Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента
Тема 1.
1.Кто является основателем эмпирической психологии способностей и одаренности?
2.Как понимается одаренность с позиций нативизма?
3.Какой тип мышления лежит в основе креативности (по Дж. Гилфорду)?
4.Какие модели одаренности называются многофакторными?
5.Когда изучение одаренности становится практикоориентированной отраслью?
Тема 2.
6. Перечислите этапы развития отечественной теории одаренности.
7. Как развивалась психология одаренности в начале ХХ века?
8. С чем связано временное прекращение исследований одаренности в 40-е годы ХХ века?
9. Каков вклад Б.М. Теплова в развитие отечественной психологии одаренности?
10. Какова роль «Рабочей концепции одаренности» в развитии психологии одаренности как науки?
Тема 3.
11. Чем отличается житейское и научное представление об одаренности?
12. Кому принадлежит определение одаренности как потенциала, готовности к развитию?
13. Чем отличается одаренность актуальная от одаренности потенциальной?
14. Перечислите основания для выделения видов одаренности.
15. Перечислите признаки одаренности.
Тема 4.
16. Что такое диссинхрония?
17. Как проявляется перфекционизм?
18. Почему одаренный ребенок часто прерывает собеседника?
19. Перечислите основные характеристики гармонического типа развития одаренности.
20. Перечислите основные характеристики дисгармонического типа развития одаренности.
Тема 5.
21. Что такое общая одаренность?
22. Перечислите специальные виды одаренности.
23. Назовите признаки раннего проявления общей одаренности.
24. Кто описал вундеркиндный и невундеркиндный пути становления одаренности?
25. Назовите структурные компоненты одного из видов специальной одаренности.
Тема 6.
26. Каковы принципы интегрального исследования способностей и одаренности?
27. Какие виды одаренности изучались в Пермской психологической школе?
28. В чем проявляется гендерный подход к изучению одаренности?
29. Чем отличаются проявления педагогической одаренности мальчиков-юношей и девочек-девушек?
30. Что является ядром музыкальной одаренности школьников?
Тема 7.
31. Что такое идентификация одаренности?
32. Перечислите принципы диагностики одаренности.
33. Охарактеризуйте комплексный подход к диагностике одаренности
34. Перечислите методы исследования интеллекта.
35. Назовите методики, диагностирующие креативность.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки
Тема 1.
1. Составьте схему развития зарубежной науки об одаренности
2. Дайте характеристику современного этапа развития психологии одаренности
3. Подготовьте конспекты выступления на семинаре.
4. Составьте тест, состоящий из 10 вопросов по теме
Тема 2.
5. Проведите сравнительный анализ истории становления отечественной и зарубежной науки об одаренности
6. Выберите тему доклада на семинаре и подготовьте сообщение по ней
7. Подготовьте конспекты выступления на семинаре.
8. Составьте тест, состоящий из 10 вопросов по теме
Тема 3
9. Подберите в периодической печати (специальные психологические журналы) за последние 5 лет статью, посвященную проблеме одаренности. Подготовьте по ней сообщение.
10. Проанализируйте определения одаренности. Выделите общее и специфическое в каждом из них.
11. Подготовьте конспекты выступления на семинаре.
12. Составьте тест, состоящий из 15 вопросов по теме
Тема 4.
13. Подготовьте аннотацию на литературу (монографии, статьи в сборниках, материалы периодической печати) по проблеме личностных проявлений одаренного ребенка
14. Подготовьте конспекты выступления на семинаре.
15. Дополните список мифов, окружающих одаренность и одаренного ребенка. Приведите приметы.
16. Составьте тест, состоящий из 10 вопросов по теме
Тема 5.
17. Выберите тему доклада на семинаре, расширяющую предложенный материал и подготовьте сообщение по ней
18. Составьте таблицу: Проявления одаренности в школьных возрастах
№ п/п | Возраст | Проявления общей одаренности |
Младший школьный | ||
Средний школьный | ||
Старший школьный |
19. Найдите видеоматериалы, иллюстрирующие проявления общей и специальной одаренности. Составьте план анализа материалов.
20. Подготовьте конспекты выступления на семинаре
21. Составьте тест, состоящий из 15 вопросов по теме
Тема 6.
22. На основе анализа работ Пермских исследователей одаренности составьте таблицу «Детерминанты специальной одаренности» (по 1 виду одаренности). Выделите детерминанты нейродинамического, психодинамического и личностного уровней индивидуальности.
23. Составьте предложения по дальнейшему развитию исследования проблемы одаренности с позиций теории интегральной индивидуальности.
24. На основе анализа эмпирических работ, посвященных гендерным различиям в проявлениях одаренности, заполните таблицу (по 1 виду одаренности)
Таблица
Гендерные характеристики …………… одаренности
№ п/п | Гендерные различия | |||||
Степень выраженности копонентов | Структура | Связь с индивидуальностью | ||||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
25. Подготовьте конспекты выступления на семинаре
26. Составьте тест, состоящий из 10 вопросов по теме
Тема 7
27. Подготовьте конспекты выступления на семинаре
28. Подберите пакет диагностических методик для исследования общей (или специальной) одаренности школьников разных возрастов.
29. Проведите исследование общей (или специальной) одаренности детей младшего, среднего, старшего школьного возраста.
30. Составьте отчет по результатам тестирования.
31. Составьте тест, состоящий из 15 вопросов по теме
Содержание и формы промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических и практических занятий, выполнить самостоятельную работу на пороговом уровне.
Формы аттестации по дисциплине «Психология одаренности»:
· Зачет
Вопросы к зачету по курсу «Психология одаренности»
1. История развития проблемы одаренности. Взгляды Ф. Гальтона, Ч. Ломброзо, Ч. Спирмена, Л. Термена, Г.Айзенка, В. Штерна и др. на природу одаренности.
2. Представления Дж. Гилфорда и П. Торренса об одаренности.
3. Современные исследования одаренности в зарубежной психологии.
4. Основные этапы развития отечественной психологии одаренности.
5. Разработка теории одаренности в трудах Н.С. Лейтеса.
6. Современные представления об одаренности в отечественной психологии.
7. Рабочая концепция одаренности: цели, задачи, содержание.
8. Многофакторные модели одаренности (Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Дж. Фельдхъюсен, Э. Ландау, Р. Милграм).
9. Системный подход к одаренности (В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, Ю.Д. Бабаева, В.А. Моляко и др.)
10. Понимание одаренности в русле теории интегральной индивидуальности.
11. Основные результаты эмпирических исследований одаренности в Пермской психологической школе.
12. Понятие одаренности.
13. Специфика проявления одаренности в детских возрастах.
14. Виды одаренности. Основные классификации видов одаренности.
15. Основные признаки одаренности.
16. Возрастные и гендерные характеристики одаренности.
17. Специфика личностного развития одаренных детей
18. Основные проблемы одаренных детей.
19. Диссинхрония психического развития одаренных детей.
20. Психологический анализ мифов, окружающих одаренность .
21. Общая одаренность.
22. Умственные способности и возраст.
23. Психологическая характеристика креативности.
24. Специальная одаренность.
25. Психологическая характеристика педагогической одаренности
26. Психологическая характеристика музыкальной одаренности
27. Психологическая характеристика технической
28. Теоретические основы идентификации одаренности.
29. Методы исследования интеллектуальной одаренности
30. Методы исследования креативности