Деловая беседа как форма деловых коммуникаций
Деловая беседа – это разговор преимущественно между двумя собеседниками. Это специально организованный предметный разговор, служащий для решения управленческих задач.
В отличие от деловых переговоров, которые гораздо более структурированы, и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа чаще происходит между представителями одной организации. Она более неформальна и личностно ориентирована.
Цели деловой беседы:
1) оказать определенное влияние на собеседника, побудить к действию, создать новые деловые отношения;
2) понять суть возникшей проблемы;
3) выработать решение на основании высказывания и анализа мнений сотрудников.
Беседа проходит в форме диалога. Поэтому необходимо так формулировать вопросы, оценки, рассуждения, чтобы они прямо или косвенно побуждали собеседника высказывать свое личное отношение к обсуждаемому предмету.
Ход беседы контролирует спрашивающий, поэтому для направления ее течения в нужное русло уместно использовать открытые и эстафетные вопросы.
Виды деловых бесед:
1. Беседа при приеме на работу (отборочное собеседование).
Цели беседы – определить:
а) справится ли кандидат с данной работой и сможет ли выполнять ее лучше других;
б) соответствуют ли личностные качества кандидата условиям организационной культуры, и сможет ли он успешно взаимодействовать с другими работниками.
Результат беседы – решение о пригодности кандидата к данной работе.
2. Беседа при увольнении (выходное интервью).
Цели зависят от причин увольнения работника.
а) если человек увольняется по собственному желанию, можно выяснить истинные причины увольнения с целью получить представление о проблемах в организации. Если причиной был трудовой конфликт, важно постараться смягчить ситуацию с целью не допустить выход негативной информации за границы организации. Результаты – дополнительная информация об условиях организации и поддержание положительного имиджа организации на рынке труда.
б) если работник увольняется по инициативе работодателя можно разъяснить причины такого решения, при необходимости оказать психологическую или консультационную поддержку также с целью сохранить репутацию организации как работодателя на рынке труда. Результат беседы – поддержание положительного имиджа организации.
3. Проблемные и дисциплинарные беседы.
Проводятся при появлении сбоев в работе сотрудника, по фактам нарушений дисциплины. Чтобы эта беседа имела конструктивный характер (а не просто «разнос»), рекомендуется соблюдать следующие правила:
- предварительно собрать все необходимые сведения о сотруднике и его работе;
- соблюдать следующую последовательность сообщений:
1) положительная информация о работе сотрудника;
2) критика;
3) научение, как можно исправить ситуацию, с высказыванием уверенности в способностях и мотивации сотрудника.
- высказывать замечания максимально конкретно;
- критиковать выполнение работы, а не личность.
Для принятия решения по результатам беседы необходимо понять причину нарушений, допущенных сотрудником. Решением может быть и наложение дисциплинарного взыскания, и оказание помощи (например, назначение наставника).