Дополнительный материал для проведения занятий
Управляй своей жизнью сам!!!!
В жизни каждого человека наступает такой момент, когда ему необходимо разобраться в себе. У всех людей есть определенные составляющие, диктующие то иное состояние. В каждой личности как бы сохраняется та маленькая личность, которой он был в свои три года - ребенок или дитя. В любом человеке есть также и его собственные родители. Имеется третье состояние, отличающееся от этих двух. Первые два состояния названы Родитель иРебенок (или Дитя), а третье состояние — Взрослый. Эти состояния бытия — не роли, а психологическая реальность. Переходы из одного состояния в другое очевидны по манерам, внешнему виду, словам и жестам. Но всех нас иногда занимает вопрос «правда ли, что с детства можно быть взрослым или до старости оставаться ребенком? Постарайтесь честно ответить на следующие вопросы и проанализируйте свои ответы.
Вы потеряли важные документы, что вы подумаете?
Вы получили неожиданно в наследство огромную денежную сумму, как вы ей распорядитесь?
Представьте ситуацию: вы сильно устали, а ваш ребенок отказывается помогать вам в домашних делах, вы думаете...
Любите ли вы давать советы?
Просят ли совета у вас?
Ваш любимый сказочный герой?
Итак, каждая личность имеет три состояния «Я», Эти три состояния определяются следующим образом.
Состояние «Я» родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от своих родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего ребенка. - Когда вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши родители, вы находитесь в состоянии «Я» родителя. Когда вы действуете, чувствуете, думаете подобно тому, как это делали ваши родители, вы находитесь в состоянии «Я» родителя.
Состояние «Я» взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая. - Когда вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, вы находитесь в состоянии «Я» взрослого. Когда вы имеете дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой, вы находитесь в состоянии «Я» взрослого.
Состояние «Я» ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражает как бы «старое» (архаичное) поведение детства.- Когда вы чувствуете и ведете себя подобно тому, как вы это делали в детстве, вы находитесь в состоянии «Я» ребенка.
Задание:
Отметьте на луче по времени, в каком состоянии вы чаще находитесь?
Родитель
Заботящийся родитель__________________________________
Критикующий родитель_________________________________
Взрослый_________________________________________
Ребенок
Благополучный ребенок,
любознательный, оптимистичный играющий____________________
Неблагополучный ребенок
Капризный, избалованный тревожный_____________________________
Тест «Выявление Я-состояния» по Э.Берну.
Инструкция. Оцените каждое из приведенных ниже высказываний в баллах от 0 до 10, принимая во внимание то, что 10 баллов - наибольшая выраженность высказывания в отношении Вас, а 0- наименьшая.
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать жизнь своих детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому(ой).
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свои обязанности.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решения, я стараюсь продумывать все его последствия.
12. младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Я, как и многие люди, бываю обидчив(а).
14. Мне удается в людях видеть больше, чем они говорят о себе.
15. Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.
16. Я увлекающийся человек.
17. Мой основной критерий оценки человека- объективность.
18. Мои взгляды неколебимы.
19. Бывает, я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20. Правила оправданы до тех пор, пока они полезны.
21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.
Подсчитайте баллы.
Состояние «Дитя» - 1 + 4 + 7 + 10 + 13 + 16 +19 =
Состояние «Взрослый» - 2 + 5 + 8 + 11 + 14 + 17 + 20=
Состояние «Родитель» - 3 + 6 + 9 + 12 + 15 + 18 + 21=
Человек может находиться в определенный момент находиться лишь в одном состоянии
И теперь, в заключение, мы хотим задать Вам, читатель, вопрос: «Как Вы думаете,из какой жизненной позиции можно стать здоровым и счастливым, научиться любить и дружить и « создать хорошую семью? Надеемся, что ты понял: из позиции Взрослого, который умеет радоваться жизни как дитя и быть ответственным как родитель.
Подарок
В случае если у Вас есть цель, которой Вы хотите достичь, но другое желание противоречит этой цели, проанализируйте свое мотивационное состояние, отвечая самому себе на следующие вопросы:
1. Хочу ли я достичь своей цели?
2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься?
3. Что мне хочется делать?
4. Как соединить это с тем, что я решил сделать?
Алгоритм картины будущего
1. Определите свою цель на 5 лет вперед.
2. Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего:
— Кем Вы будете через 5 лет?
— Какое к этому времени Вы получите дополнительное образование?
— Каков будет Ваш ежемесячный доход?
— Как Вы будете себя чувствовать?
— Какими будут Ваши перспективы на будущее?
3. Определите, что Вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобы добиться этой цели.
4. Сформулируйте свой девиз на ближайшие 3 месяца и сделайте карточку, на которой был бы напечатан этот девиз.
5. Носите карточку с собой и доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.
6. Через 3 месяца сформулируйте новый девиз.
7. Повторяйте действия по пунктам 5 и 6 еще 2 раза в течение
года.
7. В конце года сопоставьте полученный результат с Вашей целью на год.
Мудрые мысли:
Счастье, что само пришло к тебе, уходя, заставит проклинать.
/Древнеиндийский афоризм /
Счастливый человек и при малом достатке не теряет хорошего расположения духа, а у несчастливого и при большом достатке душа не радуется.
/Демокрит/
Без мучений счастья не добиться.
/Индийское изречение/
Не познав горя, счастья не узнаешь.
/Армянская пословица/
Горя бояться - счастья не видать.
/Русская пословица/
Никогда не считай счастливым того, кто зависит от счастливой случайности.
/Сенека/
Не обязательно жить, но обязательно жить счастливо.
/Ж. Ренар/
Общий закон жизни - стремление к счастью и постепенное его осуществление.
/В. Короленко/
Где нет стремления к счастью, там нет стремления вообще. Стремление к счастью - стремление стремлений.
/Л. Фейербах/
Счастье делает людей духовно здоровыми и чистыми.
/Р. Люксембург/
Счастье не в том, чтобы делать всегда то, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
/Л. Толстой/
Кто за счастье борется, к тому оно и клонится.
/Русская пословица/
Счастье можно заработать и завоевать, но не получить в готовом виде из рук благодетеля.
/Д.Писарев/
Счастье ощутимо не столько при достижении желаемого, сколько в процессе достижения.
/К.Гельвеций/
Когда в жизни нет иной цели, кроме себялюбивого счастья, жизнь становится бесцельной.
/Р.Роллан/
Несчастье большинства людей в том, что они считают себя способными на что-то большее, чем в состоянии сделать.
/А. Горький/
Непомерные притязания - вот источник наших горестей, а счастья в жизни можно достичь лишь тогда, когда он иссякнет.
/Н. Шамфор/
Кто считает себя несчастливым, тот сам себя делает несчастным.
/К. Гельвеций/
Счастлив тот, кто умеет не сожалеть о невозвратном.
/Античный афоризм/
Счастлив сохранивший в старости все свои чувства.
/Д. Фонвизин/
Каждый - кузнец своего счастья.
/Саллюстий/
Счастье и несчастье человека в не меньшей степени зависят от его нрава, чем от судьбы.
/Ф.Ларошфуко/
Счастью человека помогают, конечно, внешние условия, но его судьба находится, в основном, в его руках.
/Ф. Бэкон/
Судьбу каждого человека формируют его нравы.
/Античный афоризм/
Судьба неизбежнее, чем случайность. Не зря говорят: “Судьба заключена в характере”.
/Акутагава Рюноскэ/
В судьбе нет случайностей; человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу.
/Л. Толстой/
К судьбе надо относиться так же, как и к своему здоровью: когда она нам благоприятствует - наслаждаться ею, а когда капризничает - выжидать, стараясь не прибегать к сильнодействующим средствам.
/Ф. Ларошфуко/
Любовь есть соединение любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями и осуществление через него своего смысла жизни.
/А. Платонов/
Любовь - это цветы нравственности; без здорового нравственного корня - нет и благородной любви.
/В. Сухомлинский/
Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.
/Л. Толстой/
Чтобы любить друг друга, нужно бороться с собой.
/Ф. Достоевский/
Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит и весь мир.
/Э. Фром/
Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.
/Р. Роллан/
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь стать лучше себя.
/М. Пришвин/
Чем сильнее у человека характер, тем менее он склонен к непостоянству в любви.
/Стендаль/
Любовь, которая не обновляется ежедневно, превращается в привычку, а та, в свою очередь, - в рабство.
/Д. Джебран/
Нельзя любить ни того, кого боишься, ни того, кто боится тебя.
/Цицерон/
Тосковать о том, кого любишь, много легче, чем жить с тем, кого ненавидишь.
/Ж. Лабрюйер/
Если ты любишь, не вызывая взаимности, то любовь твоя бессильна, она - несчастье.
/К. Маркс/
Супружеская любовь создаёт человеческий род, дружеская любовь совершенствует его, а распутная - унижает и развращает.
/Ф. Бэкон/
Только муж с женой вдвоём образуют полноценного человека.
/Л. Фейербах/
Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
/А.Шопенгауэр/
Жениться надо так же, как и умирать, то есть только тогда, когда уже не можешь иначе.
/Л.Толстой/
Жена и дети учат человечности, холостяков учить некому, поэтому они мрачны и суровы.
/Ф.Бэкон/
Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, а плохая - ждёт его.
/В. Ключевский/
Брак без детей, как день без солнца.
/Античный афоризм/
Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, она тогда наполняется кошмарами.
/Ш. Сент-Бёв/
Семья - это та первичная среда, где человек должен научиться творить добро.
/В. Сухомлинский/
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
/В. Белинский/
Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье.
/Демокрит/
Привычка всего прочнее, когда берёт начало в юные годы; и это называется воспитанием, и оно является ни чем иным, как сложившимися привычками.
/Ф. Бэкон/
РАЗДЕЛ