Психофизика. Проблема пластичности абсолютных нижних порогов ощущений. Теория обнаружения сигнала (ТОС).
1ПСИХОФИЗИКА – изучение количественной зависимости между физическими параметрами стимуляции и психологическими параметрами ощущения .
2ПСИХОФИЗИКА – наука, изучающее взаимодействие между объективными процессами и субъективными мысленными переживаниями.
Проблема пластичности заключается в том, величина абсолютного порога носит непостоянный характер. По мере накопления опыта величина нижнего порога понижается, а при накоплении утомления – повышается.
Теория обнаружения сигнала (ТОС).
Пороговая теория разработана в связи с проблемой абсолютных порогов. Испытуемый должен нажать на кнопку, когда у него появляется субъективное ощущение воздействия (шум, звук).
Авторы теории Д.Грин и Дж. Светс делят ошибки на 2 типа: ошибка пропуска (воздействие есть, но испытуемый его не отметил), ошибка ложной тревоги (стимула не было, но испытуемому показалось, что был).
Проблемы дифференциальных порогов ощущений. Понятие ЕЗР.
1ПСИХОФИЗИКА – изучение количественной зависимости между физическими параметрами стимуляции и психологическими параметрами ощущения .
2ПСИХОФИЗИКА – наука, изучающее взаимодействие между объективными процессами и субъективными мысленными переживаниями.
Понятием, связанным с проблемой порогов, является дифференциальный порог, или порог различия.
Измерение дифференциального порога (оценка едва заметного различия между 2-мя ощущениями) связано с уже упомянутым эмпирическим фактом – нашей ограниченной способностью к различению стимулов.
Понятие ЕЗР.
Важнейший принцип возникновения едва заметного различия (ЕЗР) между 2-мя ощущениями был открыт Эрнстом Вебером. Установил, что наша способность различать стимулы зависит не от интенсивности стимула, а от отношения приращения стимула к его исходной величине. Насколько нужно изменить интенсивность стимула, для того, чтобы появилась ЕЗР, зависит не от абсолютной, а от относительной величины изменения. Для того, чтобы ЕЗР было обнаружено, стимул должен быть увеличен на постоянный процент исходной интенсивности.
Основной психофизический закон. Вариант Фехнера . Вариант Стивенса.
1ПСИХОФИЗИКА – изучение количественной зависимости между физическими параметрами стимуляции и психологическими параметрами ощущения .
2ПСИХОФИЗИКА – наука, изучающее взаимодействие между объективными процессами и субъективными мысленными переживаниями.
Основной психофизический закон – это соотношение изменения силы раздражителя и субъективного переживания ощущения описывается логарифмической функцией.
При выведении этого закона Фехнер исходил из следующего: испытуемый не может сам оценить интенсивность возникающего у его ощущения, поэтому в формуле единицами измерения выступают физические величины. Кроме того Фехнер признавал 2 допущения: все ЕЗР психологически равны и чем выше интенсивность исходного стимула, тем больше прибавка нужна для того, чтобы ощутить ЕЗР.
Стивенс, напротив, предположил, что ЕЗР не равны и предположил, что человек может сам оценивать свои ощущения. Его метод заключался в том, что он просил испытуемых оценивать стимулы, опираясь на эталон. Интенсивность эталона равна единице. Опираясь на данные этих исследований, Стивенс изменил соотношение Вебера-Бугера, заменив в нем физические величины на отношения субъективного переживания ЕЗР к субъективному переживанию интенсивности исходного стимула. Стивенс вывел свою версию психофизического закона, который, в противовес Фехнеру носит степенной характер, а не логарифмический.
7.Понятие ощущения. Механизмы изменения чувствительности: адаптация, сенсибилизация, контрастность, синестезия.
ОЩУЩЕНИЕ - психическое отражение изолированных свойств объекта объективного мира, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.
Адаптация – это изменение чувствительности (повышение или понижение порога) сенсорной системы, в результате длительного воздействия раздражителя. Адаптация может проявляться в форме 2-х противоположных по эффекту механизмов – привыкание ( с самого начала ты слышишь тиканье часов, а потом замечаешь, что ты его больше не слышишь) и сенсибилизация (длительное воздействие боли ведет к тому, что боль становится вес острее и острее. Таким образом, организм усиливает требование убрать опасный раздражитель) .
Сенсибилизация – это процесс, обратный привыканию. Он заключается в повышении чувствительности (снижении порога) сенсорной системы к длительно воздействующему раздражителю.
Контрастность – предшествующее ощущение оказывает влияние на последующее (например: после того, как мы съели что-то сладкое, кислое кажется нам очень кислым)
Синестезия – это феномен слияния свойств различных сенсорных систем. Феномен открыт Скрябиным. Явление часто встречается среди художественно одаренных людей (например: каждый из нас точно знает, что звук не обладает цветом, а цвет – звуком). Однако такой феном существует: французский Рембо описывает цвета звуков речи. Например: буква А представляется ему черной, буква Е – красной, У – зеленой.
Именно Скрябиным на основе этого явления была разработана система Цветомузыки.