Цель, основные задачи БЖД, место и роль в подготовке специалиста.

В настоящее время эффективная профессиональная деятельность невозможна без обеспечения безопасности человека в среде обитания. Учитывая, что превращение биосферы в техносферу привело к стремительному росту опасностей и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вопросы защиты человека (безопасность) и окружающей природной сферы (экологичность) должны решаться специалистами всех отраслей.

Цель курса: сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Задачи курса: вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

· создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификации опасностей среды обитания природного и антропогенного характера;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

· проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями их безопасности и экологичности;

· обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

· прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;

· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

В результате изучениядисциплины "Безопасность жизнедеятельности" специалист должен знать:теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек – среда обитания"; правовые, нормативно–технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо–физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Цель изучения: дать, как специалистам, необходимые сведения по правовым организационным вопросам охраны труда, производственной санитарии и безопасности.

Задачи дисциплины:

Научиться устанавливать опасность.

Не допустить опасность, ликвидировать угрозу её возникновения.

Ликвидировать её последствия с минимальными затратами для экономики и здоровья.

Знать:

Методы и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Принципы взаимосвязи человека со средой.

Рациональные условия труда (трудовая деятельность).

Экологические, правовые и организационные основы БЖ.

1-е Направление: — бессистемное с древних времён и до конца 20 века, характеризуется как этап формирования методов и направлений, связанных с такими прикладными дисциплинами, как охрана труда, экология, санитарные нормы.
2-е Направление: — системный этап – с конца 20 столетия (1994-1995гг.).
Основоположники – академик Русак Олег Николаевич, профессор Белов Сергей Викторович. В их работах были сформулированы аксиомы и отдельные положения, которые позволили объединить разные научные дисциплины в одну – Безопасность жизнедеятельности. Большой вклад в развитие БЖД – внесли учёные: Ломоносов (системы вентиляции); Лихачёв (техника безопасности в инженерном деле – шахты); Сеченов – физиолог (критерий продолжительности рабочего дня – 8 часов); профессор Эрисман – исследовал вопросы гигиены труда.

2. ДисциплинаБезопасность жизнедеятельности носит комплексный характер. Она имеет гуманитарную направленность, поскольку ее основным объектом внимания и защиты от опасностей является человек, проживающий в условиях техносферы. Опосредованно она решает и задачи защиты окружающей ( техносферной, природной) среды. Медико-биологические знания специалистам в области безопасности жизнедеятельности необходимы для правильного понимания основ взаимодействия человека со средой обитания, выбора критериев допустимого воздействия техносферы на человека и природную среду. Технические знания - для оценки опасностей технических систем и технологий, реализации мер защиты человека и окружающей среды от опасностей. Правовые и нормативные основы изучаются с целью реализации управления процессами обеспечения безопасности на производстве, при проведении мероприятий по охране окружающей среды и при функционировании системы защиты населения и территорий от воздействия опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Основные понятия безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности— область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Безопасность— состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Жизнедеятельность– сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность.

Здоровье— естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является – деятельность.

Деятельность— специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.

Деятельность включает человека в сложную систему взаимоотношений со средой обитания. Состояние системы «человек – среда обитания» многовариантно.

Наиболее характерными являются системы:

· человек - природная среда;

· человек – машина – среда рабочей зоны;

· человек – городская (бытовая) среда.

Особую роль в безопасности жизнедеятельности занимает человек, который выступает в триединстве функций:

· это объект защиты (наравне с окружающей средой);

· это источник опасности (ошибки, утомление, эмоциональная неуравновешенность);

· это специалист обеспечивающий безопасность.

Деятельность – это необходимое условие существования человеческого общества.

Однако любая деятельность потенциально опасна (аксиома).

Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

Номенклатура опасностей — система названий, терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки, техники.

В теории БЖД выделяется несколько уровней номенклатуры:

· общая;

· локальная;

· отраслевая;

· местная (для отдельных объектов) и др.

4. Жизнь человека и его здоровье представляют собой высшие ценности цивилизованного общества. В процессе взаимодействия человека со средой обитания они могут подвергаться неблагоприятному воздействию множества факторов. Деятельность человека как способ его существования является предметом научной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД), а такие понятия, как среда обитания, техносфера, здоровье, опасность и безопасность, составляют ее основу.

Среда обитания - это окружающая человека среда, которая обусловлена совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему "человек - среда обитания". В процессе эволюционного развития мира составляющие этой системы непрерывно менялись. Совершенствовался человек, увеличивалась численность населения Земли и возрастал уровень его урбанизации, изменялись общественный уклад и социальная основа человеческого общества. Изменялась и среда обитания: расширялась территория освоенных человеком земель и ее недр, естественная природная среда испытывала всевозрастающее влияние человеческого сообщества; появились искусственно созданные человеком бытовая, городская и производственная среды.

Техносфера - регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия человеческим социально-экономическим потребностям.

Здоровье - одно из основных условий счастья человека. И по определению Всемирной организации здоровья (ВОЗ) - это свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным.

В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой и техносферой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом и знаниями, удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

5. Из рассмотренного выше следует, что можно получить ряд характерных ситуаций взаимодействия в системе "человек - среда обитания", изменяя потоки в среде обитания, а именно:

-комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и, как следствие, продуктивности деятельности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния па здоровье, по приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

-опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и (или) приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести к смерти человека, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а дна других (опасное и чрезвычайно опасное) недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

1.1.ЧС, классификация и причины возникновения.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Основные причины возникновения ЧС:
- внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
- внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

- по природе возникновения: 1) природные – к ним относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы, — землетрясения, наводнения, извержения вулканов, смерчи, бури, природные пожары и др.

2) техногенные - ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами, — пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий

3) экологические – это аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.

4) биологические – эпидемии, эпизоотии, эпифитопии.

5) антропогенные – следствия ошибочных действий людей.

6) социальные - события, происходящие в обществе, — межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др. 7) комбинированные.

- по масштабам распространения последствий: 1) локальные - это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

2) объектовые - это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, учреждения, учебного заведения, но не выходят за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают хотя и все силы и средства предприятия, но их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией

. 3) местные - это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расположенных на их территории. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС

.4) национальные - чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.

5) региональные - это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством (правительством) оперативные группы.

6) глобальные - чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МО, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специально созданная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны — Председатель Правительства.

- по причине возникновения: преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);

- по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

- по возможности предотвращения ЧС — неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.

2. Чрезвычайная ситуация природного характера — это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населенияТакие чрезвычайные ситуации называют еще стихийными бедствиями. Эти явления возникают под воздействием атмосферных факторов (ураганы, смерчи, снегопады, ливни), огня (лесные и торфяные пожары), изменения уровня воды (паводки, наводнения), изменений в земной коре (извержение вулканов, землетрясения, оползни, сели, обвалы). Наибольшую опасность для населения представляют наводнения, ураганы, землетрясения и засухи, на которые приходится около 90% ущерба, причиняемого стихийными бедствиями.

Чрезвычайные ситуации природного характера подразделяются на ситуации:

— геофизического характера (извержения вулканов, землетрясения);

— геологического характера (оползни, сели, обвалы, лавины, провалы земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, пыльные бури);

— метеорологического и гидрометеорологического характера (бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, крупный град, ливни, сильные снегопады, морозы, метели, туманы, сильный гололед, сильная жара, заморозки, засухи);

— морского гидрологического характера (тайфуны, цунами, сильное волнение, напор и дрейф льдов, труднопроходимые льды);

— гидрологического характера (наводнения, половодья, паводки, заторы, зажоры, ветровые нагоны, ранние ледоставы, низкие уровни воды);

— гидрогеологического характера (низкие и высокие уровни грунтовых вод);

— природные пожары (лесные, степные, торфяные и пожары горючих ископаемых);

— инфекционная заболеваемость людей (единичные и групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии);

— инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных (энзоотии, эпизоотии, панзоотии);

— поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотии, панфито-тии, массовое распространение вредителей растений).

Наши рекомендации