Самоконтроль по ситуационным задачам. 1. Оцените, в каких из следующих суждений термин «дея­тельность» используется корректно?

1. Оцените, в каких из следующих суждений термин «дея­тельность» используется корректно? Каков общий принцип использова­ния данного термина?

1) В педагогических вузах изучается курс «Анатомия и физиология высшей нервной деятельности».

2) Деятельность — способ существования личности.

3) Психическая деятельность головного мозга изучалась многими уче­ными.

4) Большое значение в воспитании имеет принцип деятельностного подхода к изучению процесса развития личности.

5) Деятельность реализуется в действиях.

6) Деятельность животного оказалась не соответствующей условиям задачи.

7) Кора головного мозга — орган психической деятельности.

8) Педагогическая деятельность — один из самых сложных видов дея­тельности.

9) Деятельность рыб обусловливалась следующими обстоятельства­ми...

10) Одним из видов деятельности является ходьба.

В мышлении большую роль играет интуитивная деятельность.

Ответ: Согласно теории деятельности А.Н.Леонтьева, термин «дея­тельность» относится к процессам, регулируемым осознанной целью. Субъектом деятельности является личность (или общество). Поэтому, строго говоря, не может идти речи о деятельности какого-либо органа, например нервной системы, головного мозга, или деятельности живот­ных. Не являются деятельностью автоматизированные формы поведения или звенья мыслительного процесса.

2. Среди описанных ситуаций выделите те, которые описывают человека – субъекта деятельности:

1) На уроке трудового обучения.

- Выйдите со своими поделками ребята первого ряда, - говорит учитель.

- Посмотрите, - обращается учитель к классу, - чья поделка вам понравилась. Почему?

При ответе пользуйтесь критериями оценки, которые записаны на доске.

Дети отвечают.

- Какую отметку поставим? Почему?

Учитель соглашается или не соглашается с мнением детей, высказывая своё мнение привлечением критериев отметки записанных на доске.

2) Петя, ученик 2 класса, получив неудовлетворительную отметку спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?»

3) Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение.

Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:

- Как называется эта буква…? Что здесь написано?

Девочка молчит.

- Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - и мама уходит со своим делом на кухню.

Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений нет.

- Сегодня гулять не пойдёшь! Будешь читать!- заявляет мать.

4) Тренер болгарской сборной по гимнастике Ж. Шишманова рассказывала такой случай:

«За полтора месяца до чемпионата мира было решено сделать броски скакалки обязательным элементом программы. Мы не были к этому готовы. Мы работали с завязанными глазами. Когда из 50 попыток получалось 50, я говорила «хорошо». Когда из 100 получалось 98, я говорила «ещё». Так продолжалось до последнего момента. На первенстве мира Мария, Нешка и Румяна не сделали ни одной ошибки. Никто не мог предположить, что мы выучим этот элемент так быстро».

Ответ: 1, 4.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

Обучающийся должен знать теоретические позиции отечественной психологии на вопрос о субъектных характеристиках человека; уметь использовать знание теоретических позиций деятельностного подхода для решения практических задач; владение теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации различных точек зрения на проблему развития субъектности в процессе деятельности.

Рекомендации по выполнению НИРС.

1. Проблема субъекта в работах А. В. Брушлинского.

2. Субъект – категория интрапсихологическая.

3. Субъект творчества в работах Д. Б. Богоявленской.

4. Субъект жизненного пути в работах К. А. Абульхановой.

5. Содержание понятия «субъект» в работах С. Л. Рубинштейна.

Рекомендованная литература по теме занятия.

основная:

1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.

2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

дополнительная:

1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

1. Тема №10 «Общение как деятельность»

2. Формы работы:

- Подготовка к практическим занятиям.

Подготовка с использованием лекции и основной литературы.

Анализ литературных источников по теме «Общение как деятельность»

- Подготовка материалов по НИРС.

Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.

Наши рекомендации