Карьера - в широком смысле
В широком смысле карьера объединяет успехи человека на работе, этапы его развития как личности, включая семейную и другие сферы жизни.
Это глубоко социальная категория. Она является одной из форм реализации активности личности, синтеза ее знаний, стечения обстоятельств, но прежде всего движения этой личности, а не только продвижения в одном или даже нескольких направлениях или ориентация.
Выделяемые виды карьеры:
- прогрессивный ( развитие по восходящей);
- регрессивный (развитие со спадами и нисходящим движением);
- линейный (непрерывная последовательность карьерного процесса);
- нелинейный (со скачками, перерывами и прорывами);
- спиралевидный (сходные карьерные процессы различаются иерархическими уровнями, на которых осуществляется ротация);
- стагнационный (застой, в течение длительного времени нет изменений в должности и зарплате).
Определение понятия карьеры
Согласно общетеоретическому определению, карьера есть общая система процессов развития человека и его движения в определенной сфере деятельности (спортивная … военная … семейная).
Карьера – это процесс и одновременно система.
Она всегда динамична и включает набор состояния системы.
Человек развивает свое мышление, совершенствует способы жизнеутверждения, самовыживания и самоуправления.
Собственный «портфель ресурсов»
В позитивном случае карьерное перемещение сотрудника есть его собственное целевое решение как результат индивидуального планирования карьеры.
Если позиция предприятия иная, то он, обладая достаточной активностью, ищет способы реализации своих карьерных целей на другом предприятии либо направляет свою энергию на изменении ситуации на данном предприятии.
Если сотрудник достиг границ собственного потенциала в карьерных вопросах, то он направляет энергию на поиск ситуации, где может быть использован оставшийся потенциал развития.
Современная структура карьеры как системы включает шесть основных позиций (предпосылок):
- пространство перемещений;
- причины перемещений;
- направления перемещений;
- профили перемещений;
- частота перемещений или скорость продвижения;
- уровень активности предприятия по вопросам карьеры сотрудника.
Цели планирования и карьерная мотивация
Система карьеры всегда целеориентирована и включает производственные и индивидуальные цели.
Производственные цели
Благодаря планированию карьеры, исследуются деловая и экономическая оптимизация работы предприятия.
Оптимальное соответствие между требованиями рабочих мест и квалификацией работников дает возможности лучшего использования потенциала личности и содействует экономическому росту предприятия.
Индивидуальные карьерные цели
Являются составной частью взаимосвязанных общих индивидуальных интересов, жизненных ценностей и ценностных ориентаций.
Проведенные исследования среди большой группы менеджеров на структуру мотивов карьеры показали, что на вопрос:
«Что может заставить вас уйти с занимаемой должности?»
ответили:
- 42% - более высокий доход;
- 38% - большая компетентность и влияние;
- 31% - большая самостоятельность;
- 26% - деятельность без указаний сверху;
- 23% - лучшие возможности развития;
- 11% - большая безопасность рабочего места.
Планирование карьеры
Идеальный случай планирования карьеры заключается в совпадении производственных и индивидуальных целей, когда сотруднику удается занять один из постов в производственной иерархии в соответствии с его возможностями, а предприятие создает для их реализации необходимые условия.
Успех планирования карьеры обеспечивают:
1. Принцип результативности работы.
2. Тщательный анализ шансов на продвижение.
3. Планирование не более чем на один - два уровня производственной иерархии и на короткий период времени (два – три года).
4. Доступные, открытые механизмы занятия вакантных должностей.
5. Знание своего места в «портфеле» ресурсов личности.
При планировании карьеры сотрудника необходимо учитывать такие требования как:
- объективность соответствия квалификации должности;
- соответствие запланированных должностей целям индивидуального развития;
- непрерывность планирования с учетом меняющихся обстоятельств;
- взаимосвязь между фазами карьеры и жизненного пути.
Индивидуальное планирование карьеры (ИПК) является составной частью:
- личного планирования, которое кроме карьеры включает отношение с друзьями, семью, материальное положение, трудовую жизнь;
- управления самим собой, которое включает личную мотивацию, самоконтроль, самоорганизацию;
- делового общения;
- техники индивидуальной работы, стиля лидерства;
- целей собственного развития.
Некоторые правила выбора и планирования карьеры:
- в основе карьеры менеджера – не только его компетентность и соответствие должности, но и коммуникабельность, и умение включаться в групповую работу;
- быть на виду у потенциального работодателя;
- искать работу следует всегда;
- за работу нужно бороться;
- определение и исключение (минимизация) помех трудоустройству;
- выявление и развитие личных выдающихся качеств;
- четкое целепалагание и целеустремленность;
- поиск непосредственного контакта с работодателем (а не через отдел кадров);
- формирование, совершенствование и постоянное проявление хороших манер;
- мягкая настойчивость должна сочетаться с выигрышным впечатлением;
- не быть просителем, преподносить себя как подарок … .
Личный план карьеры
В основе личного плана карьеры лежит жизненный замысел каждого из нас, суть которого состоит в определении смысла жизни, личных жизненных ценностей и ценностных ориентаций, четкого, исходя из этого, определения жизненных целей и способов их достижения.
Цели раскладываются на составные части и представляют собой определенную систему, которая предполагает выполнение определенной процедуры:
1. Создание банка наиболее важных и значимых жизненных целей. При этом цели должны отвечать потенциальным возможностям личности.
2. Выбор наиболее значимых на данный момент целей и определение задач по их реализации.
3. Выбор из общего перечня задач первостепенных и наиболее актуальных для начала выбранной карьеры.
4. Формулирование на основании проделанной работы ближайшей, последующей и дальнейшей задач.
5. Определение методов и способов реализации поставленных задач.
Карьерная политика личности
(Наемный менеджер в начале карьеры)
Важное значение на начальном этапе имеют:
перспектива карьеры, престижность места работы, возможность делового общения и формирования связей, уверенность в себе и в будущем своей профессии, комфортность рабочего места.
Для творческой деятельности нужна самостоятельность. Самостоятельный исполнитель для успеха дела может выйти за рамки своих формальных полномочий, проявляя выдержку и предприимчивость.
Наряду с постоянным совершенствованием профессиональных умений и навыков, формированием личного «портфолио», необходимо обладать способностями личной презентации, а именно:
- вести диалог с группой людей;
- представлять проект руководству;
- влиять на группу людей;
- уметь вести собрание;
- уметь написать доклад;
- использовать основные статистические данные;
- вести себя открыто и естественно с людьми другой культуры и другой этнической принадлежности.
Наряду с этим необходимо, учитывая личностные особенности шефа, выстраивать с ним конструктивные доверительные отношения при постоянном совершенствовании взаимоотношений с коллегами и подчиненными.
Основные моменты формирования карьерных возможностей личности:
1. Поддержка человека на этапах принятия ответственных решений.
2. Акцент на долгосрочные временные горизонты вместо краткосрочных стадий развития личности.
3. Курирование индивидуального жизненного цикла сотрудника.
4. Ориентация на сотрудника как личность безотносительно к его роли и задачам, которые он выполняет на предприятии.
(Институт наставничества)
Ориентирование на личностные особенности, дифференцированное развитие персонала на современном предприятии имеет определяющее значение для карьеры как молодых сотрудников, так и менеджеров средней ступени управления.
Саморазвитие менеджеров, особенно в середине карьеры, характеризуется попытками обрести уверенность в себе, в собственной компетентности.