Исходные следственные ситуации и основные направления расследования убийств на первоначальном этапе
Следственные ситуации первоначального этапа расследования убийств характеризуются наличием или отсутствием трупа, объемом сведений о личности погибшего, о лице, совершившем убийство, о мотивах преступления.
Ситуация 1. Убийство совершено в условиях очевидности (при свидетелях), когда известен подозреваемый. Мотивами таких убийств обычно являются конфликт на семейной и бытовой почве, хулиганские мотивы, ссора во время принятия алкогольных напитков. Необходимые следственные действия – задержание подозреваемого, его личный обыск, допрос, осмотр места происшествия, допрос свидетелей, назначение судебно-медицинской экспертизы трупа потерпевшего.
Разновидность – убийство при отсутствии очевидцев, когда подозреваемый признается в совершении. Направления расследования: аналогичные следственные действия и проверка версии о самооговоре.
Ситуация 2. Обнаружен труп, личность известна.
Необходимо провести поиск свидетелей, обнаруживших труп и сообщивших в милицию, знавших потерпевшего. Преступника следует разыскивать по горячим следам. Сразу после осмотра места происшествия назначается судебно-медицинская экспертиза и проводятся допросы свидетелей. Направление расследования надо начинать с поиска мотива убийства.
Ситуация 3. Неопознанный труп. Основная задача – опознание. Производится с помощью экспертиз и проверки безвестно отсутствующих. Далее сводится к ситуации № 2.
Ситуация 4. Исчезновение человека. Есть основания полагать, что совершено убийство. Проверяются последние имеющиеся данные о человеке, если никто его после определенной даты не видел и сообщений не получал, документы и вещи остались дома, возбуждается уголовное дело. Основное направление расследования – допрос свидетелей, основной из которых – заявивший об исчезновении. Остальная информация – из данных произведенного обыска и осмотра места жительства исчезнувшего.
Ситуация 5. Заказное убийство (определяем по потерпевшему – коммерсант, журналист, банкир, политик - и обстановке совершения убийства). Первоочередное действие – изъять все документы потерпевшего с целью установления связей, мотивов.
Можно еще говорить о многих других ситуациях – инсценировка убийства, убийство новорожденного и т.д.
А если подвести итоги, то типичные следственные ситуации по делам об убийствах могут быть сведены к следующим:
- обнаружение трупа с явными признаками насильственной смерти, причиненной посторонней рукой;- обнаружение трупа с признаками насильственной смерти при неясности ее конкретной причины;- обнаружение трупа без явных телесных повреждений и при отсутствии видимых травмирующих факторов, но при обстоятельствах, могущих свидетельствовать о насильственном характере смерти; - исчезновение человека при наличии данных, позволяющих предположить его убийство;- обнаружение частей расчлененного трупа. При этом выдвигаются и подлежат проверке версии о наступлении смерти в результате: а) убийства: б) самоубийства; в) несчастного случая: г) какого-либо заболевания; д) скоропостижной смерти. Элементы первоначальной следственной ситуации являются отправными моментами для выдвижения ряда частных следственных версий о механизме убийства, его орудиях; о положении, в котором находился потерпевший в момент причинения ранений; о совершении убийства по месту жительства или работы преступника и т. д.Планирование и выдвижение версий при расследовании убийств.
Из монографии В. П. Колмакова «Расследование убийств»:
«…Общие следственные версии относятся к составу преступления в целом. В зависимости от исходных данных по делам о преступлениях против жизни, когда расследование начинается в связи с обнаружением трупа или его частей, возникает необходимость (особенно в начале расследования) в построении и проверке, кроме общих, ряда частных версий, предметом которых могут быть: 1) категория смерти (насильственная, ненасильственная) и род смерти (убийство, тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть, самоубийство, несчастный случай); 2) способ орудия и средства, время и место причинения смерти, способ сокрытия преступления; 3) личность потерпевшего; 4) виновник преступления и место его нахождения; 5) убийство умышленное с отягчающими вину обстоятельствами, или без таковых, в состоянии аффекта, по неосторожности, с превышением пределов необходимой обороны и др.; 6) мотивы насильственного противоправного причинения смерти. Таким образом, здесь версии относятся к отдельным элементам состава преступления, в совокупности же они касаются его в целом…
Основаниями для построения версий прежде всего являются материалы, собираемые в ходе выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Такими материалами могут быть результаты осмотра места происшествия, трупа и иных объектов, заключение судебно-медицинской экспертизы трупа и вещественных доказательств, показания родственников, знакомых потерпевшего, других свидетелей; данные идентификации личности потерпевшего, заключение экспертиз.
В основу версий могут быть также положены сведения, полученные оперативно-розыскным путем, например, сведения о связях, взаимоотношениях, прошлой деятельности потерпевшего и подозреваемых, наличие у определенного лица орудий и средств причинения смерти, предметов, добытых в результате преступления, ранее имевших место, и т.п.
Общие условия конструирования и проверки версий при расследовании уголовных дел сводятся к следующему: а) по делу должны быть намечены и тщательно проверены все возможные версии; б) органы расследования не должны без необходимой проверки и безмотивно отвергать версии, хотя они и менее реальны по сравнению с более реальной; в) версия не может быть положена в основу обвинения, если не проверена взаимоисключающая ее версия; г) версия, принятая органом расследования, не будет состоятельной, если она опровергается рядом существенных обстоятельств, делающих ее необоснованной…
Большинство криминалистов обоснованно требует одновременно, параллельно проверять все выдвинутые по делу версии. При расследовании преступлений против жизни чрезвычайно важное значение имеет фактор времени. Проверка одной, затем второй, наконец, третьей версии затянет расследование, что может привести к безвозвратной утрате доказательств, которые по делам данной категории особенно быстро подвергаются изменениям (труп, повреждения на нем, пятна крови и т.п.)…
Намечая версии, необходимо пользоваться такими приемами:
- тщательно изучить данные осмотра, экспертизы, показания свидетелей, указывающие на возможного виновника;
- выяснить, кто мог быть на месте убийства;
- изучить обстоятельства жизни пострадавшего и выяснить, кто их знал и воспользовался удобным моментом;
- установить, кто приобрел либо имел такие орудия и средства, какие были применены для убийства и для сокрытия его, кто обладал знаниями, необходимыми для их применения;
- выяснить, кто был заинтересован в смерти потерпевшего и по каким мотивам;
- установить, кто воспользовался материальными благами или иными выгодами в результате убийства
- кто и какие после смерти пострадавшего принимал меры к сокрытию или фальсификации каких-нибудь следов и иных доказательств убийства, распространял ложные слухи об отъезде «исчезнувшего», оказавшегося убитым…».
Выдвижение версий считается своевременным тогда, когда появился необходимый объем фактических данных. Для насильственных преступлений (убийства в том числе) бывает достаточно осмотра места происшествия, иногда – судебно-медицинской экспертизы.
Построение версии состоит из двух этапов:
- эмпирический
- логический
На первом этапе собираются фактические данные, на втором дается их объяснение.
Затем следует проводить проверку версии. Этапы:
- логический
- эмпирический
На логическом этапе дается выведение последствий. Дедуктивный силлогизм:
В логическом методе проверка осуществляется только на основе дедукции и с помощью силлогизмов.
Силлогизмы состоят из 2-х посылок: большая посылка является характером явления (напр.: металлы электропроводники), малая посылка (медь металл, медь электропроводник).
Каждый выведенный на логическом этапе признак должен быть подтвержден эмпирически (экспертизы следственного действия и т.д.). Признаков должно быть избыточное количество.
Например, возьмем версию о самоубийстве:
Есть признаки: труп, огнестрельные повреждения жизненно важных органов. Должны быть следующие обязательные характерные признаки для самоубийства: на руке трупа - продукты выстрела, орудие будет найдено на строго определенном расстоянии от кисти в зависимости от отдачи. Нет этих признаков – версия самоубийство исключается.
Версия сразу отпадает, если выявлено противоречие, если какое либо следствие не подтверждено фактическими данными.
Изобразим схематически:
О – признаки
В - версия
С - следствие
В1 самоубийство
О1 наличие трупа В2 убийство
В3 несчастный случай
О2 наличие повреждений В4 случай
В5 инсценировка самоубийство
Соединяются стрелочками по направлению от О к каждой В.
Из каждой версии выводим следствия С1, С 2, С3 (то есть характерные для каждой версии признаки). Теперь уже рисуем стрелочки от каждой С к одной из В. Задача – подтвердить эти логические следствия, если какого-либо обязательного следствия нет – версия отпадает.
Особенности планирования (по Колмакову): «…ввиду сложности преступлений против жизни обязательно составление письменного плана. Развернутый план расследования может быть разработан только на основе выдвинутых общих следственных версий. Внося в план вопросы, подлежащие выяснению по каждой версии, необходимо исходить из рекомендованного перечня обстоятельств. Эти вопросы должны бетализировать намеченные вверсии относительно категории, рода и вида смерти, способы ее причинения, орудий и средств, использованных при этом, способа и орудий, примененных для сокрытия преступления, участия определенных лиц в преступлении против жизни, мотивов преступления и иных обстоятельств. Таким образом, будет определяться путь обнаружения доказательств, подтверждающих или опровергающих версию…».
Можно упомянуть об одном из видов специального плана – «дневнике потерпевшего», где отражается по минутам вся жизнь жертвы преступления. Ни один незаполненный получас не должен быть! Затем расписывается вся хронология поведения подозреваемого. Далее – сопоставление.