Разработка анкеты по оценке значимости выделенных характеристик и инструкцию по процедуре ответов на вопрос
Лабораторная работа №3
Проведение маркетингового исследования.
Задача: определить какие виды товаров и среди каких категорий покупателей будут пользоваться спросом.
Порядок выполнения работы:
1. Предмет данного исследования: чипсы.
2. Цели исследования:
ü Определить предпочтения потенциальных покупателей.
ü Создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.
Задачи исследования:
ü Выбор методов для проведения исследования.
ü Сбор данных для анализа.
ü Проведение анализа типологий и мотиваций потребителей.
ü Обработка полученной информации и её последующее представление в графическо-текстовой форме.
3. План исследования:
3.1 Проблема:
Проблема заключается в том, что на данный момент руководство компании не располагает достоверными данными. В связи с этим руководство не может принять верное управленческое решение: выпускать или не выпускать на рынок новый продукт.
3.2 Целевая группа:
Молодежь 18-30 лет учащаяся и работающая, в основном «холостая», разносторонне развитая, с разными интересами, любящая отдых и общение с друзьями. Средний уровень доходов целевой группы от 4 до 28 тыс. руб. в месяц.
3.3 Количество респондентов:
Будет сделана выборка в 20 человек. Данного количества опрошенных людей достаточно для оценки целесообразности внедрения нового продукта на рынок.
3.4 Метод исследования:
Для проведения исследования выбран один из методов полевых исследований, в частности, исследование с применением анкетирования. Участникам выборки будут розданы анкеты, в которых представлен список из 10 контрольных вопросов с вариантами ответа. В каждом вопросе можно выбрать несколько вариантов ответа.
4. Основные характеристики, которые оценивает потенциальные покупатель исходя из требований к данному виду продукции:
ü Качество продукта;
ü Цена;
ü Добавки;
ü Технология производства;
ü Качество упаковки;
ü Внешний вид.
Разработка анкеты по оценке значимости выделенных характеристик и инструкцию по процедуре ответов на вопрос.
Табличное и графическое представление информации, полученной после проведения маркетингового исследования:
1.
Пол | Количество респондентов |
Мужской | |
Женский |
Диаграмма 1. Пол
Возраст | Количество респондентов | |
Мужчины | Женщины | |
Меньше 18 | ||
18-30 | ||
30-45 | ||
Старше 45 |
Диаграмма 2. Возраст
Комментарии: из диаграмм 1 и 2 мы видим, что число опрошенных мужского и женского пола приблизительно равно. Основной целевой рынок чипс составлят люди в возрасте от 18 до 45 лет. Однако, женщины в возрасте от 18 до 30 и от 30 до 45 лет потребляют продукт в 1,5 раза больше, чем мужчины в тех же возрастных категориях.
2.
Повод покупки | Мужчины | Женщины |
Закуска к пиву | ||
Уталить голод | ||
Добавка в салаты и другие блюда |
Диаграмма 3. Повод покупки
Комментарии: из данной диаграммы мы видим, что, в основном, чипсы используются как закуска к пиву и добавка в салаты и другие блюда. Причем в первом случае число респондентов мужского пола значительно больше, нежели во втором.
3.
Мужчины | Женщины | |
Желание попробовать новинку/новый вкус | ||
Известность марки | ||
Привлекательная красивая упаковка | ||
Приемлемая цена | ||
Отзывы друзей, знакомых |
Диаграмма 4. Мотивы покупки
Комментарии: данная диаграмма показывает, что на желание потребителей купить чипсы оказывают влияние следующие факторы: отзовы друзей и знакомых(4чел), цена(5 чел), известность марки(4 чел), желание попробовать новый вкус(5 чел). Яркость и красочность упаковки не привлекли ни одного из респондентов.
4.
Мужчины | Женщины | |
Эстрелла | ||
Челз | ||
Чипсоны | ||
Лэйс | ||
Мега чипсы | ||
Московский картофель | ||
Онега |
Диаграмма 5. Осведомленность респондентов о марках чипсов
Комментарии: данные диаграммы показывают, что наибольшей популярностью у респондентов пользуются марки «Эстрелла», «Чипсоны», Лейс», «Московский картофель». А вот марки «Челз», «Мега чипсы» и «Онега» не пользуются популярностью (большая часть опрошенных не имеет о них представления, что свидетельствует о слабой маркетинговой политике данных производителей).
5.
Частота потребления продукта | Мужчины | Женщины |
ежедневно | ||
3-4 раза в неделю | ||
1-2 раза в неделю | ||
3-4 раза в месяц | ||
Реже 1 раза в месяц |
Диаграмма 6. Частота потребления продукта
Комментарии: из диаграммы 6 можно сделать вывод о том, что частота потребления данного продукта очень мала (9 респондентов из 20 покупают чиспы реже 1 раза в месяц). Мужчины потребляют чипсы чаще, чем женщины.
6.
Мужчины | Женщины | |
Ем один | ||
Ем вместе с ребенком | ||
Вдвоем с другом, подругой, супругом, супругой | ||
В компании 3 человека и более |
Диаграмма 7. С кем потребляете чипсы?
Комментарии: данная диаграмма показывает нам, что большинство респондентов едят чипсы вместе с друзьями(12 чел), следовательно, нужно применить рекламу, ориентированную на компании, группы людей.
7.
Мужчины | Женщины | |
Дома, в гостях | ||
На работе, в институте, школе | ||
В кафе, барах | ||
На улице во время прогулок | ||
На природе, на пикнике, на даче | ||
Во время поездок, на транспорте, на остановке | ||
В кинотеатре, боулинге и др. развлекательных заведениях |
Диаграмма 8. Места потребления
Комментарии: данные диаграммы показывают, что почти половина респондентов предпочитает есть чипсы дома( 9 из 20 чел). Также приемлимыми являются прогулки на улицы(7 чел). А вот в барах, институте, кинотеатре и во время поездок число потребителей данного продукта довольно мало (2 чел).
8.
оценка 1 | оценка 2 | оценка 3 | оценка 4 | оценка 5 | ||||||
М | Ж | М | Ж | М | Ж | М | Ж | М | Ж | |
Натуральный продукт без химических добавок | ||||||||||
Не эстетично (удобно) потреблять | ||||||||||
Легко встретить в продаже, везде продается | ||||||||||
Соответствие цена-качество | ||||||||||
Дешевая закуска | ||||||||||
Этот снек вредит здоровью | ||||||||||
Получаешь удовольствие от вкуса |
Диаграмма 9. Оценка респондентами свойств товара
Комментарии: респондентам были предложены свойства товара, каждое из которых они должны были оценить по 5-ти бальной шкале (1 – полностью не подходит, 5 – полностью подходит). Результат опроса показывает диаграмма 9:
-половина опрошенных не считают чипсы натуральным продуктом без химических добавок и говорят о том, что данный снек вредит здоровью(10 и 7 чел соотвественно);
-треть респондентов считают, что чипсы не эстетично потреблять (7 чел);
-большинство говорят о том, чтоданный продукт легко встретить в продаже (16 чел);
-половине респондентов нравится вкус данного продукта;
-треть опрошенных считают снек дешевой закуской (6 чел).
Основные выводы по проведенному маркетинговому исследованию:
1. Главным потребителем данного товара является молодежь (18-30 лет);
2. В основном чипсы используютя как закуска к пиву (большинство мужчин) или добавка в салаты и другие блюда (большинство женщин);
3. На желание потребителей купить чипсы оказывают влияние цена, отзывы друзей и известность марки, в то время как красивая упаковка не привлекаеттих внимания.
4. Наибольшей популярностью у респондентов пользуются марки «Эстрелла», «Чипсоны», Лейс», «Московский картофель». А вот марки «Челз», «Мега чипсы» и «Онега» не пользуются популярностью (большая часть опрошенных не имеет о них представления, что свидетельствует о слабой маркетинговой политике данных производителей).
5. В среднем чипсы потребляются раз в месяц;
6. Большинство считает, что данный снек вредит здоровью, но так как чипсы легко встретить в продаже, покупают их.
Рекомендации производителю новой марки выбранного товара:
Новый продукт должен быть ориентирован на молодежь 18-30 лет учащуюся и работающую, разносторонне развитую, с разными интересами, любящую отдых и общение с друзьями. Средний уровень доходов целевой группы от 4 до 28 тыс. руб. в месяц.
Необходимо вызвать у потребителя доверие к продукту: использовать экологически чистые продукты, сократить количество вредных добавок, усовершенствовать технологию производства.
Чипсы относятся к категории товара импульсного спроса, поэтому в рекламной кампании должна присутствовать эмоциональная составляющая. Помимо доверия к новому продукту нужно вызвать интерес, и положительные эмоции, связанные с ожиданием отдыха, веселья, психологического комфорта. Необходимо создать образ продукта, выработать у конечного потребителя ассоциацию, связанную с ним (Ассоциация с отдыхом, общением с друзьями).
Сам по себе товар не оригинальный, существует несколько аналогов, сопоставимых по качеству. В данном случае главными конкурентами будут являться марки Эстрелла», «Чипсоны», Лейс», «Московский картофель». Причем все эти марки размещали рекламу на Центральном ТВ и на региональных каналах. Т.е. степень раскрутки конкурентов достаточно высокая. Однако следует заметить, что чипсы данных производителей изготавливаются из полуфабрикатов - картофельных хлопьев, гранул или крахмала. Поэтому существует ниша для натуральных картофельных чипсов высокого качества, ориентированных на потребителя, заботящегося о своем здоровье.