Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МОДУЛЬ 1. ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФОРМЫ

Тема 1.1. Социально-психологический анализ общения

1. Задания для самостоятельной работы

1. Законспектируйте и отработайте конспект лекции по данной теме.

2. Изучите раздел «Социально-психологический анализ делового общения по любому учебнику психологии общения.

3*. Выпишите в рабочую тетрадь определение основных понятий темы..

4. Разберитесь в понятиях «общение» и «деловое общение».

5. Изучите элементы основных функций общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной.

6. Обсудите в учебной группе: механизмы социальной перцепции.

7*. Рассмотрите интерактивную функцию общения и ее особенности[1].

8*. Определите цели и мотивы общения.

9*. Составьте схему структуры общения.

2. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении 5-ого задания особое внимание обратить на изучение вопросов: что такое коммуникация в общении; механизмы социальной перцепции; основные свойства интерактивной функции.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана, 2011.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как возникла необходимость в знаниях психологии делового общения?

2. Докажите необходимость знаний по психологии делового общения для вашей профессиональной деятельности.

3. Дайте определение общения. Покажите всю сложность и многоплановость этого процесса.

4. Какие особенности обмена информацией в процессе общения вы знаете?

5. Какие функции общения вы можете назвать?

Тема 1.2. Виды и формы общения

1.Задания для самостоятельной работы

1. Разберетесь: чем отличаются виды и формы делового общения от простого общения.

2*. Выпишите определения основных форм делового общения: совещания, беседы.

3. Определите в чем разница между понятиями «совещание » и «беседа».

4*. Уясните, чем отличаются императивное и манипулятивное общение.

5*. Проведите самостоятельное тестирование по определению позиций в трансактном анализе (Родитель-Ребенок- Дитя».

2.Рекомендации по подготовке заданий

При подготовке заданий пользуйтесь учебным пособием: Кукушин В.С. «Психология делового общения» 2003.

3.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.

.2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2006.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.

4. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие виды общения вы знаете?

2.. Что может помешать вам понять вашего собеседника? А что может помочь вам?

3. Какие типы взаимодействия людей в общении вы знаете?

4. В чем заключается сущность и функции деловой беседы?

5. Какие этапы проведения деловой беседы вы можете выделить?

6. Как подготовиться к деловой беседе?

7. Какие рекомендации по аргументированию своих доводов и опровержению доводов собеседника вы можете дать?

Тема 1.3. Речевое поведение российского таможенника

1. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите ключевые понятия темы: речевой этикет, культура мышления, культура языка, культура речи, культура соматической (телесной) коммуникации.

2*. В рабочей тетради составьте схему сравнительных подходов к определению понятия «речевое поведение (лингвоэтология)».

3*. Составьте свой психологический портрет, куда должны войти особенности ваших качеств в процессе общения.

4. Определите свои ведущие потребности и мотивы, склонности и интересы, реализуемые в ходе общения.

5*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура речевого этикета».

6*. Выпишите в рабочую тетрадь определение понятий «культура соматической коммуникации».

7*. Определите понятие культура языка и культура речи.

2. План практического занятия.

(для очной и заочной формы обучения)

1. Сущность социальной коммуникации в деловом общении

2. Понятие перцепции в деловом общении.

2. Психологические механизмы социальной перцепции.

3. Эффекты восприятия партнера по общению.

4. Общение как взаимодействие.

5. Невербальное общение и его формы.

Реферат на тему: Применение трансактного анализа при анализе ситуаций межличностного взаимодействия.

3.Рекомендации по подготовке заданий

и проведению практического занятия

Социально-психологический тренинг:

1. Тренинг представляет собой моделирование ситуаций и действий, обучаемых в этих ситуациях, а также проведение упражнений игры по развитию перцептивных навыков общения. Для его проведения каждый студент готовит ситуацию взаимовосприятия и отрабатывает рефлексию.

2. Проведение ролевой игры по развитию коммуникативных навыков общения. Отрабатываются следующие ситуации: обратиться к пожилому человеку, узнать который час; обратиться к декану факультета по вашему заявлению; к преподавателю о переэкзаменовке и т.п.

Задания для практической работы:

1. Тест «Определение модальности восприятия».

2. Работа в микрогруппах: выделение в речи собеседника предикатов речи, свидетельствующих о доминирующей модальности восприятия.

3. Задание на развитие точности передачи и понимания сообщений невербального канала (имитационная игра).

4. Задания на тренировку умений диагностировать неконгруэнтность собеседника и распознавать ложь (имитационная игра).

5. Показ видеофильма «Детектор лжи»

4.Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Аминов И.И. Психология делового общения.,2 изд, ЮНИТИ-дана,2011.

2. Бороздина Г.В. Психология делового общения., - М.: ИНФРА-М, 2011.

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. - Лениздат, 1992. .

3. Горянина В.А. Психология общения. –М;, Академа, 2002 г.

4. Кукушин В.С. Психология делового общения, -Изд. Март.,
М.: Ростов-на-Дону.,2003.

5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения – М., 2004.

5. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие составляющие речевого поведения?

2. Что такое речевой этикет?

3. Какие задачи решаются в при использовании культуры мышления?

4. Какие составляющие культуры соматической (телесной) коммуникации?

5. Что включает в себя культура речи?

Наши рекомендации