Особенности психолого-педагогического изучения лиц с нарушениями речи.
Выбор конкретных методик обследования и анализ полученных данных осуществляется с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и т.д. изменения всей речевой системы. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом конкретном случае.
При выборе схемы исследования необходимо исходить из особенностей речевых нарушений.
Виды дозированной помощи: простое переспрашивание; одобрение или стимуляция дальнейших действий; уточняющие вопросы о мотивах и причинах совершения действия; наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; подсказка, совет действовать тем или иным способом; демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить какое-то действие; обучение тому, как надо выполнять задание.
Количественная оценка принятия помощи ребенком: 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели; 2 балла - ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания; 3 балла – начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания; 4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Теоретические основы психокоррекционной работы с лицами, имеющими нарушения речи.
Психокоррекция -это система мероприятий, направленных на, исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Вторичные отклонения, связанные с речевым нарушением, требуют особого подхода к деятельности психологической службы.
педагогу-психологу, работающему с детьми с речевой патологией, необходимо владеть знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также знать классификации речевых нарушений. логопедические знания в работе педагогов-психологов способствуют эффективной коррекционно-развивающей работе по развитию эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
педагог-психолог должен знать особенности психического развития детей с нарушениями речи. Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформироаанности счетных операций, слабому овладению грамматикой.
Указанные особенности в развитии детей требуют специальной работы по их коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития психики. при обучении уделяется развитию произвольной, осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата.
методы психокоррекции: игровая терапия, арт-терапия, музыкотерапия, психогимнастика.