Стимульный материал к исследованию опосредованного запоминания
Слова для запоминания в опыте 1 | Слова для запоминания в опыте 2 | ||||
1. Рыба | 6. Власть | 11. Белка | 16. Чулки | 1. Курица – яйцо | 11. Перо – бумага |
2. Фунт | 7. Огонь | 12. Песок | 17. Волк | 2. Кофе – чашка | 12. Закон – декрет |
3. Бант | 8. Кофта | 13. Зубы | 18. Завод | 3. Стол – стул | 13. Грамм – мера |
4. Нога | 9. Хлеб | 14. Окно | 19. Лилия | 4. Земля – трава | 14. Солнце – лето |
5. Сено | 10. Совок | 15. Ручка | 20. Пирог | 5. Ложка – вилка | 15. Дерево – лист |
6. Ключ – замок | 16. Очки – газета | ||||
7. Зима – снег | 17. Туфли – обувь | ||||
8. Корова – молоко | 18. Полка – книга | ||||
9. Вино – стакан | 19. Голова – волосы | ||||
10. Печка – дрова | 20. Голос – певец |
Стимульный материал к исследованию опосредованного запоминания
Слова для запоминания в опыте 1 | Слова для запоминания в опыте 2 | ||||
1. Рыба | 6. Власть | 11. Белка | 16. Чулки | 1. Курица – яйцо | 11. Перо – бумага |
2. Фунт | 7. Огонь | 12. Песок | 17. Волк | 2. Кофе – чашка | 12. Закон – декрет |
3. Бант | 8. Кофта | 13. Зубы | 18. Завод | 3. Стол – стул | 13. Грамм – мера |
4. Нога | 9. Хлеб | 14. Окно | 19. Лилия | 4. Земля – трава | 14. Солнце – лето |
5. Сено | 10. Совок | 15. Ручка | 20. Пирог | 5. Ложка – вилка | 15. Дерево – лист |
6. Ключ – замок | 16. Очки – газета | ||||
7. Зима – снег | 17. Туфли – обувь | ||||
8. Корова – молоко | 18. Полка – книга | ||||
9. Вино – стакан | 19. Голова – волосы | ||||
10. Печка – дрова | 20. Голос – певец |
Стимульный материал к исследованию опосредованного запоминания
Слова для запоминания в опыте 1 | Слова для запоминания в опыте 2 | ||||
1. Рыба | 6. Власть | 11. Белка | 16. Чулки | 1. Курица – яйцо | 11. Перо – бумага |
2. Фунт | 7. Огонь | 12. Песок | 17. Волк | 2. Кофе – чашка | 12. Закон – декрет |
3. Бант | 8. Кофта | 13. Зубы | 18. Завод | 3. Стол – стул | 13. Грамм – мера |
4. Нога | 9. Хлеб | 14. Окно | 19. Лилия | 4. Земля – трава | 14. Солнце – лето |
5. Сено | 10. Совок | 15. Ручка | 20. Пирог | 5. Ложка – вилка | 15. Дерево – лист |
6. Ключ – замок | 16. Очки – газета | ||||
7. Зима – снег | 17. Туфли – обувь | ||||
8. Корова – молоко | 18. Полка – книга | ||||
9. Вино – стакан | 19. Голова – волосы | ||||
10. Печка – дрова | 20. Голос – певец |
Лабораторная работа №10
Методика «Пиктограмма»
Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления.
Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.
Материал и оборудование: чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов (понятий) - протокол исследования (см.Приложение 10).
Данная методика относится к числу наиболее распространенных, причем она позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет использовать методику для самых разнообразных целей, например при арт-терапии, оценке межличностных отношений, при установлении иерархических ценностей.
Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией в 1936 г. Вначале эта методика предназначалась только для клинических испытаний, но ее простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу ее применения.
Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название — пиктограмма — обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей, например американских индейцев, некоторых народностей нашего Севера. Иногда такой способ коммуникации признается самым эффективным в некоторых службах, например УВД, где достаточно скрупулезно конструируются различные типы запрещающих или разрешающих знаков.
Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.
Инструкция (вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний.
Еще один вариант предлагаемых испытуемому слов и словосочетаний приведен в предлагаемом нами бланке протокола исследования (см. Приложение 10).
После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить. Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа: "Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п. Все высказывания испытуемого заносятся в протокол.
Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более.
По прошествии времени (40-60 минут) испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.
Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени. Все же для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания (порядок предъявляемых слов – см. в Приложении 10).
Обработка результатов.
При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.
При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы:
- легкость выполнения задания,
- эмоциональное отношение к заданию,
- потребность в более широком пространстве.
Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным способом оценивают пиктограммы.
1. Самый важный критерий — это критерий адекватности. Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи —- знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности — от 70 % и выше.
2. Критерий воспроизведения. Спустя некоторое время после выполнения задания — обычно через 15-20 мин — эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания. Как и первый критерий, второй критерий — восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период — в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.
3. Третий критерий — конкретность—абстрактность — также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.
4. Четвертый критерий — стандартность—оригинальность пиктограмм — также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.
Дополнительные возможности методики «Пиктограмма»
Как уже указывалось ранее, по методике «Пиктограмма» можно получить сведения и более широкого характера, сводящегося не только к оценке особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, но и, например, направленности сознания (типа мышления), межличностным предпочтениям, эмоциональному состоянию испытуемого.
Содержание самих рисунков отражает запас знаний и предложений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.
Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные, метафорические.
- Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.
- 3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);
- Конкретные (К) - конкретные предметы.
- Сюжетные ( С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.
- Метафорические ( М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.
При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.
1. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу " мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.
2. Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.
3. В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.
4. Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.
5. Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого. Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.
6. Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.
Контрольные вопросы
1. Перечислите критерии методики «Пиктограмма».
2. Для каких целей используется методика «Пиктограмма»?
Приложение 10
Протокол к методике «Пиктограмма»
Испытуемый: ____________________________Экспериментатор:__________________________ Дата:_____________ Время:______________
1. Легкость выполнения задания:
2. Эмоциональное отношение к заданию:
3. Потребность в более широком пространстве:
Предъявляемое понятие и отметка о наличии пиктограммы | Высказывания испытуемого в 1й серии | Высказывания испытуемого во 2й серии (повторное воспроизведение) | Критерий адекватности (+ или -) | Критерий воспроизведения через40-60 мин (+ или -) | Критерий конкретности— абстрактности образа в баллах (от 1 до 3) | Критерий стандартности-оригинальности образа в баллах (от 1 до 3) |
1. Веселый праздник | ||||||
2. Развитие | ||||||
3. Тяжелая работа | ||||||
4. Зимний день | ||||||
5. Разлука | ||||||
6. Легкая работа | ||||||
7. Болезнь | ||||||
8. Счастье | ||||||
9. Обман | ||||||
10. Бедность | ||||||
Всего,% |
Лабораторная работа №11