Тренинг управления агрессией
Термин «агрессия» (aggression) буквально означает «двигаться на», «наступать». Наиболее близкими к нему будут понятия «прогресс» — движение вперед, развитие и «регресс» — движение назад. Изначально «быть агрессивным» предполагало что-то типа «двигаться в направлении цели без промедления и сомнения». В дальнейшем с этим словом связывали механизм намерения или завоевания, причинение ущерба (физического или психического), вреда; нарушение принятых правил или норм.
Традиционно в генезисе агрессию объясняют как своеобразную защитную реакцию, как деструктивную тенденцию в области субъектно-субъектных отношений. Однако защитные реакции не исчерпываются агрессией, существуют еще и другие виды защитного реагирования, такие как депрессия, беспокойство, тревога, страх. Об агрессии можно говорить только тогда, когда действия одного человека направлены непосредственно против другой персоны, а не на его действия. Например, если сказать человеку, что он очень громко говорит и поэтому его трудно понять, то по своему содержанию это не агрессия, хотя по своему невербальному ряду таковой может и являться, но если сказать по-другому: «Ты болван, приятель», то это она самая!
По механизму происхождения агрессию можно считать частной формой стенических эмоционально регулируемых действий, в которых осуществляется отождествление своего «Я» со своими периферическими проявлениями. По сути, в агрессии заключена двойная ошибка. Первая — когда, злясь, мы проецируем, приписываем ее другому лицу, говоря: «Он меня злит». А вторая — когда отождествляем себя со своими частями либо частностями, в то время как в каждом из нас многое происходит и звучит. Как сказал В. Франкл, агрессивные импульсы — это нечто, по отношению к чему человек занимает определенную позицию, выбирает ли он отождествление себя с ними или отделение от них. Это человеческий потенциал, на нем и строится терапевтическая практика (9).
По мнению X. Калера, агрессия как свойство личности проявляется в гиперактивности (внешней и внутренней), низкой толерантности, гневливости, раздражительности, вспыльчивости, злости импульсивности, нервозности, беспокойстве. В ней есть и конструктивная составляющая. Это наличие большого количества идей энергии, стремительности в действиях (2). Автор толкует ее как природой обусловленную структуру; именно на нее накладываются и с ней взаимодействуют при своем формировании остальные структуры личности. И эта основа — темперамент, язык нашего тела, храм души и всего, что есть в нас.
Б. Г. Ананьев назвал данную структуру «индивид». Здесь правят природные закономерности, а темперамент как первичная характеристика психического синтеза озабочен исключительно собственными потребностями. По мнению А. Менегетги, в агрессивности заложена преданность собственной индивидуализации, так как в ней заключаются эгоизм, самосохранение, позволяющие осуществлять процесс бытия. Таким образом, онтопсихологическое видение агрессии напрямую связано с защитой собственной идентичности.
С точки зрения классического психоанализа первичная агрессия обусловлена желанием непосредственного удовлетворения инстинктивных телесных потребностей. Отсюда следует, что 3. Фрейд говорил именно о теле, которое с определенностью реагирует на внешние воздействия, опираясь на свою телесную логику, очевидную для данного индивида, но не для других.
Основатель психосинтеза Р. Ассаджиоли считает, что «простейшая суть агрессии — слепой импульс к самоутверждению, к выражению всех элементов нашего существа без дискриминации и предпочтения, без какого-либо интереса к последствиям, без внимания к другим» (8, с. 52).
Похоже, что исследователи пишут об одном и том же, хотя используют разные термины. Единственный материальный субстрат психики, данный нам, — тело и его язык, при нестыковке с требованиями социума и всем тем, что получило название Суперэго, порождает агрессию.
Теоретическое обобщение многочисленных концепций и механизмов агрессии и их соотнесение с релевантными методами контроля агрессии позволило нам предложить структурный анализ агрессии (3). Как известно, Б. Г. Ананьев выделял четыре основные характеристики человека, которые называл, в зависимости от контекста уровнями или аспектами. Это «индивид», «субъект деятельности», «личность» и «индивидуальность». По аналогии с этими основными характеристиками на четырех уровнях была рассмотрена агрессия.
Первый уровень характеризует человека как природное существо и проявляется в темпераментных характеристиках. Это сенсомоторика, энергетика и динамика жизнеобеспеченности. В физиологическом плане он обусловлен выраженностью активно-оборонительного рефлекса, а на нейробиологическом — содержанием тестостерона и серотонина в крови и различными генетическими аномалиями (лишняя У-хромосома, нарушение обмена пуринов и т. п.). Природная основа такой агрессии кроется в защите себя, потомства, всего того, что считается своим.
На втором, субъектно-деятельностном уровне агрессия связана со стремлением к достижению успеха, цели, с ответной реакцией на угрозу со стороны. Агрессия здесь обеспечивает деятельность, реализацию функционального потенциала человека, его стабильность и сохранность, проявляясь в стиле деятельности и привычных паттернах поведения.
Третий, личностный уровень агрессии сопряжен с мотивационно-потребностной сферой, самосознанием и моральной зрелостью личности. Агрессия как свойство личности заключается в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
На четвертом уровне индивидуальности специфика агрессии будет зависеть от того, что мы будем понимать под индивидуальностью. Б. Ф. Ломов предложил рассматривать индивидуальность как высший уровень развития личности, но в чем эта «высшесть» — не успел сказать (6). С точки зрения И. М. Палея, высшее проявление индивидуальности заключается в максимальной выраженности природных характеристик человека в его социальных характеристиках. При этом с ростом их интегральности растет индивидуальность. Предельной выраженностью этой интеграции может быть Бог, а мы можем к этому только стремиться. Если так понимать индивидуальность, то агрессия на этом уровне будет проявляться тогда, когда - существуют помехи в реализации представленности этой полноты, или как сказал бы К. Роджерс, когда мешают нашим подлинным организменным потребностям. Человек несовершенен от природы и одно из проявлений этого — агрессия. Она необходима для проявления полноты индивидуальности. Трудно представить полную сублимацию агрессии, для этого нужна энергия, сила, тогда она будет отвлекаться от других сторон личности, и это будут участки, не оплодотворенные творчеством.
Условное выделение четырех уровней агрессии позволяет сгруппировать основные механизмы агрессии и соответствующие им способы психологической коррекции. Для функциональных механизмов обеспечивающих индивидный уровень, наиболее адекватными являются методы, предлагаемые в психоаналитических и этологических подходах, а также соконсультирование. Это истощение и отвод спонтанно протекающей агрессивной энергии методами отреагирования, перемещения, катарсиса.
На уровне операциональных механизмов агрессии, относящихся к субъекту деятельности, оптимальны бихевиоральные техники, включающие научение (РЭТ, модификации социально-психологических тренингов, где особое значение в контроле агрессии отводится системе поощрений-наказаний, когнитивные стратегии, стратегии несовместимых ответов, основанные на принципе невозможности одновременного переживания качественно противоположных состояний).
Мотивационные механизмы агрессии — это составная часть ценностной системы личности, а агрессивные механизмы индивидуальности проявляются тогда, когда все три вида механизмов существуют одновременно (ведь в индивидуальности главное — неделимость). Отсюда релевантные психокоррекционные средства: личностно-ориентированная, гештальт- и позитивная психотерапии, психосинтез, психодрама, экзистенциальная психотерапия.
Однако какие бы новейшие или классические теории агрессии ни пытались нам объяснить ее механизмы, истоки и причины, как сказал один мудрец, «даже если знаешь, отчего летит камень, вначале надо от него увернуться». Агрессия есть! Она связана с индивидуальной жизнеобеспеченностью, это наша энергия, такая же, как энергия ветра, воды, огня, которые могут как давать нам жизнь, так и забирать. В ней есть позитив гиперактивность, «исследовательскость», экспериментирование или то, что П. В. Симонов назвал «поисковой активностью», креативность, горячий темперамент, стремление к росту, самоутверждение и принятие себя, самоуверенность. Есть и негатив — злость, импульсивность (сначала сделал, после подумал), беспокойство, нервозность, отвлекаемость, вспыльчивость низкая толерантность.
По мнению одного из основателей и столпов экзистенциальной психотерапии Р. Мэя, агрессия — это способ проявления собственной силы (7). Быть живым — это сила, это разные формы ее проявления. В детстве мы плачем и кричим, и это единственный путь проявления нашей силы; эксплуатация, манипуляция, соперничество — это все возможные ее варианты. Забота — сила, применяемая для другого, интегративная сила — сила содействия своему ближнему, сила единения с другим, кооперативная сила. Эти виды сил есть в каждом из нас, и нравственный вопрос состоит в пропорции каждого из них, в удельном весе каждого из видов сил, в общей цветовой палитре личности. Нам не дано избежать ни одного из них, но у нас есть возможность и выбор — научиться использовать эти различные виды силы конструктивно. Как заметил Ф. Ницше, «радость происходит не от подчинения и отрицания, но от утверждения. Радость есть просто проявление чувства достигнутой силы (7с. 142).
Отсюда агрессия может быть единственным способом проявления силы в человеческом репертуаре, другими человек просто не владеет, не научился или не научили, но если ее не проявить, то как быть живым, как жить? Гнев как эмоциональная и мотивационная составляющая агрессии, обеспечивающий энергией ее поведенческий компонент, с точки зрения живого классика современной психотерапии Дж. Бьюдженталя, возникает тогда и в той степени, когда присутствуют три условия (1):
1. Когда ожидания человека относительно важных для него вопросов не удовлетворяются.
2. Когда человеку кажется, что его разочарование незаслуженно или несправедливо (а часто и специально направлено против него).
3. Когда субъект чувствует, что у него недостает сил, чтобы изменить обстоятельства таким образом, чтобы его ожидания были удовлетворены, либо так, чтобы хотя бы уменьшить разочарование.
Исходя из вышеизложенных представлений, предлагается авторская (Т. Н. Курбатова) программа тренинга агрессии, носящая концептуальный характер.
* * *
Цель тренинга — осознание и научение конструктивным способам управления агрессией. Специфика нашей программы, по сравнение со всеми другими, входящими в настоящий сборник, состоит в том что все остальные тренинги вписываются в рамки бихевиоральной парадигмы. Этот тренинг, нарушая формат классического поведенческого тренинга, органично сочетается с когнитивными и экзистенциально-гуманистическими психотерапевтическими методами. Исходя из этого, коррекционная работа в группе происходит не только на поведенческом уровне, но и на личностном, тем самым затрагивая глубинные пласты индивидуальности.
Программа «Тренинг управления агрессией» может иметь как двух-, так и трехдневный дизайн, в зависимости от задач, решаемых ведущим, временных возможностей и специфики группы. Традиционные тренинговые процедуры — ролевые игры, разного рода упражнения, дискуссии, мини-лекции, сочетаются с психотерапевтическими. Из психотерапевтических методов используются: рационально-эмотивная психотерапия, психосинтез, гештальттерапия, соконсультирование, экзистенциальная психотерапия. Если ведущий не владеет каким-либо из этих видов психотерапии, то он может расширить использование в тренинге возможности той психотерапии, которая ему более знакома и близка.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Цель.Знакомство с агрессией, как со своей, так и с чужой. Для начала важно научиться идентифицировать ее на вербальном и невербальном уровнях; на когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Задания для группы включают индивидуальную оценку гнева и самоинструктирование в рамках рационально-эмотивной психотерапии (РЭТ), медитации, упражнения из психосинтеза и гештальт-терапии.
Участники рисуют агрессию, изображают ее языком тела, разговаривают с ней, используя гештальтистскую технику «пустого стула» и психосинтетический прием «общения» с агрессией.
Важный результат первого дня работы — более глубокое осознание различных проявлений агрессии и умение проводить ее мониторинг.
День второй
Цель. Работа с гневом и злостью, их отреагированием, выплеском, катарсисом.
Здесь максимально применяются техники работы с агрессий, с явлениями (детско-родительскими, половыми, возрастными, ролевыми, профессиональными), богато представленными в соконсультировании. Приемы, которые могут быть здесь использованы: «смена ролей», «сказать больше», «преувеличить», «преуменьшить», «посмеяться», «рассказать историю». В итоге участники чувствуют, что яснее мыслят, имеют большую психологическую свободу, ощущают прилив жизненных сил и позитивный настрой по отношению к социальному окружению.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
(либо часть второго дня)
Цель. Отработка конструктивных способов управления собственной агрессией и агрессией оппонентов.
В технике «вертушки» идет индивидуальная работа с бихевиоральными технологиями управления агрессией. Используются такие приемы, как вербализация собственных чувств и чувств партнера, «отражение очевидного», «прерывание процесса», «визуализация образа», «психологический профиль агрессии» и др. Осуществляется практика воздействия на оппонента в своих интересах, но с соблюдением интересов партнера в режиме поведенческого тренинга. Вырабатываются индивидуальные навыки ассертивного поведения. Одновременно с этим происходит более глубокое осознание и проживание собственных агрессивных паттернов поведения благодаря применению приемов, предлагаемых экзистенциальной психотерапией.
Таким образом, представленная концепция тренинга дает возможность более осознанно относиться к агрессивным проявлениям человека, идентифицировать, дифференцировать, принимать, квитировать и управлять агрессией. Это позволяет существенно побить свою внутреннюю свободу, ответственность, сбалансировании гармоничность, что, безусловно, способствует личностному росту, поведенческой эффективности и продуктивности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001.
2. Калер X. Практическое руководство по использованию теста, выявляющего основные эмоциональные структуры. СПб.: Знак, 2000.
3. Курбатова Т. Н. Структурный анализ агрессии // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. Тезисы научно-практической конференции 5—6 декабря 1995 года. СПб., 1995.
4. Курбатова Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ель-яшевич. СПб.: Хамелеон, 2004.
5. Курбатова Т. Н. Самореализация и агрессия // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
7. Мэй Р. Сила и невинность. М.: Смысл, 2001.
8. Ферруччи П. Кем мы можем быть / Перевод-конспект О. Чадаева. М.,1992.
9. Франка В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Глава 10
ТРЕНИНГ
ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Наука публичных выступлений зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику (греч. Rhetorike ) — науку публичного выступления, или теорию красноречия. Древние греки рационально решали проблему публичного выступления, например, в философской системе стоиков логика подразделялась на две части: диалектика и риторика.
В Древнем Риме публичное выступление рассматривалось скорее как искусство, а не наука. Римляне использовали термин «элоквенция» (лат. Eloquentia) — ораторское искусство, то есть способность оратора оказывать влияние на аудиторию, добиваясь своих целей. Мысль о том, что в публичном выступлении сочетаются наука и искусство, прослеживается в истории различных философских теорий.
В средневековой схоластике существовало семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На Руси риторика понималась скорее как напыщенная, красивая, но малосодержательная речь. Обучению красиво и убедительно говорить уделялось много внимания в европейских и российских университетах, лицеях и колледжах. Риторика как наука о построении проповеди (гомилетика) преподавалась в семинариях.
В настоящее время ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде, оно обеспечивает продвижение по карьерной лестнице. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет сотрудника, его статус в организации. Огромное значение способность к публичному выступлению и овладение тайнами риторики имеет в деятельности политика, бизнесмена, преподавателя. Формирование навыков ораторского искусства требует постоянного упорного труда, тренировки и самоанализа. Эффективными ораторами не рождаются, ими становятся. В публичном выступлении оратор должен стимулировать интерес людей к обсуждаемой проблеме, использовать способы воздействия на установки людей и их поведение.