Развитие психологии в средние века и эпоху возрождения
(семинарское занятие)
Цель: формирование представлений о новых проблемах психологии Средневековья, подходах к проблеме соотношения веры и знания в христианской теологии и философии.
Задачи:
1. Ознакомить с основными психологическими идеями арабских мыслителей.
2. Формировать знания об особенностях взглядов мыслителей средневековья и эпохи возрождения: волюнтаризм Августина, взгляды Ф.Аквинского, схоластов и гуманистов.
3. Создать условия для активизации личностных ресурсов.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья.
2. Развитие психологических идей в арабоязычной науке в VIII-XII вв. (Ибн Сина, Ибн аль Хайсам и др.).
3. Развитие европейской психологии в 1У-Х1 вв. (А. Аврелий, П. Абеляр и др.).
4. Фома Аквинский - самый видный схоласт эпохи Средневековья.
5. Работы Ф. Бэкона, Д. Скотта, У. Оккама о методологических проблемах эмпирического познания внутреннего мира человека.
6. Развитие психологии в эпоху Возрождения. Ее историческое значение в становлении психологии.
Форма контроля:проверка рефератов, мультимедийных презентаций
Вопросы для самоконтроля
1. Какие открытия античной психологии оказали наибольшее влияние
на развитие науки в эпоху Средневековья?
2. Какие новые проблемы появились в психологии Средневековья?
3. Какие подходы существовали к проблеме соотношения веры и знания в христианской теологии и философии? Ответ аргументируйте.
4. Какого мыслителя XIII в. называли «удивительным доктором» и почему?
5. В чём заключались основные особенности сознания средневекового человека?
6. Что, по Ф. Бэкону, мешает человеку идти правильным путём в поисках истины?
7. Найдите отличия в трактовке учения Аристотеля о душе в работах Ибн Рушда и Ф. Аквинского.
Список рекомендуемых источников:
1. Древнеиндийская философия // Хрестоматия по истории философии : учеб. пособие для вузов : в 3 ч. - М.: ВЛАДОС, 1997. - Ч. 1. - С. 5-24.
2. Древнекитайская философия // Хрестоматия по истории философии : учеб. пособие для вузов : в 3 ч. - М. : ВЛАДОС, 1997. - Ч. 1. - С. 25-38.
3. Лихи, Т. История современной психологии / Т.Лихи. - СПб.: Питер, 2003.-448 с.
4. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 544 с.
5. Марцинковская, Т.Д. 50 выдающихся психологов мира: учеб. пособие для студентов / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. - М.: Международная педагогическая, 1995. - 192 с.
6. Морозов, А.В. История психологии: учеб. пособие для вузов / А.В. Морозов. - 2-е изд. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. - 288 с.
7. Петровский, А.В. Психология в России XX века / А.В. Петровский. -М. Изд-во УРАО, 2000. - 310 с.
8. История психологии: учеб.-метод, комплекс / И.Ю. Полякова. - М.: РНАУМПиКП, 2007. - 300 с.
9. Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э.Шульц. - СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. - 528 с.
10. Ярошевский, М.Г. Развитие психологических идей в арабоязычной науке / М.Г. Ярошевский // История психологии. - М. : Мысль, 1985. - С. 92-98