Тема 4. Мышление и воображение
Тематика семинарских занятий
Раздел 1. Общая психология
Тема 1. Предмет, задачи, структура, методы и история развития психологии
Семинар 1.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о предмете, задачах, методах и структуре современной психологии.
- Психология как наука. Житейская и научная психология о человеке.
- Предмет, задачи современной психологии.
- Методы и структура современной психологии.
- История психологических учений.
- Соотношение понятий «душа» и «психика» человека.
- Функции психики. Основные группы психических явлений.
- Понятие о сознании. Структура сознания.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
- Велихов Е.П., Зинченков В.П. Сознание: опыт междисциплинарного подхода//Вопросы философии.- 1998, № 11, с. 3-30
- Рубинштейн С.Л. Сознание человека// Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. Т.1. М.: Педагогика.1989.Гл.6, с.156-191
- Яновский М.И. Место метода самонаблюдения (интроспекции) в психологии// Вопросы психологии,-2001.№1, с.91-96
2. Составьте аннотации следующих работ:
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
- Лурия А.Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии.- М., 1975
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Представления научной и житейской психологии
2. Исторический очерк психологических учений.
3. Развитие психологических идей в истории отечественной психологии.
4. Взгляды философов (Аристотель, Демокрит, Платон, Декарт) на душу человека.
5. Святоотеческое учение о душе.
Литература:
1. Александер Ф., Селеснек Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. - М., 1995.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. - С. 276-335
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988, разд.1, лекции1-8, с. 64-95, 162-189.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн.2. – М., 1992, гл. 2,3, Приложение.
5. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов.- М., 2002, разд.1, разд.5.
6. Ждан А.Н. История психологии. – М., 1990, разд. 5,6.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982, с.23-33, 56-72, 124-158.
8. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1994, гл. 1,2,3,.4,5.
9. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского – М., 1986, гл.1 (§1,2), гл.2 (§2,3), с.53-61, гл.3.
10. Общая психология/Под ред. В.В.Богословского – М., 1981, гл. 1(§1-5), гл.3 (§1-3), гл.2.
11. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д Шадрикова. – М., 1990, гл.7.
12. Практикум по общей психологии./Под ред. А.И. Щербакова. – М., 1990, с.20-38.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989, с.146-156.
14. Рубинштейн С.Л. Сознание человека// Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. Т.1. - М.,1989.Гл.6, с.156-191
15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 1,2,3,6,7 (с.233-247).
16. Фабри К.С. Основы зоопсихологии. – М.,1976, с88-171, 172-283.
17. Хрестоматия по истории психологии /Под ред. П.Я Гальперина, А.Н. Жлан. – М., 1980, разд. 1,2.
18. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987, с. 56-62, 83-92.
Контрольные вопросы:
- Что изучает психология?
- Какие методы использует психология?
- Что такое психика?
- Что такое сознание?
Тема 2. Ощущение, восприятие.
Семинар 2.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятиях «ощущение», «восприятие», их видах и свойствах и методах диагностики.
1. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Виды ощущений.
2. Общие закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия, контраст.
3. Понятие о восприятии. Виды восприятия.
4. Свойства восприятия.
5. Учет общих свойств и закономерностей восприятия при построении урока и организации учебной деятельности.
6. Учет индивидуальных различий в восприятии при построении урока и организации учебой деятельности.
7. Диагностика перцептивных способностей.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологии восприятия и задачи генетического исследования// Хрестоматия по психологии /Сост. В.В. Мироненко /Под ред. А.В.Петровского.- М., 1987.
2. Кроль В.М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель// Вопросы психологии,-1998, №6, с.44-58
3. Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира// Познавательные процессы: Ощущения, восприятие. - М., 1982, с.32-50
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания (Сенсорно-перцептивная организация человека). – М., 1977, с.49-148.
2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. –М., 1977, с. 13-130, 211-241.
3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие.- М., 1975
3. Подготовьте доклады по темам:
1. Происхождение ощущений и их значение в жизни человека
2. Основные параметры ощущений.
3. Законы и загадки зрительного восприятия человека.
4. Методики психодиагностики ощущений и восприятий.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977, с.49-148.
2. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. –М., 1977, с. 13-130, 211-241.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-Т.2., 1982, с. 363- 381.
4. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов.- М., 2002, разд.2, гл 1-2.
5. Кроль В.М. Психологические механизмы зрительного восприятия: интегральная модель// Вопросы психологии,-1998, №6, с.44-58
6. Леонтьев А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира// Познавательные процессы: Ощущения, восприятие. М.: Педагогика, 1982, с.32-50
7. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1994, гл. 7.
8. Общая психология //Под ред. В.В.Богословского – М., 1981, гл. 10, 11.
9. Общая психология //Под ред. А.В.Петровского – М., 1986, гл.9, 10.
10. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, с.41.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. – Т.1 – М., 1989, с.208-300.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 8, с. 279-282.
Контрольные вопросы
1. Что такое ощущения?
2. Что понимаем под адаптацией, сенсибилизацией, синестезией, контрастом?
3. Что такое восприятие?
4. Назовите основные виды восприятия.
Тема 3. Внимание и память
Семинар 3.
Цель: обобщить и закрепить знания и представления студентов о понятиях «внимание», «память», их видах, свойствах и методах диагностики.
А) Внимание
1. Понятие о внимании. Функции и виды внимания.
2. Основные свойства внимания и методы их изучения.
3. Учет общих закономерностей внимания в педагогическом процессе.
4. Учет особенностей внимания при построении урока и организации учебой деятельности.
Б) Память.
5. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека.
6. Виды памяти и их особенности.
7. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
8. Индивидуальные различия памяти у людей и способы их диагностики.
9. Учет индивидуальных различий в памяти при построении урока и организации учебной деятельности.
10. Учет закономерностей памяти при построении урока и организации учебой деятельности.
11. Методики психодиагностики памяти и внимания.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Бергсон А. Две памяти// Хрестоматия по общей психологии/ Психология памяти./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер.М, – 1979, с.61-76.
2. Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти// Хрестоматия по общей психологии/ Психология памяти./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.,1979, с.145-155.
3. Зинченко В.П. Размышления о живой памяти// Психологическая наука и образование. 2001, №3, с. 5-34
2. Составьте аннотации следующих работ:
1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
2. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М, 1976.
3. Смирнов А.А.Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
4. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1994.- 96 с.
5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995
3. Подготовьте доклады по темам:
1) Учет общих закономерностей внимания в педагогическом процессе.
2) Учет особенностей внимания при построении урока и организации учебой деятельности.
3) Учет индивидуальных различий в памяти при построении урока и организации учебной деятельности.
4) Учет закономерностей памяти при построении урока и организации учебой деятельности.
Литература:
- Бергсон А. Две памяти// Хрестоматия по общей психологии/ Психология памяти./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.,1979, с.61-76.
- Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти// Хрестоматия по общей психологии/ Психология памяти./ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1979, с.145-155.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.
- Годфруа Ж. Что такое психология. Кн.2. – М., 1992, гл.8.
- Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М., 1995
- Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов.- М., 2002, разд.1, разд.5.
- Зинченко В.П. Размышления о живой памяти// Психологическая наука и образование. - 2001, №3, с. 5-34
- Зинченко П.Н. Непроизвольное запоминание.- М., 1961.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1994.- 96 с.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1994, гл. 8.,9
- Общая психология /Под ред. В.В.Богословского – М., 1981, гл. 9., 12
- Общая психология /Под ред. А.В.Петровского – М., 1986, гл.8., 11
- Основы психологии: Практикум/ ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., –2002, с.41
- Познавательные процессы и способности в обучении./ Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990, гл.1, 3.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 8, с. 282-292, 312-316.
Контрольные вопросы.
- Что такое внимание?
- Что такое память?
- Назовите основные свойства внимания.
- Что вы понимаете под распределением внимания?
- Назовите основные типы памяти.
- Какие основные процессы памяти вам известны?
Тема 4. Мышление и воображение
Семинар 4.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятиях «мышление», «воображение», их видах, свойствах и методах диагностики.
А) Мышление
- Понятие о мышлении. Его отличие от других познавательных процессов.
- Виды мышления и их особенности.
- Операции мышления.
- Мышление и речь.
- Учет закономерностей мышления при построении урока и организации учебной деятельности.
- Индивидуальные различия в мышлении школьников и их учет при организации учебой деятельности.
Б) Воображение
1. Понятие о воображении. Основные функции воображения.
2. Виды воображения. Их специфика и взаимосвязь.
3. Приемы создания образов воображения.
4. Воображение и познавательные процессы.
5. Учет закономерностей воображения в организации учебной деятельности.
6. Учет индивидуальных различий воображения в организации учебной деятельности.
7. Методики психодиагностики памяти и внимания.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составьте конспект следующих статей:
1. Барашенков В. Феномен мышления //Знание-сила. – 1988, №6, с.34-38
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982, с. 436-454.;
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-Т.3., 1982, с. 395-415.
4. Гальперин П.Л., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. - //Вопросы психологии, 1982, №5, с.80-85
5. Зинченко В.В. Наука о мышлении// Психологическая наука и образование. – 2002, №1, с.5-18
6. Иванова Т.В. Остроумие и креативность// Вопросы психологии.2002, №1, с.76-87
7. КоваленкоВ.А. Организация творческого мышления//Вопросы философии. – 2002, №8, с.78-87
8. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции//Вопросы психологии. 2003.- №4, с.133-143
2. Составьте аннотации следующих работ:
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – Воронеж, 1997.
- Лурия А.Р. Речь и мышление.- М., 1975
- Васильев И.А. Эмоции и мышление. – М., 1980
- Брушлинский Субъект: мышление, учение, воображение: Избранные психологические труды. – М. - Воронеж, 1996.
- Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.
3. Подготовьте доклады по темам:
- Учет закономерностей мышления в организации учебной деятельности
- Учет индивидуальных различий в мышлении при организации учебной деятельности
- Учет закономерностей воображения в организации учебной деятельности
- Учет индивидуальных различий в воображении при организации учебной деятельности
- Сравнительная характеристика основных видов мышления.
Литература:
1. Блонский П.П. Память и мышление. – СПб., 2001.
2. Васильев И.А. Эмоции и мышление. – М., 1980
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т. 2. – М., 1982, с. 436-454.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-Т.3., 1982, с. 395-415.
5. Гальперин П.Л., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления. - //Вопросы психологии. - 1982, №5, с.80-85
6. Еникеев М.И. Общая психология.- М., 2002, разд.1, разд.5.
7. Иванова Т.В. Остроумие и креативность// Вопросы психологии.2002, №1, с.76-87.
8. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981, с.8-25.
9. КоваленкоВ.А. Организация творческого мышления//Вопросы философии. – 2002, №8, с.78-87.
10. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
11. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. – Воронеж, 1997.
12. Лурия А.Р. Речь и мышление.- М., 1975
13. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1994, гл. 10, 11.
14. Общая психология /Под ред. В.В.Богословского – М., 1981, гл13, 15
15. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского – М., 1986, гл.12, 13.
16. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д., 2002, гл.2
17. Познавательные процессы и способности в обучении. Под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990, гл.4, 5.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. 1. – М., 1989, с. 344-360, 360-400.
19. Степаносова О.В. Современные представления об интуиции//Вопросы психологии. 2003.- №4, с.133-143.
20. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.,1984.
Контрольные вопросы.
1. Что такое мышление?
2. Назовите основные виды мышления.
3. Назовите операции мышления.
4. Что такое воображение?
5. Назовите виды воображения.
6. Какие приемы создания образов вам известны?
Тема 5. Деятельность
Семинар 5.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о понятии «деятельности» и ее структуре.
1.Общее понятие о деятельности.
2. Отличие деятельности человека от активности животных.
3. Структура деятельности. Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву.
4. Внутренняя и внешняя деятельность и их взаимосвязь. Интериоризация и экстериоризация.
5. Умения, навыки. Их виды и взаимодействие.
6. Основные виды деятельности их характеристика.
7. Понятие о ведущем виде деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте конспект следующих статей:
1. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении// Вопросы психологии.1998, № 3, с.91-103.
2. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. – В кн.: Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М, 1987, с.93-100.
3. Мясоед П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития// Вопросы психологии.- 1999, №5, с.90-100.
2.Составьте аннотации следующих работ:
1. Беспалов Б.И.: Действие: психологические механизмы визуального мышления. – М., 1984
2. Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М., 1994, ч.2,7.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982,
3.Подготовьте доклады по темам:
- Специфика человеческой деятельности.
- Отличие деятельности человека от активности животных.
- Влияние мотивации на продуктивность деятельности.
Литература:
1. Беспалов Б.И.: Действие: психологические механизмы визуального мышления. – М., 1984
2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983,с.115, 133,173, 209.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.-Т3.-М., 1982, с.164-200, 254-273.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988, с. 95-128.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн.1. – М., 1992, гл.8, с.371-377.
6. Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии /под ред. А.В. Петровского. - М, 1987, с.93-100.
7. Мясоед П.А. Системно-деятельностный подход в психологии развития // Вопросы психологии.- 1999, №5, с.90-100
8. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1994, гл.6, гл.12, 20, 22(с.493-499).
9. Общая психология/Под ред. А.В.Петровского – М., 1986, гл.4, гл.5, ч.2, гл.6.
10. Общая психология/Под ред. В.В.Богословского – М., 1981, гл. 7, 8, 14.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – Т.1. - М., 1989, с.14-93, с.442-460.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл. 4
Контрольные вопросы.
1. Что такое деятельность?
2. Что включает внутренняя структура деятельности?
3. Из каких компонентов состоит внешняя структура деятельности?
4. Что такое интериоризация и экстериоризация? Приведите примеры.
5. Приведите примеры основных видов деятельности.
Тема 6. Личность
Семинар 6.
Цель: обобщить и закрепить знания студентов о психологической структуре личности, основных теориях личности.
1.Понятие о личности. Соотношение объема и содержания понятий: индивид, личность, индивидуальность.
2.Психологическая структура личности.
3.Современные теории личности.
4.Направленность личности, ее формы.
5.Потребностно-мотивационная сфера личности.
6.Самосознание личности. «Образ Я».
7.Формирование и развитие личности. Подходы к решению проблемы развития личности в русле различных теорий.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составьте конспект следующих статей:
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека// Вопросы психологии, 1995, №2, с.5-19
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968, с. 54-91, 91-104, 108-113.
- Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус//Хрестоматия по психологии /Сост. В.В.Мироненко /Под ред. А.В.Петровского - М., 1987, с.134-140
- Леонтьев А.Н. Индивид и личность// Хрестоматия по психологии: /Сост. В.В.Мироненко /Под ред. А.В.Петровского - М., 1987, с.140-146
2. Составьте аннотации следующих работ:
- Зейгарник Н.Б. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982
- Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986
3. Подготовьте доклады по темам:
- Различные подходы к определению понятия «личность» в отечественной психологии.
- Психодинамическая теория личности Зигмунда Фрейда
- Индивидуальная теория личности Альфреда Адлера
- Аналитическая теория личности Карла Юнга
- Гуманистическая теория личности Эриха Фромма
- Диспозициональная теория личности Гордона Оллпорта
- Структурная теория черт личности Реймонда Кеттелла
- Теория типов личности Ганса Айзенка
- Когнитивная теория личнсоти Джоржа Келли
- Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу
- Феноменологическая теория личности Карла Роджерса.
- Анализ различных подходов к изучению личности в отечественной психологии: подход Б.Г. Ананьева, А.Н.Леонтьева, К.К. Платонова, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейна.
- Различные модели психологической структуры личности.
- Подходы к решению проблемы развития личности в русле различных теорий.
Литература:
- Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986, с.30-66.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968, с. 54-91, 91-104, 108-113.
- Годфруа Ж. Что такое психология. Кн.1. – М., 1992, гл.10.
- Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов.- М., 2002, разд.4, гл 1.
- Зейгарник Н.Б. Теории личности в зарубежной психологии. – М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982, с. 159-189, 206-230.
- Личность: определение и описание// Вопросы психологии. - 1992. №3-4.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1994, гл.13, 19.
- Общая психология/Под ред. А.В.Петровского – М., 1986, гл.7.
- Общая психология/Под ред. В.В.Богословского – М., 1981, гл.4,5.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. - 1995. №2.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. – Т.1. - М., 1989, с. 103-122, 236-249.
- Рубинштейн С.Л. Психология личности. Тексты. – М., 1982, с.11-20,20-28, 150-161.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995, гл.9.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2002, гл.5
- Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности - СПб., 2000
Контрольные вопросы.
1. Приведите одно из определений понятию «личность».
2. В каком соотношении находятся понятия человек – индивид – личность - индивидуальность?
3. Какие теории личности вам известны?
4. Какова психологическая структура личности?
5. Что означает «образ Я»?