Тема №15. Сферы приложения профессиональных услуг современного психолога
Место и роль психолога в образовательном пространстве. Цели, задачи и средства психологической службы образования. Принципы работы практического психолога в системе образования. Специфика психологической службы в лечебных учреждениях. Психолог в армии: типичные проблемы армейской службы и основные функции войсковых психологов. Сущность работы политического психолога. Деятельность специалиста семейной психологической службы. Характер психологических услуг на производстве. Профессиональная деятельность психолога в сфере управления. Практика психологической помощи в правоохранительной системе. Психологическая служба в сфере рекламной деятельности и СМИ. Психолог – преподаватель психологии. Технология лекционной работы. Особенности работы психолога в государственных и коммерческих организациях.
Тема №16. Взаимодействие психолога с представителями смежных профессий
Характер отношений психолога и педагога (воспитателя, учителя, преподавателя). Возможности и пути взаимодействия психолога и врача. Специфика совместной деятельности психолога и социального работника. Сотрудничество психолога и представителей юридических специальностей. Проблемы формирования профессиональной команды из различных специалистов (психолог, психотерапевт, врач, юрист, социальный работник, педагог). Сущность работы профессиональной команды.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Житейская, научная, прикладная и практическая психология. Характер отношений между ними.
2. Специфика прикладной психологии и психологической практики как отраслей психологии и видов профессиональной деятельности. Основной круг задач в сфере прикладных психологических исследований и психологической практики.
3. Мифические представления о психологе в современном российском обществе и его реальное предназначение на рынке профессиональных услуг.
4. Проблема ответственности психолога-исследователя и психолога-практика. Этические и моральные принципы деятельности психолога-профессионала. Характер соотношения этичности и эффективности средств профессионального психолога.
5. Профессиональная деятельность и профессионализм как интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Значимые компоненты профессионализма: профессиональные способности, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление.
6. Процесс становления субъекта профессиональной деятельности. Основные этапы развития профессионализма.
7. Специфика учебно-профессиональной подготовки психолога в высших учебных заведениях. Важнейшие требования к процессу образования и развития психолога как будущего профессионала. Проблема дилетантизма в психологии.
8. Сфера деятельности психолога-исследователя. Характер профессиональной компетентности специалиста, проводящего психологические исследования.
9. Сфера деятельности психолога-практика. Особенности профессиональной компетентности специалиста в области практической психологии.
10. Условия продуктивной деятельности психолога-профессионала. Качества работы квалифицированного психолога.
11. Специфика социальной и профессиональной позиции практического психолога в отличии от других «помогающих» специалистов (врач, педагог, юрист, социальный работник, священник).
12. Психологическая информация как основа оказания профессиональной психологической помощи. Основные способы получения психологических знаний о человеке. Значимые аспекты грамотного преподнесения психологической информации.
13. Характер речи профессионального психолога. Возможности использования образных сообщений для передачи психологической информации.
14. Социальный заказ на работу психолога, его связь с профессиональной деятельностью специалиста-практика и специалиста-прикладника.
15. Потребители психологических услуг: позиции заказчика, клиента и пользователя психологической информацией. Особенности взаимодействия с ними практического психолога.
16. Основные типы задач взаимодействия клиента с практическим психологом (социальные, нравственные, этические, психологические). Способы фиксации содержания психологической задачи для клиента.
17. Понятие о психологической помощи населению. Ведущие направления профессиональной деятельности практического психолога. Краткая характеристика видов и форм психологической помощи. Практическое обеспечение процесса оказания психологической помощи.
18. Роль психологических знаний и обобщенной теории в работе психолога. Проблема дифференциации психологических знаний о человеке как блага и зла.
19. Научные категории, отражающие значимые аспекты психологической реальности (образ, действие, мотивация, индивид, личность, индивидуальность).
20. Краткая характеристика основных теоретических подходов к оказанию психологической помощи (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).
21. Сущность и значение психологического просвещения. Формы и направления этой работы. пути формирования потребности в психологических знаниях у населения.
22. Сущность и значение психологической профилактики. Способы ее осуществления.
23. Специфика психодиагностики. Проблема получения психологической информации о клиенте в работе психодиагноста. Процесс использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
24. Специфика психокоррекции. Взаимосвязь психодиагностической и психокоррекционной работы. Пути и средства психокоррекции, критерии ее эффективности.
25. Сущность психологического консультирования. Важнейшие аспекты организации деятельности психолога-консультанта.
26. Краткая характеристика беседы как основного метода консультативной работы. Проблема ее построения в ситуации консультирования.
27. Основные принципы организации и осуществления психологического консультирования в гуманистической парадигме. Условия фасилитирующей психологической атмосферы по карлу Роджерсу.
28. Сущность и значение конгруэнтности, безусловного принятия и эмпатического понимания. Правила беседы по способу активного слушания.
29. Характер деятельности психотерапевта. Своеобразие психотерапевтической помощи и условия ее эффективности. Виды психотерапии.
30. Возможности реконструкции личности клиента в процессе психотерапии. «Психотерапевтический миф» и его функции в процессе оказания психологической помощи.
31. Место и роль психолога в системе образования. Характер приложения его профессиональных услуг и содержание деятельности.
32. Особенности работы психолога в лечебных учреждениях. Цели и задачи психологической помощи.
33. Основные направления деятельности семейной психологической службы.
34. Сущность и содержание психологической работы на предприятиях и в сфере управления.
35. Практика психологической помощи в правоохранительной системе. Специфика функций армейского психолога.
36. Характер психологических услуг в сфере рекламы и СМИ.
37. Основные направления работы политического психолога.
38. Содержание деятельности преподавателя психологии. Технология лекционной работы.
39. Проблемы взаимодействия психолога с представителями смежных профессий. Предмет сотрудничества и специфика профессиональных контактов психолога с педагогами, юристами, медицинскими и социальными работниками.