Кризисы взрослого человека. Типы и факторы кризисов профессионального становления
Общая схема соотношения разных типов кризисов: а) нормативные кризисы: кризисы психического развития; кризисы профессионального становления - это все возрастные кризисы; б) ненормативные (необязательные) кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы…), невротические кризисы (перестройка сознания, инстинкты, иррациональные тенденции, т.е. внутренние конфликты) - это все жизненные кризисы.
Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:
1. Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом.
2. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд).
3. Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром "эмоционального сгорания").
4. Вступление в новую должность (а также - участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.).
5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. При этом, вопреки распространенному мнению, сами "трудоголики" характеризуются как: специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях.
6. Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе, "служебный роман").
Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.
Еще Л.С. Выготский выделил три фазы возрастных кризисов:
o предкритическую (обострение противоречий между субъективной и объективной составляющими социальной ситуации развития);
o критическую (это противоречие начинает проявляться в поведении);
o посткритическую (противоречие разрешается путем образования новой
o социальной ситуации развития).
Кризисы и факторы, обусловившие кризис:
1) Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 до 16-17 лет)
· Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация.
· Несформированность "Я-концепции" и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением "красиво пожить" и т.п.)
2) Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении)
· Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой
· Перестройка ведущей деятельности (испытание студента "свободой" по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто используется зарабатыванием денег, что фактически позволяет говорить о ведущей деятельности для многих студентов не как об учебно-профессиональной, а как о собственно профессиональной (точнее - о деятельности "подрабатывающей")
3) Кризис профессиональных экспектаций - неудачного опыта адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, кризис профессиональной адаптации
· Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами - новыми "приятелями")
· Освоение новой ведущей деятельности - профессиональной
Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности
4) Кризис профессионального роста (23-25 лет)
· Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это усугубляется сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников.
· Потребность в дальнейшем повышении квалификации
Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей
5) Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)
· Стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось…)
· Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом
· Ревизия "я-концепции", связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. В немалой степени - это следствие переориентации с ценностей, характерных для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких
6) Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)
· Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации
· Коррекция "я-концепции" также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы
· Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом
· Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья
Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы
7) Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией)
· Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли
· Сужение социально-профессионального поля
· Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья
8) Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию)
· Новый способ жизнедеятельности, главной особенностью которого является появление большого количества свободного времени. Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу
· Сужение финансовых возможностей.
· Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и т.п.
· Утрата профессиональной идентификации.
· Общая неудовлетворенность жизнью.
· Чувство своей "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости.
· Резкое ухудшение здоровья