Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
МОДУЛЬ 1. ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ
Тема 1.1. Социально-психологический анализ общения
1. Задания для самостоятельной работы
1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.
2. Изучите раздел «Социально-психологический анализ делового общения по любому учебнику психологии общения.
3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы..
4. Разберитесь в понятиях «общение» и «деловое общение».
5. Изучите элементы основных функций общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.
6. Обсудите в учебной группе: механизмы социальной перцепции.
7*. Рассмотрите интерактивную функцию общения и ее особенности[1].
8*. Определите цели и мотивы общения.
9*. Составьте схему структуры общения.
2. Рекомендации по выполнению заданий
При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое коммуникация в общении; механизмы социальной перцепции; основные свойства интерактивной функции.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения?
2. Докажите необходимость знаний по психологии делового общения для вашей профессиональной деятельности.
3. Дайте определение общения. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.
4. Какие особенности обмена информацией в процессе общения вы знаете?
5. Какие функции общения вы можете назвать?
Тема 1.2. Виды и формы общения
1.Задания для самостоятельной работы
1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы делового общения от простого общения.
2*. Выпишите определения основных форм делового общения: совещания, беседы.
3. Определите в чем разница между понятиями «совещание » и «беседа».
4*. Уясните, чем отличаются императивное и манипулятивное общение.
5*. Проведите самостоятельное тестирование по определению позиций в трансактном анализе (Родитель-Ребенок- Дитя».
2.Рекомендации по подготовке заданий
При подготовке заданий пользуйтесь учебным пособием: Кукушин В.С. «Психология делового общения» 2003.
3.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
.2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2006.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
4. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие виды общения вы знаете?
2.. Что может помешать вам понять вашего собеседника? А что может помочь вам?
3. Какие типы взаимодействия людей в общении вы знаете?
4. В чем заключается сущность и функции деловой беседы?
5. Какие этапы проведения деловой беседы вы можете выделить?
6. Как подготовиться к деловой беседе?
7. Какие рекомендации по аргументированию своих доводов и опровержению доводов собеседника вы можете дать?
Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника
1. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите ключевые понятия темы: речевой этикет, культура мышления, культура языка, культура речи, культура соматической (телесной) коммуникации.
2*. В рабочей тетради составьте схему сравнительных подходов к определению понятия «речевое поведение (лингвоэтология)».
3*. Составьте свой психологический портрет, куда должны войти особенности ваших качеств в процессе общения.
4. Определите свои ведущие потребности и мотивы, склонности и интересы, реализуемые в ходе общения.
5*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура речевого этикета».
6*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура соматической коммуникации».
7*. Определите понятие культура языка и культура речи.
2. План практического занятия.
(для очной и заочной формы обучения)
1. Сущность социальной коммуникации в деловом общении
2. Понятие перцепции в деловом общении.
2. Психологические механизмы социальной перцепции.
3. Эффекты восприятия партнера по общению.
4. Общение как взаимодействие.
5. Невербальное общение и его формы.
Реферат на тему: Применение трансактного анализа при анализе ситуаций межличностного взаимодействия.
3.Рекомендации по подготовке заданий
и проведению практического занятия
Социально-психологический тренинг:
1. Тренинг представляет собой моделирование ситуаций и действий, обучаемых в этих ситуациях, а также проведение упражнений игры по развитию перцептивных навыков общения. Для его проведения каждый студент готовит ситуацию взаимовосприятия и отрабатывает рефлексию.
2. Проведение ролевой игры по развитию коммуникативных навыков общения. Отрабатываются следующие ситуации: обратиться к пожилому человеку, узнать который час; обратиться к декану факультета по вашему заявлению; к преподавателю о переэкзаменовке и т.п.
Задания для практической работы:
1. Тест «Определение модальности восприятия».
2. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.
3. Задание на развитие точности передачи и понимания сообщений невербального канала (имитационная игра).
4. Задания на тренировку умений диагностировать неконгруэнтность собеседника и распознавать ложь (имитационная игра).
5. Показ видеофильма «Детектор лжи»
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.
Дополнительная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .
3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.
4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие составляющие речевого поведения?
2. Что такое речевой этикет?
3. Какие задачи решаются в при использовании культуры мышления?
4. Какие составляющие культуры соматической (телесной) коммуникации?
5. Что включает в себя культура речи?