Глава 4 Биоинформационные технологии (БИТ) в экстремальных ситуациях
Возрастающая интеллектуальная и психоэмоциональная нагрузка по профилирующим дисциплинам, недостаточная двигательная активность студентов и нерегулярное питание (43% студентов ВолГУ по опросу), отклонения в состоянии здоровья приводят к нарушениям функционального состояния организма или к дальнейшему его ухудшению.
Общее ухудшение состояния здоровья приводит к увеличению вероятности возникновения экстремальных ситуаций в состоянии здоровья, с возможным летальным исходом. Поэтому в настоящее время возникает необходимость экспресс-диагностики для распознавания таких ситуаций.
В условиях кафедр физического воспитания решение данной проблемы невозможно без совместного применения компьютерных технологий в сочетании с медицинской диагностикой.
Созданная лаборатория БИТ на кафедре физического воспитания Волгоградского государственного университета позволяет снимать многие электрофизиологические показатели, используемые в клинической и исследовательской работе, исследовать функцию головного мозга, снимать ЭКГ, оценивать кожно-гальванические реакции (изменение кожного сопротивления в ответ на различные эмоциональные реакции, происходящие в результате изменения деятельности потовых желез), измерять показатель тонуса мышцы и нерва (миография), исследовать функции дыхания (спирография) и функцию глаз (окулограмма) (движения глаз, регистрируемые электродами). Как показала практика, такая лаборатория должна постоянно действовать во время занятий физической культурой.
Наличие лаборатории БИТ на кафедре физического воспитания позволило распознать с помощью АДК экстремальную ситуацию в состоянии здоровья студента первого курса физического факультета Ал-на .
После лекций на кафедру физического воспитания обратился студент Ал-ин с жалобой на плохое самочувствие, с просьбой оказать ему первую помощь (просил валидол). По медицинскому освидетельствованию у него специальная медицинская группа с диагнозом – бронхиальная астма. Пульс прощупывался слабо. Лицо и кожные покровы были бледные. Находился в сознании. Сильного беспокойства не проявлял. Чувствовал легкое недомогание. Стремился домой. Сотрудники кафедры физического воспитания ВолГУ порекомендовали пройти экспресс-диагностику в лаборатории БИТ. Сняв ЭКГ, обнаружили серьезные отклонения от нормы в состоянии здоровья. Визуально ЭКГ соответствовала трепетанию желудочков сердца (см. ЭКГ на рис. 22).
Была вызвана скорая медицинская помощь (кардиореанимация). К приезду скорой помощи состояние Ал-на резко ухудшилось. Кожные покровы в районе шеи и головы имели сине-фиолетовый цвет. Прибывшие врачи сняли ЭКГ на своей диагностической аппаратуре и поставили диагноз «трепетание и фибрилляция желудочков», который подтверждал полученные в лаборатории БИТ кафедры физического воспитания ВолГУ результаты. Врачи дважды провели дефибрилляцию (на кафедре физического воспитания и в машине скорой помощи). Студента госпитализировали в стационар кардиологического отделения больницы № 7 г. Волгограда для дальнейшего диагностического обследования и лечения.
По мнению врачей, своевременно обнаруженное серьезное отклонение в состоянии здоровья помогло избежать летального исхода. Если бы не имелось такой диагностической аппаратуры на кафедре вуза, без знания результатов исследования студент был бы отправлен к врачу в поликлинику. Таким образом, преподаватели столкнулись с экстремальной ситуацией — скрытой патологией сердечно-сосудистой системы. Это приводит к пониманию значимости постоянного динамического наблюдения (мониторинга) за состоянием здоровья на основе современных информационных технологий.
ВолГУ – Кафедра физвоспитания | ||||||||||||||||
Дата: | 26.04.99, время: 13:10:38 | |||||||||||||||
Пациент: Ал-ин | ||||||||||||||||
Проба: Кардиограмма: I, III, V1, V6 | ||||||||||||||||
СМО: Бронхиальная астма | ||||||||||||||||
Файл: ecgextr.txt, дата=26.04.99, запись=1 | ||||||||||||||||
Сред- нее | Min | Max | ||||||||||||||
RR | ЧСС=274 | ЭОС=31 | ||||||||||||||
PQ | ||||||||||||||||
QRS | ||||||||||||||||
QT | -5,77E+04 | -1,16E+05 | ||||||||||||||
I | II | III | aVr | aVl | aVf | V1 | V6 | |||||||||
ST | -1156 | -734 | -731 | -866 | -1414 | -764 | -512 | -622 | ||||||||
P | -411 | -829 | ||||||||||||||
Q | -459 | -761 | -255 | -347 | -603 | -62 | ||||||||||
R | -722 | -1265 | -29 | -1028 | -2251 | |||||||||||
S | -841 | -1208 | -255 | -347 | -731 | -62 | ||||||||||
P-аномалия: P>0,04mV | ||||||||||||||||
Синусовая тахикардия: P>0,02mV, ЧСС>80 | ||||||||||||||||
Повышение ST: ST>0,2mV в двух Vi или двух I,III,aVf | ||||||||||||||||
Повышение Т-амплитуды: | T>0,3*R | |||||||||||||||
Отрицательная Т-амплитуда WPW/CLC-симптом: QRS>0,13s, PQ<0,12s | ||||||||||||||||
Рис. 22. ЭКГ студента СМО ВолГУ (экстремальный случай)