Тема 28. Речевое оформление квалификационной научной работы. Рубрикация текста

Форма проведения занятия:практическое

Цель– знакомство с правилами композиционной структуры научной работы - рубрикацией

Теоретический материал:

Целенаправленная работа над речевым оформлением квалификационной работы обязательна. Стиль работы - научный, поэтому к изложению материала предъявляются следующие требования:

1. Изложение материала должно быть точным, ясно и однозначно выражать мысль автора.

2. Изложение материала должно быть логичным. Логично излагать – значит:

- излагать свои мысли последовательно;

- не противоречить самому себе;

- не смешивать родовые и видовые понятия:

- правильно выбирать аргументы и доказательства.

3. Изложение материала должно носить отвлеченную обобщенность, безобразность, скрытую эмоциональность, некоторую сухость и строгость, не исключающих, однако, своеобразной научной экспрессии.

4. Изложение материала должно быть грамотным, т.е. соответствовать нормам литературного языка (орфографическим, пунктуационным, грамматическим, лексико-фразеологическим).

Рубрикация

Внешним выражением композиционной структуры научной работы является рубрикация.Рубрикация текста научной работы представляет собой деление текста на составные части, графическое отделение одной от другой, а также использование заголовков, нумерации и т. п. Степень сложности рубрикации зависит от содержания текста (объёма, тематики, назначения). Поскольку рубрикация научного произведения отражает логику научного произведения, это предполагает чёткое разделение текста на отдельные логически соподчинённые части. Абзац служит показателем перехода от одной мысли или темы к другой. Правильная разбивка текста научной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Рубрикация текста нередко сочетается с нумерацией, при ко­торой используются знаки разных типов — арабские и римские цифры, прописные и строчные буквы.

Тема 29. Представление отдельных видов текстового материала (способы буквенно-цифровой записи числительных, сокращенная фиксация информации)

Форма проведения занятия:практическое

Цель– Знакомство с правилами буквенно-цифровой записи числительных

Теоретический материал

Текстовой материал квалификационной работы может быть весьма разнообразным, что зависит от области науки и практики, в рамках которых осуществляется научно-учебная деятельность соискателя, характера изучаемого материала, способов его представления. Помимо элементов композиции и рубрикации, в тексте работы могут использоваться числительные, буквенные обозначения и сокращения, перечисления и пр., оформление которых требует знания особых технических и орфографических правил. Рассмотрим виды текстового материала, наиболее часто встречающиеся в работах учебно-научного характера.

Цифровая и словесно-цифровая форма записи информации, применяемая в квалификационных работах гуманитарного и экономического профиля, включает записи числительных разных лексико-грамматических разрядов.

Оформление количественных числительных имеет ряд особенностей:

- однозначные количественные числительные (простые числительные), не имеющие при себе единиц измерения, пишутся словами: пять лексических единиц, девять образцов;

- многозначные количественные числительные (сложные и составные числительные) записываются цифрами: 35 форм, 58 случаев. Словами записываются числительные, начи-нающие абзац;

- числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами: 31 кг, 79 км. После сокращенных обозначений единиц измерения точка не ставится (5 л);

- при перечислении величин и отношений, обозначенных однородными числами, сокращенное обозначение единиц измерения ставится только после последней цифры: 8, 15, 39 см.

Порядковые числительные включаютсяв текст следующим образом:

- однозначные (простые) и многозначные (сложные и составные) порядковые числительные записываются с помощью слов: второй, двенадцатый, двадцать первый;

- порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишутся цифрами: 10-процентный раствор или 10% раствор;

- порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, могут быть записаны с помощью букв падежных окончаний. Если падежное окончание состоит из двух гласных, оканчивается на й или на согласный, то к числительному прибавляется только одна последняя буква окончания: вторая - 2-я, семнадцатый - 17-й, сороковых - 40-х. Если падежное окончание завершается согласной и гласной буквами, то к числительному прибавляются две последние буквы окончания: третьего разряда - 3-го разряда;.

- при перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание прибавляется только к последнему числительному ряда: ученики 10 и 11-го классов;

- если порядковое числительное обозначено арабскими цифрами, то буквенное обозначение окончания не допускается: в гл. 3, в табл. 5, на рис. 8.

В научных работах встречаются графические сокращения слов и словосочетаний, что особенно характерно для работ технического профиля. Сокращение- это усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения. Такая сокращенная запись слов используется с целью сокращения объема текста, чтобы при минимальном объеме представить максимум информации. Правила сокращения слов и словосочетаний устанавливаются государственными стандартами, один из которых ГОСТ 7.12-77. В качестве приложения к нему приведен список особых случаев сокращений слов и словосочетаний, часто встречающихся в библиографическом описании, и оговорены условия их применения. В этом списке - около семисот слов и словосочетаний, помещенных на 19 страницах. Безусловно, столь подробный материал предназначен для узких специалистов, однако и начинающему исследователю необходимо корректно использовать в тексте квалификационной работы сокращения.

При сокращенной записи слов используются три основных способа:

1) оставляется только первая буква слова (год - г.);

2) отбрасываются окончание и суффикс, оставляется только часть слова (оглавление - огл., справочный - справ.);

3) пропускаются несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (электричество - эл-во, университет - ун-т).

В научных текстах среди других видов общепринятых сокращений (аббревиатур: США, МГУ, вуз); (сложносокращенных слов: профсоюз) используются графические сокращения по частям и начальным буквам слов. Они разделяются на общепринятые условные сокращения и условные сокращения, принятые в специальной литературе, в том числе в библиографии.

Укажем основные общепринятые условные сокращения, наиболее частотные по употреблению и не требующие особых разъяснений:

- после перечисления: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочее);

- при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни), напр. (например), прим. (пример);

- при обозначении цифрами веков, годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы);

- при обозначении частей текста: с. (страница при цифрах), т. (том), тт. (тома);

- при обозначении периодов времени: н. ст. (новый стиль), ст. ст. (старый стиль), н. э. (нашей эры);

- при обозначении населенных пунктов, людей по должности, ученому званию: г. (город), обл. (область), гр. (гражданин), акад. (академик), доц. (доцент), проф. (профессор), ассист. (ассистент), канд. (кандидат), им. (имени);

- при обозначении отраслей науки: вет. (ветеринарный), геол.-развед. (геологоразведочный), гуманит. (гуманитарный), инж. (инженерный), ист. (исторический), лингв. (лингвистический), мат. (математический), пед. (педагогический), с.-х. (сельскохозяйственный), социолог. (социологический), физ. (физический), филол. (филологический), филос. (философский), экон. (экономический).

Слова и другие, и тому подобное, и прочие внутри предложения не сокращаются. Не допускаются сокращения следующих слов: так называемый, так как, например, около, формула, уравнение, диаметр.

При сокращении прилагательных и причастий следует помнить:

- если перед отсекаемой частью стоит буква й, требуется сохранить следующую за ней согласную: многослойный - многослойн.;

- если перед отсекаемой частью стоит гласная буква, то при сокращении следует сохранить следующую за ней согласную: экспериментальный - эксперим.;

- мягкий знак отсекается вместе с отсекаемой частью: сельский - сел.;

- из нескольких вариантов сокращения следует выбирать тот, при котором отсекается большее количество букв: энциклопедический - энцикл.;

- при отсечении части слова с удвоенной согласной в сокращении должна остаться одна согласная: металлический - метал.;

- прилагательные, оканчивающиеся на -графический, -логический, -номический после сокращения имеют следующий облик: геогр. (географический), биол. (биологический), астрон. (астрономический), филол. (филологический).

Используя общепринятые сокращения, следует помнить, что любые сокращения выглядят более органично во вспомогательных материалах (сносках, библиографических списках, приложениях), чем в основном тексте. При использовании сокращений в тексте квалификационной работы следует по всей рукописи от начала до конца выдерживать единый подход к сокращению одних и тех же слов, а также однотипных слов и словосочетаний. Форма сокращения слова или словосочетания должна быть единообразной на протяжении всего текста работы.

Тема 30. Этикет публичной защиты квалификационной научной работы. Речевое поведение соискателя в соответствии с коммуникативной задачей (изложение содержания, убеждение оппонентов, выражение согласия/несогласия, благодарности)

Форма проведения занятия:практическое

Цель– Знакомство с правилами этикета публичной защиты квалификационной научной работы

Теоретический материал:

Существует этический аспект культуры речи. В каждом обществе выработаны свои нравственные нормы поведения. Они касаются разнообразных ситуаций общения и в рамках культуры общения определяются как речевой этикет.

Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т. е. к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, Невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества.

Речевой этикет рассматривает для различных ситуаций общения возможность или невозможность обращения на «ты» и на «вы»; выбор полного или сокращенного имени; выбор обращений типа «гражданин», «товарищ», «сударь», «девушка» и т. п.; выбор способов приветствия, прощания, отказа, согласия, благодарности.

Этикет студента

• Приступая к работе над рефератом, курсовым или дипломным проектами, помните, что вы должны договориться с научным руководителем об индивидуальной консультации для утверждения темы и структуры работы, а также для получения рекомендаций по подбору и изучению литературы.

• Научный руководитель должен знать, что вы в нём нуждаетесь и будете следовать его указаниям. Поэтому регулярно приходите на индивидуальные консультации и держите научного руководителя в курсе ваших изысканий.

•Если научный руководитель назначает вам конкретное время для консультации, нетактично опаздывать и, тем более, не прийти совсем.

•Не злоупотребляйте временем научного руководителя. К индивидуальной консультации заранее подготовьте список вопросов.

•Получив консультацию руководителя, согласуйте с ним срок выполнения очередного задания (или его части). Обязательно дайте о себе знать в назначенный срок, даже если в силу обстоятельств не справились с заданием.

•Если научный руководитель высказывает критические замечания по поводу вашей работы, не оправдывайтесь, а формулируйте конструктивные вопросы.

•Учтите замечания и поблагодарите за них. Помните, что цель преподавателя - улучшить вашу работу, а следовательно и ее оценку.

• Конструктивный подход к написанию работы существенно облегчит вам процесс ее защиты.

•Уважайте точку зрения оппонента, даже если вы с ней не согласны. Отстаивая свое понимание проблемы, открыто признайте возможность существования и других подходов к её пониманию и решению.

•Отвечая на критические замечания оппонента, вы поступите тактично, если сначала выделите среди них конструктивные и согласитесь с ними, и лишь затем приступите к опровержению остальных.

Вопрос об отказе от личной точки зрения возникает лишь в случае её несостоятельности. Но если вы уверены в своей правоте, отстаивайте идею последовательно и доказательно.

• Всегда благодарите оппонентов за заданные вопросы, за написанную рецензию, за конструктивную критику и, в целом, за уделённое вашей работе время и внимание.

•Все виды научных работ предполагают строгое соблюдение правил оформления цитат, сносок, ссылок и библиографии. Данные стандарты изложены в следующих работах:

•Приступая к написанию научной работы, вы должны отдавать себе отчёт о мере собственных заслуг и реально их отразить во введении в разделе «новизна работы».

•Выполняя курсовую или дипломную работу, крайне некорректно дословное списывание чужого текста без ссылок на источник.

•Цитирование трудов других исследователей должно быть полным и точным, то есть не допускающим тенденциозного искажения их взглядов.

•Использование в работе терминов должно быть научно обосновано, то есть необходимо дать ссылку на автора термина и пояснить вложенный

автором в него смысл. Только после этого вы можете внести свои корректировки в понимание данного термина.

•Обращаясь к разработке темы дипломной работы, обязательно перечислите тех исследователей, которые занимались данной проблемой до вас. Дайте краткую характеристику их работ, указав вначале на достоинства, и лишь затем на спорные, с вашей точки зрения, вопросы.

• Перечисляя фамилии ученых, занимавшихся исследованием интересующей вас проблемы, делайте это только в алфавитном порядке. Любой другой порядок перечисления принято считать некорректным.

•В процессе защиты курсовой или дипломной работы крайне некорректно умаление в глазах слушателей достижений других исследователей. (Не уместны фразы: «до сих пор никто не исследовал до конца...», «автор заблуждается...» и т.д.)

•Готовя к защите доклад, помните, что монотонное чтение «по бумажке» не рассчитано на живое восприятие и потому может быть оценено как неуважение к слушателям. Если вы не чувствуете уверенности в свободном изложении материала по плану, зачитывайте доклад с выражением и паузами для осмысливания.

•В процессе подготовки к защите научной работы помните о соблюдении языковых особенностей научного стиля: не допускайте нарушений норм литературного произношения, в частности ударения в словах. В случае возникших затруднений обращайтесь к словарям:

• Хорошему восприятию вашего доклада будет способствовать учёт некоторых советов при его

- все цифры в тексте записывайте только прописью в правильном падеже;

- подчёркивайте слова, которые необходимо выделить интонационно;

- используйте понятные слова и простые утвердительные предложения, не злоупотребляйте терминологией;

- оставляйте поля при печатании текста для возможных дополнений.

• В процессе защиты научной работы немаловажную роль играет ваш выбор одежды, позы, внешних форм поведения. Строгость и аккуратность делового костюма, а также корректность поведения будут способствовать созданию о вас благоприятного впечатления со стороны членов аттестационной комиссии.

• Процедура защиты дипломной работы строго регламентирована. Её этикетная сторона предполагает по завершении публичное изъявление благодарности научному руководителю, членам аттестационной комиссии, оппонентам и рецензентам (в том числе и отсутствующим на защите), а также всем присутствующим.

• Важными составляющими хорошего имиджа являются требования к внешнему виду, и в частности к уместности одежды. Стиль одежды студента должен быть деловым. Ваш опрятный внешний вид, ухоженные руки и аккуратная причёска также являются элементами хорошего делового стиля.

• Помните, что о культуре человека можно судить по его манере держаться. В частности, признаками хорошего воспитания являются сдержанная жестикуляция при разговоре, приглушённый тембр смеха, отсутствие «движений-паразитов» (хруст пальцами, прикосновения к лицу и т.д.).

• В научном исследовании словоупотребление должно быть максимально точным, лишённым специальных стилистических украшений. Принципиальную роль в научном тексте играет точное и уместное употребление терминов.

• Стиль письменной работы – это стиль безличного монолога, лишённого эмоциональной окраски. Не принято использовать личное местоимение 1-го лица единственного числа «Я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «Мы», «По нашему мнению». Изложение авторской позиции осуществляется от третьего лица (автор полагает, что) или безличными предложениями (в представленной работе исследованы отдельные вопросы).

•Для ссылки на того или иного автора и выражения своего отношения к нему можно использовать следующие глаголы:

Автор:

·анализирует, · рекомендует,

· высказывает мнение, · решает проблему,

· доказывает, · следует,

· излагает, · соглашается,

· констатирует, · сомневается,

· находит, · сообщает,

· полагает, · ссылается,

· понимает, · считает,

· предлагает, · указывает,

· предполагает, · упоминает,

· представляет, · утверждает,

· признаёт, · уточняет,

· принимает точку зрения, · фиксирует,

· приходит к выводу, · определяет,

· разделяет, · возражает,

· не разделяет точку зрения, · иллюстрирует

· обсуждает, · отвечает,

· отмечает,

· отстаивает.

Рубежные задания

Задание 1.Запишите предложения в той последовательности:

а) прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетания.

Какой из способов цитирования не представлен в задании? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?

1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности».

2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически».

4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами».

5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

Задание 2.Публичная речь – сложный вид работы, поэтому готовиться к выступлению следует тщательно и заранее. Прослушайте какое-либо публичное выступление и ответьте на вопросы.

1. Какова главная цель оратора – информирование, убеждение или развлечение?

2. Можете ли вы определить структуру речи?

3. Какова главная тема речи? Определил ли оратор ее особо или развертывал ее в процессе?

4. Сколько проблем затронул оратор в речи? Адекватно ли они подтверждали главную тему?

5. Сделал ли оратор детальное резюме в заключении?

6. Какой тип заключения использовал оратор?

Задание 3.Ответьте на следующие вопросы

1. Дайте определение библиографической ссылки. Какие виды библиографических ссылок могут быть использованы в научно-учебной работе?

2. Из каких областей описания состоит библиографическое описание? В какой последовательности следуют друг за другом элементы библиографического описания?

3. Дайте определение библиографического списка. Перечислите способы построения библиографических списков. Какой способ построения библиографического списка является, на ваш взгляд, наиболее приемлемым для квалификационной работы?

4. Приведите по три-четыре примера цифровой и словесно-цифровой записи количественных и порядковых числительных.

5. Письменно назовите десять основных общепринятых условных сокращений, наиболее частотных по употреблению в научных и научно-учебных работах и не требующих специальных разъяснений.

Наши рекомендации