Психопатизация культуры и личности
Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности. Осмысленность культурных правил - норма жизни человеческой личности. В архаических общества, на стадии преобладания коллективного культурного сознания, правила предопределялись сообществом. С развитием человеческой личности в исторической ретроспективе стали выделяться и осознаваться эмоционально-ценностный уровень сознания и индивидуальные правила поведения, основанные на личностном выборе.
Психопатическая личность в архаические времена и в традиционном обществе выделялась именно своей невосприимчивостью к культурным нормам социального взаимодействия. Нарушения табу, правил, законов были ключевыми признаками их отличия. Именно поэтому они казались "нелюдями", "оборотнями". С развитием и становлением индивидуальной личности в Новое время, а следовательно - и постепенно - индивидуалистической западной культуры психопат по-прежнему выделяется нарушением законов, человеческих правил и табу. Развитие психологической науки дает возможность заглянуть внутрь психики (личности) самого психопата, чтобы понять, как это устроено. Выяснилось, что психопатическая личность ориентирована на исключительно на себя как мерило происходящего во внешнем (и его внутреннем) мире; психопатическая личность лишена основы человеческой традиции и преемственности эмоционально-ценностного смысла; внутри нее самой нет целостности материальных и духовных ценностей, принятых и передаваемых другим поколениям норм поведения, форм и способов продуктивной совместной человеческой деятельности. Психопатическая личность оказывается Вне Культуры.
Однако в этой теории существует один парадокс: история знает этапы, периоды и даже культуры, в которых подверженность разрушительным аффектам была для человека вполне приемлимой и даже предпочтительной. Это, прежде всего, времена перемен, слома эпох: войны и уничтожение целых народов и цивилизаций. Отдельная личность могла добиться большего успеха (и даже просто выжить!) именно благодаря своей психопатической бесчувственности. В то же время, даже рожденные в завоеваниях культуры (например, скандинавская цивилизация эпохи викингов) нельзя назвать психопатичными: нормы и правила, существовали внутри нее, как индивидуальные (что прилично, а что неприлично делать мужу или женщине), так и групповые. Очень велики были представления о приличиях и правилах поведения в сообществе, тем более детально они были обусловлены, чем выше была постоянная опасность и угроза со стороны многочисленных врагов, недругов и соперников. Чуждая культура со своими правилами вполне способна представать перед иной (и с более развитой "культурой аффектов" или гуманистических идеалов) цивилизацией как дикая, варварская, но все же мы ее не можем назвать психопатичной. Психопат всегда находится в рамках культуры, но не принимает ее норм. С развитием цивилизации представление о человеке перестает опираться на общность культуры. В мире, где существуют различные культурные и социальные системы возникает "культурная презумпция": человеческая личность имеет право на принадлежность к своей культуре, и не может быть признана "не-человеком" только по своей чужеродности и инаковости. Стоит сказать, что, к сожалению, подобное отношение принято даже в современном мире и до сих пор не везде.
Сложная социальная структура и набор общественных норм и договоров предполагают неоднородность организации сообщества и разнородность культуры. Современная западного типа культура состоит из набора субкультур или же включает в достаточно целостную форму - некоторый набор маргинальных или полумаргинальных сообществ, со своей внутренней субкультурой. Субкультура не ориентированная на преемственность и передачу норм и правил следующим поколениям способна стать рассадником психопатов. Это их прекрасное прибежище: в отрыве от материнской культуры (и часто в оппозиции к ней), с традиционным для этой среды ореолом Вождя или Мученика.
Субкультура - как некий локальный набор норм и правил, принятых в некотором сообществе и именно благодаря им отличающий его членов от материнской культуры, сейчас расширяет свое значение. Но мы остановимся на признаке некоторой социальной обособленности ее членов (так исключив из рассмотрения поклонников тех или иных жанров искусства) и, в рамках настоящего исследования, отметим именно психопатоподобные субкультуры. Современное индивидуалистическое сознание позволяет существовать человеку "вне рамок и условностей", и быть при этом вполне принятым сообществом. Более того, в отдельных субкультурах этот "принцип отсутствия принципов" и полагается предпочтительным. Разные субкультуры предлагают нам различные формы психопатического идеала. Криминальная - принцип торжества силы и власти, деление на "хищников и жертв", отвержение "родительской культуры", архаичное разделение на "своих" и остальных. Корпоративная - тот же принцип торжества силы и власти, деление на "хищников и жертв", смена масок, ситуативная обусловленность поведения. Клубная - исполнение сиюминутных желаний, импульсивность и снижение поведенческого контроля, вечный праздник и каждый раз "новая жизнь", промискуитет, употребление психоактивных веществ… Феминистская… Официозно-политическая… Радикально-политическая… Отчасти искусственное, жанровое разделение сообщества на ярлыки субкультур можно продолжить (субкультура "глянца", политическая субкультура…) с примерно теми же заключениями. В настоящее время мы видим постепенное вытеснение гуманистических ценностей европейской цивилизации предпочтением яркой, динамичной смены внешних атрибутов и формальных правил современных "ярлычных" субкультур. Самоценность человеческой индивидуальности отрицается психопатической культурой, в которой нет Другого, есть только Я. "Я у себя одна" и оказывается лозунгом современной цивилизации, и они эти знамена поднимаются даже не психопатом, а вполне обычным человеком, который осознанно выбрал "подражание" психопату, убогость и скудость эмоциональной жизни и бедность внутренних конфликтов ради спокойного и сытого существования, ради периодического возбуждения и разрядки в употреблении своей власти, ради подчинения и контроля других, которые для него не люди - объекты.
Использованная литература:
1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. - М.: Наука. - 1993.
2. Бедненко Г. Образ волка у германцев и славян // http://ec-dejavu.ru/w/Wolf.html
3. Бедненко Г. Лапшина Т. Сказка о Красной Шапочке и Сером Волке: Полезный определитель // http://mythodrama.indeep.ru/theory/red_hood/red_hood.html
4. Гугенбюль-Крэйг А. Эрос на костылях. - СПб.: БСК. - 2002.
5. Зюскинд П. Парфюмер: История одного убийцы. - СПб.: Азбука - классика. - 2006.
6. Пратчетт Т. Вещие сестрички. - М.: Эксмо. - 2001.
7. Роулинг Дж. Гарри Поттер: в 7 книгах. - М.: Росмэн. - 2002-2007.
8. Сага об Эгиле//Исландские саги. - М.: 1953
9. Старшая Эдда: Эпос/Пер. с др.-исл. А. Корсуна. - СПб.: Азбука - классика. - 2001.
10. Хаэр Р. Лишенные совести: Пугающий мир психопатов. - М.: Вильямс. - 2005.