Процесс обучения персонала( методы и технологии обучения персонала, этапы и виды)

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками.

Процесс:

Виды обучения: подготовка новых работников, переподготовка, повышение квалификации, развитие компетенции. Формы обучения: групповое и индивидуальное обучение. По длительности можно выделить долгосрочное , среднесрочное и краткосрочное обучение.

Методы обучения делятся на традиционные и активные. К традиционным относятся лекции, семинары и учебные видеофильмы. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний. Несмотря на то, что традиционные методы преобладают и сегодня, они имеют ряд недостатков: не позволяют учитывать разный уровень знаний, не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы[i].

Также методы обучения персонала можно разделить на две группы[1]:

обучение на рабочем месте: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места, направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, наставничество, круглые столы, метод делегирования ответственности и другие методы;

обучение вне рабочего места: чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций, проведение конференций качества и другие методы.

Виды обучения:

1.Профессиональная подготовка .

2.Дополнительное профессиональное образование:

- повышение квалификации- расширении и углублении теоретических и практических знаний по той же профессии или специальности.

Потребность в повышении квалификации – закономерный и объективный процесс, связанный с развитием производительных сил. Квалификационный уровень работника должен соответствовать или даже быть выше требований, предъявляемых производством.

Основными формами повышения квалификации являются: производственно-технические курсы, школы по изучению передовых методов труда, курсы по овладению вторыми и совмещаемыми профессиями и специальностями, курсы целевого назначения на предприятиях, институты и факультеты повышения квалификации инженерно-технических работников и др. (краткосрочн до 72ч.-сертификат, среднесрочн от72 до 100ч-удостоверение гос образца, долгоср от 100ч-свидетельство)

- переподготовка - это обучение новым профессиям или специальностям работников, высвобождающихся в связи с техническим прогрессом. При переподготовке используются те же формы и виды обучения, что и при подготовке кадров, однако особенностью при переподготовке является то, что продолжительность обучения варьируется с учетом требований производства и фактических профессиональных знаний учащихся. Здесь рабочий имеет уже определенную квалификацию, знаком с общими правилами производственной деятельности, обладает соответствующими навыками и опытом. (от 500ч- диплом)- стажировка 3. Бизнес-образование.

17 = 58. Мотивация труда: мотивы, стимулы, потребности.

Мотивация – процесс формирования мотива. Мотив – приводить в движение. Мотивация – сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием).

Уровни мотивации:

· Физический (физические потребности);

· Экономический (за деньги, неважно какая работа);

· Социальный;

· Моральный (самый высокий – когда человеку нравится его работа, труд приносит ему радость).

Основной процесс мотивации состоит из потребности, побуждения и вознаграждения.

Потребности – это осознанное отсутствие чего-нибудь, вызывающее побуждение к действию.

Побуждение – это ощущение недостатка в чем либо, имеющее определенную направленность. Это то, что осознается как средство удовлетворения потребности. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждения – это то, что человек считает для себя ценным.

Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленнойцели.

Главное в мотивации - ее неразрывная связь с потребностями человека. Человек стремится снизить напряжение, выражающееся в состоянии беспокойства и тревоги, которое возникает у него, когда он испытывает нужду (не всегда осознаваемую) в удовлетворении какой-либо потребности (биологической или социальной).

Пирамида потребностей А.Маслоу, где факторы объединены в группы.

Первичные (физиологич потреб-и, безоп-ть и защищенность);

Вторичные (соц потреб-ти, потребь в уважении и самовыражение).

Наши рекомендации