Функции эмоций и их влияние на деятельность человека
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Инженерно-физический факультет высоких технологий
Психология
Реферат
«Эмоции и выживаемость»
Составил: студент гр. зчс-21в Галныкин А.В
Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать, волновать) — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма. Именно это свойство организма — определять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия всего живого на Земле — выживаемости — и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.
ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.
Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций.
ФУНКЦИЯ ОЦЕНКИ.
Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо
согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях,
предметности, зависимости от потребностей и др. Основной вывод, следующий из
объединенного анализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции
не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых
предметов (каким являются, например, развивающиеся по отношению к ним
ориентировочно - исследовательские процессы), ими эта значимость
непосредственно оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту.
Иначе говоря, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о
потребностной значимости происходящего.
ФУНКЦИЯ ПОБУЖДЕНИЯ (мотивирующая роль эмоций).
Субъектом отчетливо переживаются возникшие у него эмоциональные побуждения,
причем именно ими он реально руководствуется в жизни, если только этому не
препятствует другие побуждения (например, желание не причинять зла другим,
быть верным чувству долга и т.п.). Этот простой факт и лежит в основе
концепций, утверждающих, что эмоции (включая в них и желания) мотивируют
поведение. О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более
специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности
субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего
неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных
процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта
заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия,
представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ «аварийного» разрешения
ситуации: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.
Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость,
обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определённые поступки, при
чем даже когда они для него нежелательны.
ДЕЗОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ (способность эмоций нарушать
целенаправленную деятельность).
Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание,
что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же
момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не
несет, все зависит от условий, в которых она проявляется.
Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая
деятельность человека, при определённых условиях может оказаться полезной,
например, когда от серьёзной опасности ему приходится спасаться, полагаясь
исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение
деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций. На этом
основании не может быть оправдано противопоставление полезности и вредности
эмоций.