Что такое «внутренняя деятельность»?
Внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Наконец, они дают человеку возможность избежать грубых, а иногда и роковых ошибок. 2 важных тезиса:
Во-первых, подобная активность - деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от нее только формой протекания.
Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план.
Структура деятельности.(по зайцевой)
Деятельность состоит из действий. Действие – это процесс, направленный на достижение цели. Возникает жёсткая связка: "Действие-цель", т.е. цель порождает действие. Цель всегда осознаваема.
Цель – это образ ожидаемого результата. В момент осуществления действия цель держится в голове. Отсюда делается вывод (Выгодский, Леонтьев): как нет действия без цели, так нет и цели без последующих действий, направленных на её достижение. Деятельность проявляется в материальном виде (в виде перемещения материальных частей тела, каких-то объектов природы и т.д.), но это материализованное поведение не возможно без акта сознания. Деятельность без цели невозможна, но и цель без деятельности также невозможна. Отсюда вывод о единстве сознания и поведения.
Теория деятельности (практический аспект – мотивация персонала)
Единственно возможной формой существования живых объектов – активность.
Человечность (человеческая сущность) черпается из окружающей среды, к-ая обладает предметностью. Д-ть ч-ка протекает не просто в объектном, а именно в предметном пространстве. Ч-к рождает животным – биологическим объектом. Ч-к становится Человеком только через взаимодействие с предметной средой. В реальной жизни социализированному ч-ку очень сложно отделить предметный мир от объектного. (Объектный мир в данном случае приравнивается к миру животному).
Деятельность подразделяется на четыре уровня:
- Вид деятельности (задаётся целью);
- Действие (задаётся задачей);
- Операция;
- Психофизеологические реакции.
Животным свойственны некоторые операции в виде рефлексов (условных и безусловных). Выше животные по этой схеме не поднимаются.
Любой живой организм – система открытая (Асмолов). Закрытая система самодостаточна, т.е. ей не требуется взаимодействие с внешним миром. У человека есть некие потребности (нужды) в некоторых объектах, с помощью к-ых данный организм может поддержать собственную жизнедеятельность. Физеологическая нужда (драйв) противопоставляется психологической потребности.
Некая физеологическая нужда запускает механизм психофизеологической реакции (еда, питьё, отдых, секс), т.е. есть некий объект, к-ый находится вне живого организма, к-ый может удовлетворить физеологическую нужду.
Развитие ребёнка.
Ребёнок рождается с набором физиологических нужд, определённых генетически, т.е. они не требуют контроля сознания. Помимо обозначенных нужд (их список гораздо шире, чем то, что описано выше). На врождённые физеологические нужды указывал Маслоу. Есть ещё врождённые потребности (драйвы) – общение с себе подобными и информация из внешнего мира (интерес к окружающей действительности – познавательная потребность).
Статистика: заключённые в одиночные камеры люди живут не больше 5 лет.
Когда в организме формируется состояние нужды, из множества объектов внешнего мира (к-ые, вообще говоря, могут быть удовлетворены различным образом), начинается хаотический поиск объекта, способного удовлетворить эту потребность. ("Хочу не знаю чего").
Теорией деятельности был вскрыт механизм: от природы нам запрограммирована только сама нужда, но объект, с помощью к-ого эта потребность может быть удовлетворена, генетически не заложен (нужда в пище может быть удовлетворена разными объектами в пределах допустимых физеологических рамках).
Вместе с тем в какой-то момент эту поливариативность объектов нужно ограничить (иначе деятельность ч-ка будет носит хаотический характер). Как только потребность удовлетворяется в первый раз с помощью к-то объекта, происходит опредмечивание потребности. Через механизм импринтинга возникает жёсткая связка между потребностью и предметом. ("Хочу именно сладкого, солёного и т.д.").
Если бы ч-к оставался на уровне животного, его потребности оставались бы на уровне физеологических нужд (его потребности удовлетворялись бы с помощью ногтей и зубов (аллюзия на Маркса)). Когда объектом, на к-ый направлена потребность, опредмечивается (становится результат человеческого труда), мы имеем дело с мотивом.