Самоконтроль по ситуационным задачам. 1. Оцените, в каких из следующих суждений термин «деятельность» используется корректно?
1. Оцените, в каких из следующих суждений термин «деятельность» используется корректно? Каков общий принцип использования данного термина?
1) В педагогических вузах изучается курс «Анатомия и физиология высшей нервной деятельности».
2) Деятельность — способ существования личности.
3) Психическая деятельность головного мозга изучалась многими учеными.
4) Большое значение в воспитании имеет принцип деятельностного подхода к изучению процесса развития личности.
5) Деятельность реализуется в действиях.
6) Деятельность животного оказалась не соответствующей условиям задачи.
7) Кора головного мозга — орган психической деятельности.
8) Педагогическая деятельность — один из самых сложных видов деятельности.
9) Деятельность рыб обусловливалась следующими обстоятельствами...
10) Одним из видов деятельности является ходьба.
В мышлении большую роль играет интуитивная деятельность.
Ответ: Согласно теории деятельности А.Н.Леонтьева, термин «деятельность» относится к процессам, регулируемым осознанной целью. Субъектом деятельности является личность (или общество). Поэтому, строго говоря, не может идти речи о деятельности какого-либо органа, например нервной системы, головного мозга, или деятельности животных. Не являются деятельностью автоматизированные формы поведения или звенья мыслительного процесса.
2. Среди описанных ситуаций выделите те, которые описывают человека – субъекта деятельности:
1) На уроке трудового обучения.
- Выйдите со своими поделками ребята первого ряда, - говорит учитель.
- Посмотрите, - обращается учитель к классу, - чья поделка вам понравилась. Почему?
При ответе пользуйтесь критериями оценки, которые записаны на доске.
Дети отвечают.
- Какую отметку поставим? Почему?
Учитель соглашается или не соглашается с мнением детей, высказывая своё мнение привлечением критериев отметки записанных на доске.
2) Петя, ученик 2 класса, получив неудовлетворительную отметку спрашивает: «Как же так, я же старался, я же хорошо учил, а отметка плохая?»
3) Таня (6 лет 6 месяцев) учится в 1 классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение.
Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:
- Как называется эта буква…? Что здесь написано?
Девочка молчит.
- Ну, вот, ничего не знаешь! На, учи сама! - и мама уходит со своим делом на кухню.
Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений нет.
- Сегодня гулять не пойдёшь! Будешь читать!- заявляет мать.
4) Тренер болгарской сборной по гимнастике Ж. Шишманова рассказывала такой случай:
«За полтора месяца до чемпионата мира было решено сделать броски скакалки обязательным элементом программы. Мы не были к этому готовы. Мы работали с завязанными глазами. Когда из 50 попыток получалось 50, я говорила «хорошо». Когда из 100 получалось 98, я говорила «ещё». Так продолжалось до последнего момента. На первенстве мира Мария, Нешка и Румяна не сделали ни одной ошибки. Никто не мог предположить, что мы выучим этот элемент так быстро».
Ответ: 1, 4.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
Обучающийся должен знать теоретические позиции отечественной психологии на вопрос о субъектных характеристиках человека; уметь использовать знание теоретических позиций деятельностного подхода для решения практических задач; владение теоретическими знаниями и практическими умениями для дифференциации различных точек зрения на проблему развития субъектности в процессе деятельности.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Проблема субъекта в работах А. В. Брушлинского.
2. Субъект – категория интрапсихологическая.
3. Субъект творчества в работах Д. Б. Богоявленской.
4. Субъект жизненного пути в работах К. А. Абульхановой.
5. Содержание понятия «субъект» в работах С. Л. Рубинштейна.
Рекомендованная литература по теме занятия.
основная:
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.
2. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
дополнительная:
1.Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
1. Тема №10 «Общение как деятельность»
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Подготовка с использованием лекции и основной литературы.
Анализ литературных источников по теме «Общение как деятельность»
- Подготовка материалов по НИРС.
Работа с дополнительной литературой, написание рефератов по предложенным темам.