Порядок оформления заключения эксперта (акта экспертизы)

Заключ.эксперта- это письмен.докум., отраж.ход и рез-ты исслед., провед-е экспертом. Заключ.сост.из 3 част.: 1) Вводной( свед.об эксперте, дата поступл.материал.в ЦЭКТУ или ЭКС, дата подпис.закл-я, юридич.основ.для провед.эксп., наим.поступивших матер., способ доставки матер.в ЦЕКТУ или ЭКС, вид упаковки,также налич.или отсут.на ней ярлыка обеспеч.сохран.упаковки, сведения о предоставл.дополн.матер., дата, время, место провеж.эксп., вопросы поставл.перед эксп. При произ-ве повтор.или дополнит.экпертизы во вводной части излаг.свед.о прдшеств.экспертизах: кем и когда они провод-сь, № и дата заключ., выводы. 2) Исследовательская(в ней опис.содерж-е, резул-ты исслед.с указанием примен-х методов.) Подроб.опис., проведен-х исслед.в порядке поставл.перед эксп.вопросов, сост-е объектов эксперт.исслед, методы и приемы исслед.должны быть изложены доступно для лиц неимеющ.спец.познаний, справочно-норматив.матер., использ.методич.пособия и лит-ра, кот.эксперт руководствов-ся при ответе на поставл.вопросы с указ-м полных библиограф.данных, рез-ты процессуальн.дей-ий, принят.в кач-ве исход.данных, а также рез-ты др.экспертиз, если они использов.для выводов., ссылки на прилож.и необход.пояснен.к ним, оценка экспертом рез-ов исслед., обосновыв.вывод по поставл.вопросам. 3) ВЫВОДЫ( излаг.ввиде конкрет.и кратк.ответов на поставл.вопросы в той послед-ти, в кот.проведены исслед-я. Заключ-е эксперта подпис-ся экспертом, проводившим экспертизу заверяется печатью учрежд., к кот.относится эксперт и направл-ся к органу или лицу назнач-му эксперт.

Заключ.и прилож.к нему составл.в 2-х экземп.: 1-й направл.там.органуназначевшему экспертизу, а 2-ой остается в ЦЭКТУ или ЭКС.

Отказ от дачи заключ.: 1) Вводная(-/-), 2)мотивировочная(в ней подробно излаг.причины невозмож-ти дачи заключ.), 3)заключительная(в ней указ-ся на невозмож-ть дать ответ по каждому вопросу, поставл.перед экспертом).

46. Термин «тех. регулирование» появился относительно недавно в связи с подготовкой РФ к вступлению в ВТО. Тех. регулирование -деятельность по стандартизации, по разработке и применению тех-их регламентов и деятельность по оценке соответствия. Тех-кое регулирование является правовой основой регулирования отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, или к связанным с ними процессам ее проектирования ,производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а также при проведении оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Тех. Регламент-документ устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Тех. Регламент-, устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанных с ней процессов и методов производства. Он может также включать требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркированию или этикетированию, либо быть целиком посвященным этим вопросам.

47. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) -федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию госуд-ных услуг, управлению госуд-ным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Агентство осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности:

1)организует экспертизу проектов нац-ных стандартов;

2)осуществляет руководство деятельностью Госуд-ной метрологической службы, Госуд-ной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, а также утверждение национальных стандартов;

3)ведёт федеральный информ-ный фонд технических регламентов и стандартов.

48. Станд-ция — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Система станд-ции предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства.

49. Нац-ный стандарт принятый Нац-ным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Разработка российских нац-ных стандартов осуществляется для достижения целей стандартизации в соответствии с принципами стандартизации.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию, услуги; стандарты на работы (процессы); стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

1) Организация разработки национального стандарта.

2) Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение.

3) Разработка окончательной редакции проекта национального стандарта и ее экспертиза.

4) Подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Национальный стандарт может разработать любое лицо.

50. Одним из основополагающих и рубежных событий в истории стандартизации является основание Международного бюро мер и весов, а также Международная метрическая конвенция, подписанная в 1895 г. послами 19 государств.
В России первые стандарты утвержденны Иваном Грозным. Петр I очень много внимания уделял моментам, связанным с внешней торговлей.Он стремился поднять авторитет России, как экспортера товаров высокого качества.
Первый государственный орган, отвечающий за стандартизацию,— Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны — был создан в 1925 г. Комитет руководил ведомствами, занимающимися стандартизацией, а также вводил в обращение утвержденные стандарты. Основной категорией стандартов был общесоюзный стандарт — ОСТ.
Но в 1940 г. порядок разработки стандартов был изменен: вместо наркоматов был организован Всесоюзный комитет по стандартизации, и ОСТы заменили ГОСТами — Государственными общесоюзными стандартами.
В 1968 г. произошло довольно значимое событие в истории стандартизации — принято Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране». На основе этого Постановления впервые появилась Государственная система
стандартизации (ГСС). Всего было утверждено 4 категории стандартов:
1) ГОСТ — Государственный стандарт СССР;
2) РСТ — республиканский стандарт;
3) ОСТ — отраслевой стандарт;
4) СТП — стандарт предприятия.
В 1985 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «Об организации работы по стандартизации», в котором была определена основная задача стандартизации — создание определенного набора нормативно-технической документации с целью четко обозначить набор стандартов качества продукции, ее производства и использования.
В 1990 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании организации работы по стандартизации», которое должно было отвечать требованиям переходной экономики.
Распад СССР поставил перед стандартизацией новую задачу, а именно: согласование политики стандартизации на территории СНГ.

Еще одно достойное внимания событие — принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации».
В 1992—2001 гг. направление развития стандартизации определялось в соответствии с Соглашением, принятым в 1992 г.
В 2002—2003 г. направление работ по стандартизации определялось Законом «О техническом регулировании».

51. Наиболее существ-ым различием между отечеств-ой и международной практикой стандартизации явл-ся статус стандартов. В России требования государств-х стандартов были обязательны. С вступлением в силу Федерального закона «О технич-ом регулировании» это различие было устранено, т.к был введен новый документ в обл-ти стандартизации – национ-ый стандарт, добровольный для применения. Законом исключены из состава документов по стандартизации отраслевые стандарты. Вместе с тем, значение и число отраслевых стандартов для производ-ей остаются весьма существенными. Необходимо сохранить положения и требования целого ряда отраслевых стандартов, применяемых для развития и функционир-ия отдель-х секторов промышл-ти. Федеральные органы исполнительной вл-ти совместно с ассоциациями (союзами) производителей должны принять согласов-ые решения и организовать работу по переводу отраслевых стандартов в национ-ые стандарты или стандарты предприятий. Развитие системы стандартов организаций в новых условиях будет способств-ть развитию национальной системы стандарт-ии, так как апробированные на практике стандарты организаций, отслеживающие быстро меняющ-ся требования рынка, при необходим-ти могут быть приняты в кач-ве национальных стандартов. Законом установлена взаимосвязь технич-х регламентов и национ-ых стандартов. Учитывая, что стандарт-ия осуществл-ся, в том числе в целях повышения уровня безопасн-ти жизни и здоровья граждан, экологической безопас-ти и содействия выполн-ию требований технич-х регламентов, необходимо максимально использ-ть применяемые в промышл-ти и товарообороте национальные стандарты в кач-ве доказательной базы технич-х регламентов. Кроме того, в процессе применения технич-х регламентов необходимо приоритетное использование стандартиз-ых методов исследований и измерений, правил отбора образцов для проведения исследований и измерений, документов государств-ой системы обеспечения един-ва измерений,т.к наличие соответств-их национальных стандартов, гармонизиров-х с международными стандартами, исключает разработку иных методов испытаний и появление новых технич-х барьеров в торговле.

52. Международная организация по стандартизации ИСО (ISO) создана в 1946 году.Имеет неправительств-ый харак-р. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO. Главная цель ИСО - содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов. Членами ИСО являются не правительства, а национальные организации по стандартизации. Главными структурными подразделениями ИСО являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы, выполняющие основной вид деятельнсти - разработку международных стандартов.

53.сертификация - процедура, посредством которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции (процесса, услуги) заданным требованиям. Систему сертификации (в общем виде) составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертификации; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции (процесса, услуг) - это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила и процедуру, относящиеся именно к данной продукции. Несколько таких систем сертификации однородной продукции со своими органами и другими составляющими могут входить в общую систему сертификации. Порядок проведения сертификации.Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации.Сертификация продукции осуществляется органами по сертификации, которые принимают решения о выдаче сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Решение принимается на основе контрольных действий, каковыми являются:1.испытания в аккредитованных испытательных лабораториях;2.рассмотрение декларации о соответствии;3.анализ состояния производства;4.сертификация производства;5.сертификация системы качества.

54. Сертификат о происхождении товаров —документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организацией данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товаров сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в РФ (статьи 31 и 32), страна происхождения определяется в соответствии с критериями, применяемыми в РФ. Если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. В целях проведения выборочной проверки таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.

55. История развития стандартизацииВ России одним из первых стандартов можно назвать кружала, т. е. калибры для пушечных ядер, утвержденные Иваном Грозным. Петр I очень много внимания уделял моментам, связанным с внешней торговлей. Он стремился поднять авторитет России, как экспортера товаров высокого качества.Первый гос орган, отвечающий за стандартизацию,– Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны – был создан в 1925 г. 1940 г. порядок разработки стандартов был изменен: вместо наркоматов был организован Всесоюзный комитет по стандартизации, и ОСТы заменили ГОСТами – Государственными общесоюзными стандартами. В 1985г. вышло Постановление Совета Министров СССР «Об организации работы по стандартизации», в котором была определена основная задача стандартизации – создание определенного набора нормативно-технической документации с целью четко обозначить набор стандартов качества продукции, ее производства и использования. В 1990 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании организации работы по стандартизации», которое должно было отвечать требованиям переходной экономики. В 2002-2003 г. направление работ по стандартизации определялось Законом «О техническом регулировании».В 2004 - Указом Президента Российской Федерации от 9 марта № 314 на базе Госстандарта России была создана Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии В 2004 - Указом Президента Российской Федерации от 20 мая № 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) В 2004 - Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня № 294 утверждено Положение о Ростехрегулировании.

56. Метрология - это наука об измерениях, о методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.Метрология делится на законодательную - совокупность правил и норм, направленных на обеспечение единств измерений, кот.законадательно закреплены и конролир.гос-вом; теоретическую – раздел метрологии, посвященный изучению ее теоретических основ; практическую – занимается вопросами практического применения в различных сферах деят. Объекты метрологии: единицы величин, средство измерения.Субъекты: госуд.службы, справочная мет.служба, мет.служба фед.органов.

Погрешность измерения - отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины.
Измерения- нахождение значения величины опытным путём с помощью спец.технических средств( длина, масса, время, сила света,кол-во вещ-ва) Средство измерения – техническое средство, используемое при измерениях. Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единиц величин.Функции измерений в народном хозяйстве: учёт результатов хоз.деят.(меряют массу, объем); измерение, проводимое для контроля,функционирования транспорта и связи; измерение физических величин, состава и свойств веществ, технических параметров проводимые при научных исследованиях.

57. Метрология возникла в древние времена. Меры длины на Руси: пять, аршин, локоть. Метрическая система мер была введена во Франции в 1840 г. 1867 – в Петербурге учреждена междунар.организация, обеспечивающая единство средств измерений. 1875 – в Париже подписана метрическая конвенция и создана организация «междунар.бюро мер и весов». 1956 – была учреждена междунар.организация законадательной метрологии.

58. Средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики(возможность воспроизведения единицы физической величины с требуемой точностью, и ее сохранение на протяжении всего периода метрологической пригодности средства измерений) Мера– средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения физической величины одного или нескольких заданных размеров, значения которых выражены в установленных единицах и известны с необходимой точностью. Измерительный преобразователь – техническое средство с нормированными метрологическими характеристиками, служащее для преобразования измеряемой величины в другую величину или измерительный сигнал, удобный для обработки, хранения, дальнейших преобразований, индикации или передачи. Измерительный прибор – средство измерений, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне. Индикатор – техническое средство или вещество, предназначенное для установления наличия какой-либо физической величины или превышения уровня ее порогового значения. Индикатор близости к нулю сигнала называют нулевым или нуль-индикатором. Измерительная установка – совокупность функционально объединенных мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей и других устройств, предназначенная для измерений одной или нескольких физических величин и расположенная в одном месте. Измерительная система – совокупность функционально объединенных мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, ЭВМ и др.технических средств, размещенных в разных точках контролируемого объекта и т.п. с целью измерений одной или нескольких физических величин, свойственных этому объекту, и выработки измерительных сигналов в разных целях.Измерительно-вычислительный комплекс – функционально объединенная совокупность средств измерений, ЭВМ и вспомогательных устройств, предназначенная для выполнения в составе измерительной системы конкретной измерительной задачи.

59. Качество измерений характеризуется: точностью, достоверностью, правильностью, сходимостью и воспроизводимостью измерений. Точность измерительного прибора - метрологическая характеристика прибора, определяемая погрешностью измерения, в пределах которой можно обеспечить использование данного измерительного прибора. В зависимости от точности приборы разделяются на классы: первый, второй и т.д. Допускаемые погрешности для разных типов приборов регламентируются государственными стандартами. Точность - это качество измерений, отражающее близость их результатов к истинному значению измеряемой величины.Количественная оценка точности - обратная величина модуля относительной погрешности. В зависимости от последовательности причины возникновения различают следующие виды погрешностей. Инструментальная погрешность - составляющая погрешности измерения, зависящая от погрешностей применяемых средств. Эти погрешности определяются качеством изготовлении самих измерительных приборов.Погрешность метода измерения - составляющая погрешности измерения, вызванная несовершенством метода измерений.Погрешность настройки - составляющая погрешности измерения, возникающая из-за несовер-шенства осуществления процесса настройки. Погрешность отсчёта - составляющая погрешности измерения, вызванная недостаточно точным считыванием показаний средств измерений. Погрешность возникает из-за видимого изменения относительных положений отметок шкалы вследствие перемещения глаза наблюдателя - погрешность параллакса.Погрешность поверки - составляющая погрешности измерений, являющаяся следствием несовер-шенства поверки средств измерений. Погрешности от измерительного усилия действуют в случае контактных измерительных приборов. При оценке влияния измерительного усилия на погрешность измерения, необходимо выделить упругие деформации установочного узла и деформации в зоне контакта измерительного наконечника с деталью.Влияющая физическая величина - физическая величина, не измеряемая данным средством, но оказывающая влияние на результаты измеряемой величины, например: температура и давление окружающей среды; относительная влажность и др. отличные от нормальных значений. Погрешность средства измерения, возникающая при использовании его в нормальных условиях, когда влияющие величины находятся в пределах нормальной области значений, называют основной.Если значение влияющей величины выходит за пределы нормальной области значений, появляется дополнительная погрешность.

60.Наиболее крупные международные метрологические организации - Международная организация мер и весов (МОМВ) и Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) В 1875 г. была подписана Метрическая конвенция, цель которой - унификация нац систем единиц измерений и установление единых фактических эталонов длины и массы. На основе этой Конвенции была создана межправительственная Международная организация мер и весов. В соответствии с Конвенцией было созданоМеждународное бюро мер и весов (МБМВ) - первая международная научно-исследовательская лаборатория, которая хранит и поддерживает международные эталоны: прототипы метра и килограмма, единицы ионизирующих изучений, электрического сопротивления и др. МБМВ расположено во Франции, его деятельностью руководит Международный комитет мер и весов (МКМВ). Главная практическая задача МБМВ - сличение национальных эталонов с международными эталонами различных единиц измерений. Фактически МБМВ координирует деятельность метрологических организаций более 100 государств. Международная организация законодательной метрологии- ЦельМОЗМ - разработка общих вопросов законодательной метрологии, в том числе установление классов точности средств измерений, обеспечение единообразия определения типов, образцов и систем измерительных приборов. Высший руководящий орган МОЗМ -Международная конференция законодательной метрологии, которая созывается с интервалом в четыре года. В работе конференции обычно участвуют не только страны-члены, но и те, которые не планируют стать членами, а также различные международные союзы, чья деятельность связана с метрологией. Региональные организацииМетрологическая организация стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ) Цель сотрудничества - содействие ускорению и упрощению товарообмена, экономии энергоресурсов, улучшению охраны труда и экономической ситуации в странах. Членами КООМЕТ состоят Белоруссия, Болгария, Германия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Украина, Куба.


Наши рекомендации