Распад системы

Как известно, при всем своем легкомыслии и неудержимом полете "завиральных" фантазий Иван Александрович Хлестаков все-таки удачно и, главное, точно вовремя "смывается" из города, выходит из ситуации, когда она становится действительно угрожающей. Деформированная сильным первым уровнем система организации сознания может сохранять свои адаптивные функции, позволяя субъекту максимально использовать сложившиеся обстоятельства и находить рискованные, но все же относительно безопасные формы аутостимуляции. В то же время можно предположить, что дальнейшее нарастание выносливости первого уровня приведет к полной потере "чувства края" и, соответственно, к полной дезадаптации субъекта.

Это произойдет в том случае, если упоение от растворения в потоке жизни начнет стирать для субъекта грань между реальной адаптацией и аутостимуляцией. Потеря адаптивного смысла самим первым уровнем влечет за собой распад всей искаженной системы смыслов. Если в случае деформации субъект для достижения своих целей еще мог хитрить, манипулировать чувствами других людей, активно использовать обстоятельства, то здесь это становится невозможным. Кроме того, при своей сверхвыносливости такой человек практически перестает адекватно реагировать на неприятные впечатления, даже на голод, холод или боль.

Он полностью поглощается потоком впечатлений и в своем стремлении к удовольствию становится игрушкой поля интенсивностей. Тяга к опасным, максимально интенсивным ощущениям может оформиться как влечение к асоциальной среде, к бродяжничеству, к аффективно заряженной толпе. Это своего рода наркотизация, при которой в поиске интенсивного допинга субъект ищет ситуации, опасные как для него самого, так и для других людей и может даже провоцировать их, стать инициатором или активным участником асоциального действия, например поджога.

Так, с нарастанием пластичности мы наблюдаем сначала нарушение равновесия в работе самого первого уровня: уделяется меньшее внимание защите и все большее тесному контакту, принятию формы окружающего; это создает проблемы! сохранения иерархической организации уровней. Далее мы можем проследить изменение в конструкции всей системы - ее функции упрощаются, она преимущественно решает задачи одного, слишком выносливого первого уровня. И, наконец, нарушается баланс между саморегуляцией и адаптацией самой системы, которая становится неуправляемой и полностью теряет свой адаптивный смысл.

Наши рекомендации