т. д. Нижележащие регуляторные уровни — клеточный и субклеточный оказывают влияние на вышележащие уровни, в том числе на мотивацию и программирование. Высший регуляторный уровень работоспособности — социальный, определяется отношениями людей, организацией работы и другими факторами [105].
Добиться «гибкости» реальной работоспособности можно с помощью специфических психотехник. Так, например, в некоторых из них это выстраивается как определенный «договор со своим бессознательным»: «Мое дорогое Бессознательное! Я знаю, как много ты делаешь для меня. Но сегодня я прошу тебя еще раз помочь мне... Я обещаю тебе, что как только я сделаю... я обязательно дам тебе все необходимое. Я сделаю все, что ты мне подскажешь... Завершив работу, в субботу я буду спать до 14.00».
7.3. Работоспособность и функциональные состояния 1 75
Для управления работоспособностью давно используются средства физической культуры, медико-формацевтические и др. Диапазон средств управления работоспособностью человека, как видим, более чем обширен. Их общий принцип — «кнута и пряника» — на протяжении веков постоянно развивалась и расширялась.
Понятие «функциональные состояния» является близким по содержанию понятиям «работоспособность», «психическое состояние». Психолого-эргономическое изучение роли психических состояний человека в труде привело к становлению научного направления, которое рассматривает их как функциональные состояния [81]. Согласно данному подходу, функциональные состояния человека понимаются как интегральный комплекс характеристик тех функций и его качеств, которые прямо или косвенно обусловливают успешное выполнение деятельности [21, 61, 62, 82]. Понятие «функциональные состояния» используется для оценки «энергетических» аспектов труда субъекта, для характеристики эффективности его деятельности и поведения человека в целом (в том числе до и после работы), для оценки самой возможности успешно выполнять определенные трудовые функции.
Различают три основных вида функциональных состояний:
♦ оперативного покоя;
♦ адекватной мобилизации;
♦ динамического рассогласования.
Оперативный покойхарактеризует готовность человека включиться в рабочий процесс, но не отражает его специфики. Состояние адекватной мобилизации характеризует действующего субъекта, включенного в деятельность, и отражает ее специфику. При этом достигается наибольшая эффективность деятельности.
Состояние динамического рассогласования возникает при нарушении адекватности компенсаторных и адаптационных механизмов деятельности субъекта. Эта деятельность осуществляется либо при «очень малом», либо, напротив, «чрезмерно большом» напряжении функциональных систем организма.
(Понятие «функциональные состояния» методологически исходит из теории функциональных систем П. К. Анохина. Поэтому желающим лучше разобраться в сущности этого явления рекомендую обратиться к первоосновам.)
Рассматривая поведение и деятельность человека в предельно широком контексте — как форму его взаимодействия с внешней средой,
1 76 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...
правомерно ввести рабочее понятие трудные ситуации в жизнедеятельности человека (ТСЖД — Анцупов А. Я.). ТСЖД можно понимать как расбалансированность системы «задача - личные возможности и/или мотивы - условия среды». Общие признаки ТСЖД:
1) наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;
2) состояние психологической напряженности как реакция личности на трудность;
3) заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения.
Можно различить три основных уровня ТСЖД:
1) трудность как потенциальная угроза («проблемные ситуации» и т. п.);
2) как непосредственная, готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные, внутрилич-ностные конфликты);
3) как уже реализующаяся угроза (экстремальные ситуации; конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).
Пример ТСЖД социального взаимодействия: другой человек рассматривается как препятствие для реализации моего «Я», что осознается обеими сторонами и является причиной появления напряженного психического состояния, искажения восприятия, понимания, оценивания, конкурентного взаимодействия.
Рис.7.3. Роль факторов «психологической устойчивости» (1)
и «профессионального мастерства» (2) в координатной системе
«Эффективность деятельности/Трудность ситуаиии»
7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия 1 77
Различаются ТСЖД внутриличностного плана:
1) внутриличностные затруднения;
2) конфликты;
3) жизненные кризисы.
Соответственно конфликтоустойчивость в широком смысле слова — как вид психологической устойчивости человека — зависит от:
1) типологических свойств его высшей нервной деятельности;
2) опыта, профподготовки;
3) уровня развития познавательных структур личности.
7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности1
Класс видов деятельности субъектов в особых и экстремальных условиях постоянно расширяется. При этом характерной особенностью современного процесса является приближение класса «особых» условий деятельности к экстремальным, иначе — постепенное расширение класса экстремальных условий в разных видах деятельности.
Один из типичных примеров — деятельность государственных служащих. Они трудятся в неблагоприятных в психологическом отношении условиях. В их деятельности доминируют стрессовые состояния, вызванные нестабильностью социальной среды, недостатками в организации труда, трудностями в профессиональных взаимодействиях, нередко — непрофессионализмом партнеров, частым появлением трудно прогнозируемых экстремальных ситуаций, недостаточными ресурсами для их кардинального решения, динамичностью вынужденных политических приоритетов и т. д.
Отрицательную роль играют особенности профессиональной мен-татьности, жесткие иерархические отношения и взаимодействия; автократизм, властность и высокомерие руководителей, подавление инициативы, нетерпимость к критике и др. [46, с. 8-9].
Примечательно, что данные условия труда во многом детерминированы социально-экономическими условиями России переходного
Настоящий раздел главы книги построен на основе монографии: Деркач Л. А., Зазы-кпн В. Г. [46]. Автор считает, что данная монография представляет обсуждаемый вопрос достаточно ясно, убедительно, аргументированно, последовательно, добротно но содержанию, «необходимо и достаточно» — по форме.
178 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...
периода и характерны для многих профессий типа «человек-человек», даже для учителя в средней школе. Нередко у работников разных организаций доминируют негативные психические состояния. Как следствие — эмоциональная неустойчивость работника, агрессивность и т. д. Социальная незащищенность в целом делает условия труда многих россиян особыми и экстремальными.
Традиционно в аспекте «особых условий труда» в центре внимания психологии труда и инженерной психологии были космическая авиационная, морская, полярная отрасли, деятельность военных опе-раторов, пожарных, пограничников и др. Чаще всего изучались либо военные специалисты, либо представители уникальных профессий, однако труд работников массовых профессий изучался мало. На рубеже веков ситуация в корне изменяется. Водители транспортных средств, машинисты локомотивов, диспетчеры, операторы химиче-ских производств все чаще вынуждены работать в условиях воздей-ствия экстремальных факторов или угрозы их появления, что может вызывать спектр негативных состояний — от стресса до монотонии и безразличия.
Например, до 1980-х гг. труд водителей Объединения «КамАЗ», перегоняющих новую технику заказчикам, и вообще всех водителей-дальнобойщиков считался престижным в молодежном городе Набережные Челны. С 1990-х он связан с опасностью для жизни водителя от первого до последнего километра маршрута.
Очерчивая границы проблемы, заметим, что в России за последние 10-15 лет кардинально изменилось содержание едва ли не всех профессий. Деятельность «бухгалтера 1985 года» не тождественна деятельности «бухгалтера 2000 года»; «водителя городского транспорта-1985» — «водителя-2000»; «летчика-1985» — «летчика-2000»; «преподавателя-1985» — «преподавателя-2000» и т. д. Появление компьютеров, увеличение в несколько раз количества автотранспорта на улицах городов, появление новых типов самолетов и усложнение системы пилотирования, введение платного обучения и низкие ставки оплаты труда, изменение системы трудовых отношений субъектов привели к усложнению труда и его стрессогенности.
Как правило, в психологии традиционно изучались поведенческие реакции людей в экстремальных и сверхэкстремальных условиях деятельности (предполагалось, что они имеют эпизодический характер). Теперь можно признать, что явно недостаточно изучены проблемы психологической регуляции деятельности субъекта также и в адаптационный период. Практически не исследовались условия деятель-
7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия 1 79
ности, которые близки к экстремальным, но все же отличаются от них. Не были введены общепринятые и аргументированные разграничения понятий — «измененные», «затрудненные», «особые» и «экстремальные условия деятельности».
Согласно исследованиям, между экстремальными и нормальными условиями деятельности существует промежуточный класс условий, имеющий специфическое психологическое содержание. Эти условия деятельности названы «особыми». Проведение теоретико-экспериментальных исследований в этой области существенно уточняют предмет исследования, методологию, конкретизируют цели и задачи. Анализ и обобщение данных становятся методологически обоснованными [46, с. 11-13].
Строго говоря, в особых условиях осуществляют свою деятельность представители многих профессий. Но главное заключается в тенденции устойчивого сближения особых условий деятельности с экстремальными, тенденции расширения класса экстремальных условий в труде субъектов. Косвенные причины этих тенденций — особенности переходного периода в жизни общества, нестабильность социально-экономических связей и отношений, криминализация экономики и т. п.; прямые — быстрое изменение технологий, трудовых отношений субъектов, корпоративной культуры организаций.
Для конкретизации предмета обсуждения введем несколько рабочих понятий.
Под условиями осуществления деятельности понимают объективные обстоятельства, определяющие или существенно влияющие на характер, содержание и качество деятельности [46, с. 16]. С позиций методологического принципа «общее — особенное — единичное» общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является действие экстремальных факторов, которые и являются значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности специалистов.
Существует множество разнообразных экстремальных факторов, формирующих затрудненные условия деятельности. Наиболее распространенными среди них являются: физико-химические характеристики условий деятельности или среды обитания; механические воздействия типа вибраций, перегрузок и т. д.; сильные акустические воздействия; реальная или прогнозируемая опасность для здоровья и жизни; частое возникновение непредвиденных, в том числе и аварийных ситуаций; типичные состояния субъекта труда — стресс, напряженное внимание, монотонность; высокая степень ответственности,
Л
180 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...
боязнь ошибок, неудач, дисбаланс прав и обязанностей; продолжительные эмоциональные конфликты в коллективе; стиль руководства?!:; особенности корпоративной культуры и др. 4
Очевидная негативная тенденция — внедрение в общество экстремальных факторов (конфликты в семье, угроза потерять работу, рост стоимости жизни, проблемы с получением образования детей, детская и взрослая преступность, употребление наркотиков и др.) и их косвенное влияние на образ жизни людей. Как следствие — ситуативная тревожность, ощущение угрозы, неуверенность в будущем, заниженная самооценка и т. п. Доминирование негативных психических состояний работников может приводить к эмоциональным срывам, нетерпимости, агрессивности [46, 127].
Согласно данным исследований, характеристики экстремальных факторов сложно классифицировать с позиций общего ввиду отсутствия единого основания, но «особенное» можно выделять по следующим признакам: по месту приложения, по форме или виду, по интенсивности или регулярности воздействия, по степени опасности, по характеристикам последствий. Их технологическая обусловленность часто не позволяет осуществлять по отношению к ним активное управление со стороны субъекта.
Пример: монотонию на конвейере — технологию разбиения деятельности на элементарные операции и их ритмичное чередование — можно пытаться как-то «смягчить», «обогащая» труд, чаще делая перерывы для отдыха, используя функциональную музыку и т. д., но монотонность труда рабочего устранить в принципе невозможно.
Другой пример: такие сопутствующие трудовой деятельности явления, как нерегламентированный рабочий день, возникновение непредвиденных обстоятельств, носящих экстремальный характер и влияющих на взаимоотношения субъектов совместной профессиональной деятельности, и многие другие, объективны и неизбежно порождают стрессы в управленческой деятельности [21, 22, 46, 65, 89, 123].
Внешние возмущающие воздействия на процессы труда характеризуются тремя признаками: длительность, интенсивность и последствия. Каждый из них может варьировать в широком диапазоне и комбинироваться с другими «обертонами». Наиболее сложными являются ситуации, когда возмущения прямо воздействуют на человека как субъект труда, личность, индивидуальность и с высокой степенью вероятности приводят к возникновению негативных психических состояний типа динамического рассогласования, которые отрицательно
7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия 181
сказываются на регуляции деятельности, снижают ее эффективность и надежность. Такие состояния воспринимаются как отрицательные эмоции или неприятные соматические ощущения. Чаще всего компенсация отрицательного влияния негативных функциональных состояний осуществляется субъектами труда за счет волевых усилий с подключением резервных возможностей [21, 22, 47, 80, 81, 82, 167].
Акмеологический подход к проблеме подразумевает использование резервных возможностей, которые должны быть прежде всего функциональными, то есть связанными с запасом умений, навыков, знаний, не опредмеченными в живом труде, но активно используемыми в чрезвычайных ситуациях. Они не должны рассматриваться исключительно как резервы организма [47, с. 20].
Итак, общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является процесс действия экстремальных факторов на субъекта труда. Отличие между ними состоит не в виде экстремальных факторов, а в периодичности, частоте или длительности их воздействия, в количественных характеристиках их интенсивности (мощности, силе воздействия). Отсюда — классификация условий труда по основанию их отличий.
Особыми являются такие условия, когда деятельность специалистов сопряжена с эпизодическим, непостоянным действием экстремальных факторов или высокой осознанной вероятностью их появления, при этом экстремальные факторы не имеют большой мощности или интенсивности, а возникающие негативные функциональные состояния выражены умеренно. В особых условиях деятельности мобилизуются резервные возможности компенсаторного типа. После работы в таких условиях необходим отдых.
Экстремальные условиядеятельности характеризуются постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность, при этом негативные функциональные состояния выражены сильно, деятельность осуществляется с подключением резервных буферных возможностей. Работа в них требует восстановления.
Сверхэкстремальные условиядеятельности характеризуются постоянным действием экстремальных факторов, имеющих высокую интенсивность и представляющих реальную опасность. Возникающие функциональные состояния имеют крайнюю степень выраженности, включаются аварийные резервные возможности такой деятельности. После такой деятельности требуется обязательная реабилитация [47, с 20].
182 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...
Функциональные состояния, возникающие у субъектов труда в затрудненных условиях деятельности, относятся к виду функциональных состояний динамического рассогласования.Такие состояния характеризуются нарушением адекватных физиологических и поведенческих реакций, неоправданно высокой психофизиологической «ценой» деятельности и приводят к нарушению структуры деятельности, снижению ее эффективности и надежности [47, 62, 81].
Согласно данным ряда независимых исследований, общим для особых, экстремальных и сверхэкстремальных условий деятельности является:
♦ наличие действующих экстремальных факторов, выступающих как возмущения;
♦ возникновение негативных функциональных состояний типа динамического рассогласования;
♦ высокие нервно-психические и энергетические затраты;
♦ включение в деятельность резервных возможностей.
От экстремальных и сверхэкстремальных особые условия деятельности отличаются:
♦ непостоянством действия экстремальных факторов или высокой осознаваемой вероятностью их появления;
♦ меньшей по сравнению с экстремальными условиями их интенсивностью или мощностью;
♦ умеренной выраженностью негативных функциональных состояний;
♦ включением в деятельность резервных возможностей компенсаторного типа [47, 51].
В эпоху информационных технологий и интеллектуализации труда обратим внимание на некоторые особенности переработки информации и принятия решений. В качестве примера спонтанности, сто-хастичности или случайности и «легкости» перехода условий труда из одной категорию в другую рассмотрим вероятную динамику информационных процессов.
1. Неопределенность информации (избыточность, противоречивость). Неопределенным может быть время появления значимого события и его качественные характеристики. Это провоцирует высокую психическую напряженность субъекта, состояние неуверенности, боязнь совершить ошибку.
7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия 183
2. Неполная информация о возможном значимом событии: существенно затрудняется возможность прогнозирования, планирования и принятия решений, что также вызывает стресс.
3. Ситуация поддержания готовности к экстренным действиям: известно, что экстремальная ситуация может возникнуть обязательно, но время ее наступления и характер предстоящей оперативной деятельности не определены. Поддержание функциональной готовности требует от субъекта труда мобилизации внутренних резервов, связанных с высокими психоэнергетическими затратами.
4. Ситуация риска обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия ответственного решения; риск, сопряженный с боязнью совершить ошибку, приводит к стрессу.
5. Снижение или утрата определенного социального статуса (часто имеют место среди субъектов управленческой деятельности) приводят к эмоциональному дискомфорту, снижают самооценку, уверенность в себе и т. п.
6. Конфликты в профессиональной среде для большинства людей имеют высокую психофизиологическую «цену», сопровождаются резким снижением эффективности деятельности, стрессами. В периоды реорганизаций число конфликтов повышается, они имеют более разрушительный характер.
7. Ситуация изменения менталитета в профессии возникает вследствие перемен в штатной структуре организации, в подразделении, в технологии деятельности, в обществе, и для многих управленцев сопровождается серьезными внутренними кризисами, разрушением целостного образа самого себя.
8. Ситуация возможной потери работы [47, 88].
Очевидно, что действие любого из вышеназванных факторов, в любой их комбинации (что чаще и происходит — именно здесь один из ключей к «человеческому фактору»), становится тем психофизиологическим фоном жизнедеятельности человека, динамика которого в короткое время способна привести к самой серьезной дезорганизации поведения и трудовой деятельности.
Вместе с тем изучение особенностей саморегуляции специалистов и руководителей, успешно работающих в особых и экстремальных условиях, выявило несколько доминирующих у них мотивов, способствующих повышению надежности деятельности субъекта труда: самореализации в профессии, развития своей индивидуальности, мате-
184 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...
риального вознаграждения, престижа профессии в обществе и т. п. [47, с. 50].
Возникновение экстремальных ситуаций вызывает у людей различные поведенческие реакции. Среди наиболее типичных из них можно назвать: приспособительно-защитные (типа ориентировочного рефлекса); сложные интеллектуальные действия, связанные с оценкой обстановки, формированием стратегии деятельности в изменившихся условиях, анализом ситуации, выдвижением гипотез, выработкой решений, их реализации, коррекции, организации взаимодействий, стохастически нецеленаправленные; возникновение ступора (преобладание тормозных процессов, заторможенность действий); возрастание активности, сопровождающейся снижением ее организованности и целенаправленности действий; возрастание адекватной активности.
Высокий уровень саморегуляции является важнейшим акмеоло-гическим инвариантом (постоянной величиной) профессионализма: долговременная психологическая готовность обеспечивает стабильность работоспособности и результатов деятельности; кратковременная позволяет мобилизоваться в конкретной экстремальной ситуации. Комплекс исследований, опирающихся на методологические принципы отечественной психологии, показал, что формирование психологической готовности субъекта труда есть ключевая задача обеспечения надежности и эффективности его деятельности в особых и экстремальных условиях [47, 51].
Общая психологическая готовность имеет универсальную структуру [51], включающую мотивы деятельности и сформировавшиеся установки (мотивационныи компонент), профессиональные умения (операционно-деятельностный компонент), глубокие профессиональные знания (когнитивный компонент), личностно-деловые и профессионально важные качества (личностный компонент). При этом психологическая готовность обеспечивается не столько наличием всех компонентов структуры, сколько определенным уровнем их развития, по достижении которого они становятся акмеологическими инвариантами профессионализма.
Под акмеологическими инвариантами профессионализма понимаются основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, pea-
7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия 185
лизацию его творческого потенциала. Они бывают: общими, не зависящими от специфики деятельности (таковыми являются развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения и устойчивая образная сфера), и специфическими, отражающими специфику профессиональной деятельности (например, для профессий класса «человек-человек» и «человек-коллектив» таковыми являются проницательность (или дифференциально-психологическая компетентность), коммуникабельность и коммуникативные навыки, умение оказывать психологическое воздействие и др.) [47, 48].
В целом с позиций акмеологического подхода формировать психологическую готовность субъекта к деятельности в экстремальных ситуациях необходимо по следующим направлениям:
♦ развитие мотивационного компонента (может быть достигнуто за счет формирования психологических установок при изучении опыта ликвидации экстремальных управленческих ситуаций, методов предвосхищения их, моделировании в деловых играх);
♦ адекватный профессиональный отбор персонала;
♦ развитие профессионализма в процессе кадрового движения;
♦ развитие когнитивного компонента (повышение профессиональной компетентности, приобретение опыта);
♦ развитие операционно-деятельностного компонента (освоение новых алгоритмов и продуктивных способов решения управленческих задач, формирование управленческих умений и навыков);
♦ развитие личностного компонента (развитие профессионально важных качеств до уровня акмеологического инварианта профессионализма) [47, с. 77-78].
Рассмотрим конкретные исследования психологической готовности субъекта к деятельности. В соответствии с типологией кризисных ситуаций Р. М. Загайнова В. Н. Кузнецовым были выделены следующие ситуации в труде госслужащих:
♦ после неудачи (если результат не соответствует цели или личностному статусу);
♦ после успеха (повышение в связи с успехом самооценки может привести к снижению мотивации и потере профессиональных и личностных ценностей);
♦ перед выполнением ответственной деятельности;
186 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...
♦ застоя (неопределенность, невозможность прогнозирования, отсутствие положительных изменений);
♦ перед завершением профессиональной карьеры;
♦ стрессогенные ситуации, возникающие в текущей деятельности и носящие объективный характер.
Аналогичные данные на модели спорта получены Н. Б. Стамбу-ловой и в наших исследованиях [118, 123].
Анализ проблемы выявляет следующую причинно-следственную цепочку. Возникновение негативных функциональных состояний приводит к высоким психоэмоциональным затратам. Динамика состояний субъекта, изменяя регуляцию и согласованность ансамбля психологических составляющих его деятельности, приводит к снижению ее эффективности и надежности. Этому предшествуют структурные изменения в деятельности, прямо сказывающиеся на ее устойчивости. Поэтому проблема устойчивости становится ключевой для понимания механизмов эффективности и надежности деятельности.
Под устойчивостью,или стабильностью,понимается малая изменяемость качественных и количественных характеристик деятельности. Устойчивость связана с другой научной категорией — надежностью. Надежностьесть способность системы сохранять требуемое качество работы в различных условиях ее осуществления.
Рис. 7.4. Онтологический статус и функциональные взаимосвязи категорий устойчивости системы «субъект-объект» [47]
Таким образом, вырисовывается онтологический статус категорий надежности, стабильности, устойчивости, инвариантности и их взаимосвязей: если система или деятельности устойчивы, то они стабильны, надежны, а следовательно, и инвариантны. В отношении субъектов госслужбы вопрос сохранения устойчивости профессиональной деятельности актуален для 95% респондентов.
Объективными факторами неустойчивости труда субъектов выступают, в частности, недостатки в организации их деятельности.
7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия 187
Для различных категорий служащих в порядке уменьшения значимости они таковы:
♦ для руководителей: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; отсутствие реальных рычагов управления; низкая мотивация деятельности на госслужбе;
♦ для специалистов: несовершенство нормативно-правовой базы деятельности; противоречивые указания «сверху»; отсутствие реальных рычагов управления;
♦ для аналитиков: отсутствие «реальных рычагов» управления; противоречивые указания «сверху»; несовершенство нормативно-правовой базы деятельности.
Значимость данных факторов свидетельствует о нарушениях в информационной основе организации деятельности и недостаточном диапазоне возможностей для ее регулирования. По мнению респондентов, основными условиями устойчивости их деятельности при воздействии дестабилизирующих факторов являются:
♦ умение принимать точные, своевременные и правильные решения;
♦ умение предвидеть;
♦ умение выполнять свои профессиональные обязанности на высоком уровне;
♦ коммуникативные навыки.
Профессионально важные качества субъектов, определяющие устойчивость трудовой деятельности:
♦ для руководителей: интеллектуальные качества; целеустремленность; внутренняя организованность;
♦ для аналитиков: интеллектуальные качества; высокая работоспособность; личностная организованность;
♦ для специалистов: высокая работоспособность; стрессоустойчи-вость [47, с. 91-92].
Обобщая множество эмпирических данных, А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин приходят к выводу, что важнейшим условием эффективной и надежной деятельностипри действии экстремальных факторов является профессионализм субъектов труда.
Введем еще несколько определений для акмеологических феноменов профессионализма.
Под профессионализмом деятельностипонимается качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая его высо-
188 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...
кую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью.
Под профессионализмом личностиподразумеваются качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма; адекватный уровень притязаний; мотивационная сфера и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста [47, 88, 89].
По мнению ряда исследователей, характеристика «профессионализм личности» («профессионал своего дела») также должна включать в себя этические профессиональные стандарты: систему нравственных норм регуляции поведения, делающих профессионалов в известной мере личностями исключительными. Другими словами, профессионализм накладывает на субъекта труда определенные жесткие обязательства, определяющие всю систему его отношений с миром.
Формирование и развитие профессионализма связано с определением условий и факторов, способствующих данному развитию. Такие условия и факторы названы акмеологическими. Под акмеологиче-скими условиямипонимаются значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности; под акмеологическимифакторами — основные причины, имеющие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма. Акмеологические условия имеют скорее объективный характер по отношению к будущему профессионалу, в то время как значительное число акмеологических факторов субъективны. Таким образом, они обладают разной силой или степенью значимости на различных этапах становления и развития профессионализма [47, 48].
Под личностно-профессиональным развитиемподразумевается формирование личности и ее профессионализма в процессе саморазвития, профессиональной деятельности и в профессиональных взаимодействиях с другими субъектами труда [48].
Обобщение данных многочисленных исследований показывает, что в процессе личностно-профессионального развития происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности:
♦ изменение ее направленности: расширение круга интересов и трансформация системы потребностей; актуализация мотивов достижения; возрастание потребности в самореализации и саморазвитии;
7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности 189
♦ увеличение опыта и повышение квалификации: повышение компетентности; развитие и расширение умений и навыков; освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач; повышение креативности деятельности;
♦ развитие сложных частных способностей и общих профессионально важных качеств;
♦ повышение психологической готовности.