Внутренние динамические процессы в трудовом коллективе
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
В динамике малой группы психологов, прежде всего, интересуют процессы, связанные с ее развитием. В данном случае под развитием понимается продвижение группы на пути ее превращения в высокоразвитый коллектив (команду).
Под групповой динамикойпонимается процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.
С динамической точки зрения жизнь группы представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения. Этому способствуют «силы сплочения» и «силы распада», которые можно обнаружить практически в каждой группе.
Динамику малой группыпредставляют через происходящие в группе социально-психологические процессы, включая те, которые связаны с развитием группы как коллектива или команды (последнее понятие является синонимом коллектива, используемым в зарубежной социальной психологии).
Американские психологи М. Вудкок и Д. Фрэнсис предложили такую модель развития группы. Она состоит из отдельных стадий:
1.Первая стадия — «притирка».На этой стадии члены группы присматриваются друг к другу. Личные переживания, чувства скрываются или маскируются. Заинтересованного открытого обсуждения целей и методов работы практически нет. Интерес друг к другу отсутствует.
2.Вторая стадия — «ближний бой»(по терминологии авторов). На этом этапе все большее значение приобретают личные взаимоотношения. В это время оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки, разногласия выражаются более открыто. Отчетливо выявляются сильные и слабые стороны отдельных членов группы. Не исключена силовая борьба за лидерство. На этом же этапе группа начинает обсуждать способы достижения согласия, налаживания эффективных взаимоотношений.
3.Третья стадия — «экспериментирование».На этой стадии все большую актуальность приобретает проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы. Проявляется интерес к тому, как можно работать лучше, появляется желание экспериментировать в целях повышения эффективности работы группы.
4.Четвертая стадия — «эффективность».В группе накапливается опыт успешного решения проблем. Члены группы испытывают гордость за свою принадлежность к «команде-победительнице». Вновь возникающие проблемы решаются творчески.
Функции управления на этой стадии могут быть делегированы то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретных задач.
5.Пятая стадия — «зрелость».Характеризуется прочными связями между членами группы. Сама группа представляет свой коллектив, сплоченный вокруг реальных целей (общих и индивидуальных). Членов группы оценивают по их достоинствам (а не по их претензиям). Межличностные отношения носят неформальный, психологически комфортный характер, а разногласия разрешаются без отрицательных эмоций. Группа демонстрирует отличные результаты деятельности. Делегирование полномочий расширяется, все больше членов группы участвуют в планировании и принятии решений.
Финские психологи, специалисты по управлению (Э. Воутилайнен, И. Ниссинен, Т. Сайталайнен и др.) предложили свою модель, представляющую поведение группы. Они выделили такие стадии развития группы:
1. Формирование новой группы(индивиды ищут свои роли).
2. Приобретение навыков(выяснение форм деятельности).
3. Упрочение групповой работы(участники начинают действовать как группа).
4. Разделение на клики(критиканы находят друг друга).
5. Внутренняя гармония(«счастливая семья— любой ценой»).
6. Дробление (критическая стадия, на которой рушится притворное равновесие).
7. Идеальная группа(гибкая и эффективная группа, работа которой основывается не только на общих делах, но и на общих чувствах).
Существуют и другие модели групповой динамики, зависящие от особенностей самих групп.