Привязанность. Тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характери-зуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие от-ношения
Тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характери-зуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие от-ношения. Термин чаще используется для обозначения тесной эмоциональной связи между ребенком и матерью. В ранних объяснениях феномена привязанности мать рассматривалась как вторичный полоэісителъиый сгтшул, а пища — как первичный по-ложительный стимул (см. Подкрешеииё). В более поздних объясне-ниях акцентируется важность физического контакта в развитии уз привязанности. Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Черпая вдохнове-
п
ние из идей теории ішпринтиига (запечатления), Боулби полагал. что младенцы, которые остаются рядом с матерыо, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке. В рабо-те Мэри Эйнсуорт с использованием теста иа незиакомую ситуи-цию определяется несколько видов привязанности (см. Тест иа пе-знакомую ситуаиию).
Признак (особенность)
Гипотетическая структура, которая рассматривается как при-чина любых стойких характеристик личности. К примеру, если человек постоянно покупает вещи, не слишком задумываясь о цели покупок, мы можем сказать, что сму свойственна импуль-сивность. Сходным образом, если кто-то постоянно опаздывает на встречи, мы можем сказать, что у него отсутствует такой при-знак, как пунктуальность. В геиетических исследованиях термин можно применять для обозначения любой унаследованной ха-рактеристики (например, цвет глаз или форма черепа).
Признак стимула
Термин обозначает некий аспект стимула, позволяющий на-блюдателю отличить его от другого стимула (к примеру, тонкие различия между пахучими метками, позволяющие уткам-самцам различать уток разных видов), или же некий внешний стимул, оп-ределенным образом направляющий поведение. К примеру, в тео-рии активации виешиих стимулов присутствие определенных сти-мулов (таких как оружие, враждебные лозунги или обычная гру-бость) может подталкивать людей к агрессивиой реакции.
Принцип ковариации
Аспект теории атрибуции, который гласит, что если два собы-тия совпадают (к примеру, утром вы не выпили обычную чашку кофе, и у вас разболелась голова), у нас возникает искушение рас-сматривать одно событие как причину другого — особенно в том случае, если у нас не болит голова после того, как мы пьем кофе. Этот принцип был применен в аналитической модели вариантнос-ти, где он рассматривается в трех измерениях, связанных с контек-стом человеческого поведения:
• Коисенсус: все ли реагируют одинаково? Если да, то мы имеем высокий консенсус; если рассматриваемое поведение
п
проявлено только у одной личности, мы имеем низкий кон-сенсус.
• Соответствие: является ли реакция человека обычной в данной ситуации? Если да, то мы имеем высокую степень со-ответствия; если нет, мы имеем низкую степень соответствия.
• Характерностъ: наблюдается ли такая реакция лишь в дан-ной ситуации или в различных ситуациях? Если она наблю-дается только в данной ситуации, мы имеем сильную харак-терность; если человек реагирует сходным образом в разных ситуациях, мы имеем слабую характерность.
Затем, в зависимости от сочетания характерных признаков, мы можем объяснить событие, если соотнесем его с личностыо участ-ника (характериая атрибуция), с объектом деятельности (виешняя или ситуациониая атрибуция) или с ситуацией, в которой наблю-далась данная деятельность (ситуациониая атрибуция).
Атрибуция к: | участнику | объекту | ситуации |
консенсус | низкий | высокий | — |
соответствие | высокое | высокое | низкое |
характерность | слабая | сильная | — |
Альтернативой этому подходу является фокальная модель анормальных условий, отвергающая логические правила умозак-лючений, характерные для аналитической модели вариантности. Она предлагает более простой, нелогичный, почти интуитивный подход к анормальным событиям, которые могли послужить причиной данного поведения. Если случилось что-то необычное или анормальное, это рассматривается как возможная причина поведения, а все остальное отодвигается на задний план. Таким образом, многие люди могут отнести всевозможные успехи или неудачи на счет анормальных событий (в том смысле, как они это понимают). До события эффект отсутствовал; следовательно, они должны быть связаны друг с другом. К примеру, семья от-правляется провести отпуск во Францию, где все заболевают гриппом. Поскольку этого никогда не происходило, когда они проводили отпуск дома, значит, все дело в отъезде за границу. Подобные рассуждения могут удержать их от заграничных поез-док в будущем, так как между болезнью и поездкой образуется стойкая негативная связь.
п
Принцип нарастания
Этот принщип описываст часть процесса атридущш, когда роль конкретной піричины возрастает, если она приводит к позитивно-му следствиюі, несмотря на присутствие сдерживающих факторов. К примеру, человек, хорошо сдавший экзамен, несмотря на плохое качество обучения, путаные учебники и длительную болезнь, с болыпим пра.вом может отнести свой успех за счет способностей или упорной работы (субъективные факторы), чем другой человек, который не н;аходился в столь невыгодном положении.
Принципі постоянства
Склонносгь к одинаковому перцептуальному восприятию зна-комых объектгов, несмотря на изменения в условиях наблюдения. Так, открывапощаяся дверь по-прежнему кажется нам прямоуголь-ной, несмотрж на тот факт, что стшіул, попадаюгций на сетчатку, превращает гяервоначальную прямоугольную форму в трапецию (постоянство формы). См. также Постоянство цвета, Постоян-ство объектоів и Постоянство размера.
Принципі Премака
См. Подкріешение.
Принцип реальности
Один из аспектов теории Фрейда. Его сущность заключается в том, что мы свсознаем требования окружающей среды и действуем таким образом, чтобы ограничить импульсивные побуждения Ид в соответствиіи с текущей ситуацией. К примеру, если Ид (действу-ющее по пришципу удоволъствия) толкает нас к поискам сексуаль-ного удовлетюорения, то наше Эго ограничивает эту потребность до тех пор, пока не представится удобная возможность.
Принцип сохранения
Пониманисе того, что физические характеристики (такие как вес, объем и т. д.) объектов остаются неизменными, несмотря на изменение их внешнего облика. Это характеристика дооперацион-ного мышленіия согласно теории интеллектуального развития по Жану Пиаэісс. К примеру, ребенку показывают два ряда монет. Каждый ряд содержит одинаковое количество монет с равными промежуткаміи между ними. Затем промежутки между монетами в одном ряду ушеличиваются, и ребенок утверждает, что теперь там
п
стало больше монет, чем в другом ряду. Ошибки в принципе со-хранения демонстрируют ряд особенностей в мышлении ребенка, который находится на дооперационной стадии развития:
Оно основано скорее на восприятии, чем на логике. Отвлека-ясь на изменение внешнего вида, ребенок не способен прий-ти к осознанию того, что на самом деле характеристики объекта остались неизменными.
Дети подвержены цеитрироваиию, сосредоточиваясь лишь на одном аспекте проблемы и не принимая во внимание другие важные особенности, влияющие на результат. Сосредоточиваясь на конечных результатах, дети рассматри-вают их как независимые объекты, а не трансформацию од-ного в другое. Растянутый ряд монет из приведенного выше примера рассматривается как другой ряд, а не как тот же самый, но претерпевший трансформацию. У детей отсут-ствует обратное мышление; иными словами, ребенок не спо-собен мысленно произвести обратное действие (т. е. сдви-нуть монеты в прежнее положение).
Некоторые примеры задач на принцип сохранения
П
Принцип удовольствия
Принцип, используемый имгяульсивной и эгоцентричной час-тыо нашей личности, которая юбычно ассоциируется с Ид. Мы бессознательно стремимся удовшетворять желания. связанные с этим принципом. несмотря на и:х реальные или нравственные по-следствия. См. также Фрейд.
Принцип экономии
Научный принцип. который гласит, что если две противосто-ящие "теории, каждая из которых объясняет один и тот же фено-мен, считаются одинаково надежными, то предпочтение отдается наиболее простой теории. Применение этого принципа в психо-логии сталкивается с гораздо большими трудностями, чем в точ-ных науках. К примеру, «надежыость» той или иной теории явля-ется субъективной оценкой, ко>торая подвержена человеческим предубеждениям. Кроме того, ощенка теории как «простой» или «сложной» может ввести нас в заблуждение. Если бихевиоризм, с его акцентом на изучении наблюдаемого поведения, получает высокую оценку за экономное объяснение различных явлений (таких, как ролевое поведение в отношениях между полами и пси-хические расстройства), то фрейдистский психоаиализ, с его ин-стинктивными побуждениями и подавляемой сексуальностью, критикуется за чрезмерную усло>жненность объяснения тех же са-мых аспектов человеческой деятельности. Принимая теорию толь-ко потому, что она кажется болеіе простой, мы можем упустить из виду возможность, что более слюжная теория обладает большей валидиостыо.
Природа ѵегзиз научение
Одна из длительных дискусси:й в психологии: спор о том, в ка-кой степени отдельные аспекты поведеиия обусловлены унаследо-ванными или приобретенными характеристиками. Защитники «природной» точки зрения рассматривают отдельные аспекты по-ведения (например, симптомы ишзофреиии) как следствие гепети-ческой предрасположенности. С другой стороны, сторонники веду-щей роли научения рассматриваіют поведение как результат воз-действия окружающей среды. Де:баты по этому вопросу становят-ся наиболее оживленными, когда речь идет об объяснении различий между людьми — например, о причинах разного коэф-фициеита умствешюго развития.
п